Блог им. Koleso
Человечество. История, вселяющая надежду. Рутгер Брегман
Humankind. A Hopeful History · Rutger Bregman
Анализируя и переплетая исторические факты и философские идеи, научные эксперименты и недавние истории из жизни, идеи психологов и стратегии бизнесменов,
Автор подводит читателя к непривычному выводу о том, что человек по своей натуре не агрессивный и жадный эгоист, а внутренне мотивированный, заинтересованный и дружелюбный альтруист.
Руководствуясь этой «провокационной» мыслью, Брегман предлагает пересмотреть устройство мира, начиная с организации школ, бизнесов, исправительных учреждений и политических институтов.
Три причины познакомиться с обзором:
8главных идей обзора:
1. Многочисленные факты из жизни и эксперименты психологов опровергли широко распространенную «теорию внешнего лоска», в силу которой человек, лишенный минимальных достижений цивилизации, быстро теряет человеческий облик.
2. Новости СМИ, «Фейсбука» и «Твиттера» искажают наше восприятие действительности, так как фокусируются исключительно на негативных сенсациях, привлекающих внимание зрителей и деньги рекламодателей.
3. Особенностями homo sapiens, позволившими им единственным выжить на протяжении миллионов лет и покорить мир, оказались дружелюбие, способность к обучению, установлению социальных связей сотрудничеству.
4.Если человек все же становится на путь зла, ему необходимо прятаться за лживыми клише и пропагандой, оправдывающими его недостойные поступки фальшивой добродетелью.
5. Убежденность во врожденной порочности человека развивает цинизм, равнодушие и апатию, в то время как вера в человеческую порядочность побуждает бороться с проявлениями зла и несправедливости.
6. система образования должна быть построена на игровых принципах, позволяющих детям заниматься тем, к чему влечет их любопытство, экспериментировать, творить и делать открытия.
7. Лучшим местом исправления и перевоспитания преступников являются тюрьмы Норвегии, в которых отсутствуют камеры и решетки и где к заключенным относятся с уважением.
8. Личные контакты между людьми разных национальностей, цвета кожи и вероисповедания помогают преодолевать стереотипы, ненависть и расизм.
(Homo sapiens — человек дружелюбный).
Среди философов испокон веков преобладал миф о том, что человек по своей природе агрессивен, эгоистичен и склонен к панике.
Если у него отобрать элементарные достижения цивилизации — еду, жилье, питьевую воду и минимальное чувство личной безопасности, человек вернется в животное состояние войны всех против всех.
Эту идею, представляющую альтруизм и доброту как глупую игру, происходящую от безделья и сытости, голландский биолог Франс де Вааль назвал «теорией внешнего лоска».
Исходя из этой теории, немцы во время Второй мировой войны сбросили более 80 тысяч бомб на Лондон в надежде, что люди сойдут с ума от страха, начнутся паника, хаос и насилие, которые должны были довершить падение Англии.
Оказалось, все наоборот: в ситуации кризиса англичане проявляли несказанное мужество, доброту и не теряли чувство юмора.
Идеи обладают огромной силой.
Мы являемся отражением наших убеждений.
Мы находим то, что ищем.
Если мы убеждены, что людям нельзя доверять, то мы так и обращаемся друг с другом.
Наше отношение к миру формируется в том числе на основе нашего восприятия других людей.
Если мы хотим разрешить проблемы современности — от глобального потепления до преодоления пропасти непонимания между людьми, мы должны радикально пересмотреть наш мрачный взгляд на человеческую природу.
И если окажется, что мы не эгоистичные животные, которых надо все время регулировать, сдерживать и ограничивать, то нам потребуются лидеры нового качества.
В компании, где работают люди, которых не надо без конца мотивировать, не нужны менеджеры.
Демократии, в которой участвуют граждане, не нужны профессиональные политики.
(Синдром мировой подлости).
Мы склонны доверять членам своей семьи, друзьям, соседям и сослуживцам.
Однако результаты исследований свидетельствуют о том, что мы совершенно не склонны доверять всему остальному человечесрезул
Почему так происходит?
За последние несколько десятилетий существенно снизился уровень бедности в мире, стало меньше жертв военных действий, меньше голодающих, меньше преступности, меньше детской смертности и эксплуатации детского труда, меньше жертв стихийных бедствий и крушений самолетов.
Так почему же народ в 30 разных странах считает, что мир вокруг становится только хуже?
Ответ простой: все эти люди регулярно смотрят новости.
Природа новостей такова, что они концентрируются на исключительных событиях (террористическая атака, стихийное бедствие).
нас кормят негативными сенсациями, которые порождают синдром мировой подлости.
Его симптомы: цинизм и пессимизм, убежденность в человеческом эгоизме, бессилии и невозможности изменить мир к лучшему.
(Гоббс против Руссо).
Доктрина о том, что человек по природе своей эгоист, имеет долгую традицию в западной философии.
Каждый из великих мыслителей — Августин, Макиавелли, Гоббс, Кальвин, Ницше — имел свой вариант «теории внешнего лоска».
Зигмунд Фрейд говорил: мы все — «потомки поколений убийц».
Христианская вера в первородный грех и восприимчивость человека ко злу распространена по сей день.
Самый заметный след в истории дискуссии о преобладании добра или зла в природе человека оставили работы Томаса Гоббса2 (1588–1679) и Жан-Жака Руссо (1712–1778).
Гоббс был пессимистом, убежденным в порочности человека.
Человек движим страхом и стремлением к власти. Отсюда анархия и война всех против всех. Чтобы справиться с порочной природой человека, надо отказаться от свободы и довериться всемогущему сюзерену, названному им в честь библейского морского чудища Левиафаном.
Он считал, что только государство способно обуздать наши низменные инстинкты.
Философия Гоббса служит опорой для миллионов диктаторов и директоров, губернаторов и генералов. «Дайте нам власть, иначе все будет плохо», — говорят они.
Руссо верил в доброту человеческого сердца и считал, что все зло от цивилизации.
До возникновения частной собственности, бюрократов и королей человек в своем естественном состоянии был сильным, здоровым и сострадательным.
Гражданское общество превратило его в эгоистичного и безразличного циника. Человек не должен был жертвовать своей свободой ради цивилизации.
Философия Руссо вдохновляет поколения анархистов, политических активистов и смутьянов.
«Дайте нам свободу, иначе все будет плохо», — говорят они.
Любопытно, что современные разногласия между лагерем консерваторов и либералов, реалистов и идеалистов уходят корнями в дискуссию, развернутую Гоббсом и Руссо.
(Главная ценность эволюции).
Ученые установили, что 50 тысяч лет назад на планете жили как минимум пять типов человекоподобных приматов, включая неандертальцев.
Как получилось, что выжил только homo sapiens?
Может, это случилось потому, что наши гены более живучи? Может, мы оказались сильнее, умнее, хитрее наших древних родственников?
На протяжении нескольких десятилетий ученые наблюдали за превращением диких лис в домашних животных.
Их отбирали по единственному признаку — дружелюбию.
Лиса четвертого поколения начала вилять хвостом. Появились и другие изменения внешности: уши опустились, кости стали тоньше, морды укоротились. Лисы стали издавать звуки, похожие на лай собак, и откликаться на имя.
Вероятно: изменения внешности, происшедшие в лисах, вызваны изменениями в их гормонах.
Более дружелюбные лисы производили меньше гормона стресса, больше серотонина (гормона счастья) и окситоцина (гормона любви).
Более того, ученые выявили еще один удивительный факт: дружелюбные «домашние» лисы оказались гораздо сообразительнее своих диких родственников.
Эта теория применима не только к лисам, но и к людям.
на протяжении тысячелетий более дружелюбные homo sapiens имели больше потомков.
Соответственно, эволюция человеческого рода обусловлена выживаемостью наиболее дружелюбных особей.
Другим важнейшим фактором, отличившим человека от других приматов, является наша способность к обучению, установлению социальных связей и сотрудничеству.
По мнению современных биологов, сотрудничество играет гораздо более важную роль в эволюции человека, чем конкурентная борьба.
Наши древние предки отлично понимали значимость коллектива и редко поклонялись отдельным личностям.
Откуда взялась агрессия?
Человек — социальное существо, однако мы испытываем большую привязанность к тем, кто похож на нас.
Окситоцин, гормон любви, оказывается, не только усиливает привязанность к близким, но и интенсифицирует антипатию к чужим.
Возможно, агрессия и насилие закодированы в генах человека.
Однако факты, говорят об обратном.
Опросы солдат, воевавших в Европе и Азии, показали, что только 15–25% солдат стреляли в критический момент из своего оружия.
«нормальному здоровому человеку крайне трудно убить другого человека, у большинства людей присутствует страх к агрессии, и это нормальная составляющая нашего эмоционального устройства».
И еще одно наблюдение из времен Второй мировой войны. Исследование причин гибели английских солдат показало, что 99% были убиты бомбой, миной, гранатой, то есть на большом расстоянии, кем-то, кто их в глаза не видел.
От лука и стрел до бомб и гранатометов — оружие совершенствовалось на протяжении истории для преодоления главной проблемы любых военных действий — нашего отвращения к насилию.
Человек практически не может убить другого, глядя ему в глаза.
Как каждый из нас готов стать вегетарианцем, если ради куска мяса надо самому убить корову, так и каждый солдат готов стать дезертиром, если враг окажется слишком близко.
Об этом же феномене свидетельствует осмотр солдатского оружия, найденного на поле битвы при Геттисберге во время Гражданской войны в США.
Оно показало, что 90% мушкетов остались неразряженными, а некоторые оказались заряженными многократно, не произведя ни одного выстрела.
Похожие открытия были сделаны и в отношении французской армии в 1860-х годах.
Эти факты свидетельствуют о том, что солдаты не старались убить врага.
«человек настроен на солидарность, поэтому насилие дается ему с трудом».
Археологические находки, относящиеся к доисторическим временам, когда еще не было гражданского общества, также не подтверждают идеи о том, что человеческой природе свойственна жестокость и насилие.
(Плоды цивилизации).
Антропологи рассказывают, что наши доисторические предки не признавали никаких авторитетов.
Лидерами становились более знающие или умелые члены сообщества. Если такой лидер обретал слишком много власти, его изгоняли с насмешкой либо, если юмор не помогал, запускали стрелу в спину.
Что же изменилось?
Во-первых, появилось имущество, которое стоило защищать.
Во-вторых, оседлые жители, в отличие от кочевников, постоянно сталкивающихся с незнакомцами, стали с подозрением смотреть на «иностранцев».
Человек-космополит уступил месту человеку-ксенофобу.
Харизматичные лидеры кланов, воевавших с другими кланами, постепенно накапливали власть и богатство и уже не хотели расставаться с позицией лидера и в мирное время.
Война стала той силой, которая подпитывала их власть и престиж.
Если мы хотим понять феномен войны, надо посмотреть на тех, кто к ней призывает: это генералы и короли, президенты и их советники.
Оседлый образ жизни и частная собственность положили начало новой эпохе в истории человечества. Один процент начал контролировать и подавлять остальные 99%, а наиболее велеречивые вояки вырастали из полевого командира в генерала, из вождя клана — в короля.
Появление первых поселений породило кардинальные перемены и в религиозной жизни.
Пытаясь объяснить засуху и голод, наводнения и болезни, мы стали верить в мстительных и всемогущих богов.
Возник целый класс церковнослужителей, якобы знавших, чем человек так разгневал богов и как их умиротворить. Впервые в истории появилось понятие греха.
Фермеры, способные прокормить армию, быстро вытеснили и поработили кочевников.
Войны требовали все больше и больше достатка, в погоне за которым деревни поглощались поселками, поселки вливались в города, которые завоевывались провинциями.
Так родилось государство.
Забавно, что такие вехи цивилизации, как появление денег, письменности и законов, возникли в качестве инструментов принуждения.
В Древних Афинах, колыбели западной демократии, две трети населения были рабами.
Великие мыслители древности — Платон и Аристотель — были убеждены, что развитие цивилизации невозможно без рабского труда.
Наше восприятие истории оказывается перевернутым с ног на голову.
Цивилизация стала синонимом мира и прогресса, а «дикие» доисторические времена ассоциируются с войнами и упадком.
На самом деле на протяжении многих тысячелетий истории человечества все было ровным счетом наоборот.
(Сила пропаганды: зло во благо).
Но если человек и правда по природе добр, то как объяснить зверства, вдохновленные Гитлером, Мао, Пол Потом?
Социальная психология взялась экспериментально доказать, что человеческая натура полна изъянов и человек легко склонен к совершению самых недопустимых деяний.
Стэнфордский тюремный эксперимент. Всемирную известность получил так называемый стэнфордский тюремный эксперимент.
Но, научный эксперимент, проведенный без подтасовок, показал, что нормальные люди не превращаются в злодеев, даже если их одеть в форму тюремных охранников.
Эксперимент Стэнли Милгрэма.
Стэнли Милгрэм, психолог из Йельского университета, прославился на весь мир, доказав, что человек готов проявлять любую жестокость, если он подчиняется указаниям авторитетной для себя личности.
Согласно Милгрэму, человеку свойственно слепо подчиняться приказу. Поэтому на вопрос о том, кто способен был посылать миллионы людей в газовые камеры, Милгрэм ответил: каждый из нас.
Однако впоследствии выяснилось, что эксперимент Милгрэма тоже был не вполне достоверным.
Ханна Арендт — одна из немногих философов, веривших в природную порядочность человека. Она считала, что если человек все же выбирает путь зла, то он обязательно будет прятаться за лживыми клише, прикидывающимися добродетелью.
Вера во врожденную порочность человеческой натуры оправдывает равнодушие и бездеятельность при столкновении со злом. Если ненависть или эгоизм заложены в человеке природой, то никто ничего с этим поделать не может. Но если верить в изначальную доброту человека, то возникает потребность действовать, бороться со злом и сопротивляться ему.
(Дружба как оружие)
В 1944 году перед психологами союзнических сил была поставлена задача разгадать секрет немецких солдат и понять, почему они сражаются до последнего и не сдаются.
Пропагандистские листовки о безнадежности военной ситуации для немецкой армии и о презренности нацистской идеологии никак не влияли на боевой дух немецких солдат.
И только в результате многочисленных допросов немецких военнопленных стало понятно, что солдаты так отчаянно сражались не за рейх, не за «кровь и почву», а ради дружбы, чтобы не подвести товарища.
армия сильна ровно настолько, насколько сильны дружеские связи между солдатами.
Дух товарищества — это то оружие, которым выигрывают войны.
(Порочная сила власти).
на высокие должности попадают не самые подлые, хитрые и изворотливые, как предполагал Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь», а наоборот, самые доброжелательные и сострадательные люди.
Однако, почувствовав вкус власти, человек кардинально изменяется.
это приобретенная социопатия, которая выражается в повышенной импульсивности, грубости, надменности и пренебрежении к интересам других людей.
Одним из проявлений властности является негативный взгляд на остальных людей.
Если вы обладаете властью, то, скорей всего, вы будете считать, что все остальные — ленивы и ненадежны, что ими надо руководить и направлять их и что вы как раз и есть лучший руководитель.
У сильных мира сего нет необходимости смотреть на мир с разных сторон или проявлять сострадание, потому что любой, кто раздражает, может быть проигнорирован или упрятан в тюрьму.
Похоже, что знаменитая «женская интуиция» обязана своим развитием подчиненным положением женщины по отношению к мужчине на протяжении столетий, так как именно от женщин ожидалось проявление широты ума и способность понимать точку зрения мужчины, а не наоборот.
Во все времена люди надеялись, что управлять ими рано или поздно придет идеальный лидер. Однако эти надежды редко оправдывались.
Придя к власти, даже порядочные люди теряют свою доброту и скромность. Они становятся бессовестными и перестают краснеть от стыда.
В современных демократиях бесстыдство является явным спутником власти.
Таких политиков ничто не сдерживает, и они готовы совершать поступки, на которые другие, более совестливые люди не решаются.
(Эффект Пигмалиона).
Современный капитализм, демократия и принцип верховенства закона исходят из представления об эгоистичности человеческой натуры.
А что, если это ошибочное убеждение?
Что, если школы, бизнесы и прочие институты гражданского общества будут в своей деятельности ожидать лучших проявлений человека?
эксперимент.
Учителям сказали, что некая группа школьников обладает высоким потенциалом.
Учителя стали уделять этой группе учеников больше внимания, их больше поддерживали и хвалили. У детей появилось больше уверенности в себе.
В результате по итогам учебного года IQ детей в этой группе выросло на 27%.
наши верования, реальные или воображаемые, имеют шанс воплотиться в жизнь и привнести реальные изменения.
это эффект Пигмалиона — в честь героя Бернарда Шоу, который своей любовью оживил статую.
Но точно так же работает и обратный механизм негативных ожиданий.
Если от человека не ждут ничего хорошего, ему не уделяют внимания, от него дистанцируются, ему не улыбаются, то и успехи у него будут минимальны, что усиливает негативные ожидания, которые еще в большей степени подрывают его способность к достижениям.
Человек, как антенна, постоянно настроен на восприятие других людей.
Это полезная черта, когда мы сочувствуем и сопереживаем, но она же позволяет проникаться чужой ненавистью, жадностью или завистью.
Феномен так называемого множественного невежества (когда человек внутри себя отвергает какую-либо идею или действие, но ошибочно полагает, что все остальные вокруг него эту идею или действие поддерживают) может привести к такому социальному злу, как расизм, групповое изнасилование.
У homo sapiens плохо получается проявлять индивидуальность и восставать против группы.
Будущее: каким оно может быть.
Бизнес.
Американский психолог Эдвард Деси не хотел соглашаться с идеей о том, что человек — существо ленивое и что подвигнуть нас к действию может только обещание награды или страх наказания.
Он был убежден, что у каждого человека есть свои внутренняя мотивация и моральный компас, а бонусы и показатели пагубно сказываются на творческих способностях.
Опросы показывают, только 13% чувствуют себя вовлеченными в работу.
компания Buurtzorg по уходу на дому за пожилыми больными, состоит из многих самоорганизованных команд медсестер и медбратьев.
Создатель компании видит в своих работниках внутренне мотивированных профессионалов, которые знают, как лучше выполнить свою работу.
Поэтому в его компании нет менеджеров, нет показателей эффективности и нет бонусов, нет кол-центра, отдела кадров и планового отдела.
Административные расходы его компании минимальны.
Он начинал с команды из четырех медсестер, сейчас в компании работают 14 тысяч человек, объединенные в 800 команд, работающих по всей стране.
Buurtzorg обожают как его сотрудники, так и пациенты.
Компания пять раз была названа в Голландии работодателем года, получил престижную медаль Альберта Королевского общества искусств в Англии и к нему приезжают за опытом профессора со всего мира.
Жан-Франсуа Зобрист, генеральный директор французской фирмы FAVI по поставке автозапчастей, придерживался аналогичной философии.
Он сумел покорить рынок, также отказавшись от централизованного менеджмента, цифровых показателей производительности, бонусов и замков на складских помещениях.
Он написал книгу под названием «Компания, которая верит в порядочность».
Нет никого более могущественного, чем человек, занимающийся делом, которое ему интересно.
Школа.
Взрослые организуют время своих детей, заполняя его домашними заданиями, занятиями спортом, музыкой, драмой, подготовкой к экзаменам.
Это означает, что у детей не остается времени на игру, то есть на занятия тем, к чему влечет их любопытство, на открытия, эксперименты и творчество.
И не по программе учителей и родителей, а просто так, удовольствия ради.
Игра может показаться бессмысленной тратой времени, но именно в игре малыши обучаются необходимым навыкам и общению друг с другом.
В школе в учеников стараются «запихнуть» максимальное количество разнообразных знаний, чтобы потом они сумели найти высокооплачиваемую работу.
Мы воспитываем поколение, которое должно уметь участвовать в гонке, где главным критерием успеха является качество резюме и размер зарплаты.
Кардинально другую школу открыли в маленьком городке Рурмонд в Голландии.
В этой школе нет классов и расписания уроков, нет домашних заданий и оценок, нет иерархии учителей.
В школу принимают детей всех возрастов и любого происхождения. Каждый ученик имеет ментора, и с его помощью он должен составить индивидуальный план обучения исходя из своих интересов.
Роль менторов крайне важна несмотря на то, что менторы многого не знают из того, что дети хотят изучать, например корейский язык или программирование.
Встречаясь раз в неделю со своими подопечными, они воспитывают и бросают вызовы, подбадривают и направляют.
Цель этой школы — дать возможность детям стать самостоятельными, творческими и социально активными гражданами.
Психолог Брайан Саттон-Смит однажды сказал, что «противоположностью игры является не работа, а депрессия».
Общепринятая структура нашей работы — без свободы выбора, внутренней мотивации и возможности «играть» — служит источником роста заболеваний депрессией.
Тюрьма.
Примерно в ста километрах от Осло стоит самая необычная тюрьма в мире, получившая название «Хальден».
В ней нет камер и решеток, охранники не вооружены до зубов, каждый заключенный имеет свое помещение, в котором есть телевизор с плоским экраном, ванная комната и подогреваемый пол.
В Хальдене есть кухня с фаянсовой посудой и приборами из нержавеющей стали, библиотека, стена для лазания и музыкальная студия.
В этой тюрьме содержатся 250 опасных преступников, осужденных за убийства, торговлю наркотиками и изнасилования.
Охранников учат, что лучше дружить с заключенными, чем смотреть на них свысока и унижать их.
Начальник другой аналогичной тюрьмы в Норвегии (Бастой) считает, что, если «относиться к людям как к грязи, они и будут грязью; если относиться к ним как к людям, они и вести себя будут как люди».
Правильность выбранной стратегии подтверждает тот факт, что уровень рецидивизма среди бывших заключенных Хальдена и Бастоя на 50% ниже, чем у нарушителей, осужденных на исправительные работы или выплату штрафа.
Более того, вышедшие из этих тюрем имеют на 40% больше шансов найти работу. Для сравнения: 60% бывших заключенных в Америке оказываются обратно за решеткой примерно через два года.
Экономические расчеты, в которых учитывались такие показатели, как стоимость содержания одного заключенного, расходы правоохранительной системы на борьбу с преступностью, расходы на выплату пособий безработным, привели к выводу, что такие тюрьмы, как Хальден и Бастой, окупают себя более чем в два раза.
То есть они не только более гуманны, но и более экономичны.
(Целебная сила контактов).
мы придумываем разные теории об инородцах, раздувающие пламя ненависти и расизма, потому что мы этих людей не знаем.
Решение проблемы — в контактах друг с другом.
Погромы редко случаются среди соседей и знакомых.
исследованиях подтвердили, что контакт работает.
Контакты между людьми порождают доверие, чувство солидарности и взаимную доброту, позволяют увидеть мир другими глазами.
Путешествия — лучший способ убедиться, что мы все разные и что в этом нет ничего плохого.
Ненависть можно победить простым пожатием рук.
Лучшим примером такого рода преображения можно назвать эпизод времен Первой мировой войны, когда немецкие и английские солдаты спонтанно вышли из окопов по всей линии фронта для совместного празднования Рождества в 1914 году.
Солдаты обменивались подарками, играли вместе в футбол, шутили и вместе фотографировались. Чем больше расстояние между линиями фронта, тем сильнее ненависть к врагу.
вся наша жизнь протекает в «каждодневном коммунизме».
Мы радостно и бескорыстно делимся парками и музыкой, рассказами и пляжами, кафе, коворкингами и Википедией.
Существует множество разнообразных ресурсов в разных уголках мира, успешно находящихся в коллективном управлении.
Например, пастбища в Швейцарии,
пахотные земли в Японии, ирригационные системы на Филиппинах и водные ресурсы Непала.
Коллективное управление ресурсами представляет собой жизнеспособную альтернативу как рыночным силам, так и государственному регулированию.
Удивительным примером альтернативы капиталистической системы распределения служит Постоянный фонд дивидендов штата Аляски, созданный еще в 1976 году.
все жители штата должны иметь право пользоваться доходом от обнаруженных на Аляске огромных запасов нефти. По сей день каждый житель Аляски получает на свой банковский счет ежегодный дивиденд в размере около $3 тысяч. Получение этих дивидендов — не привилегия, а право.
В отличие от того как работает стандартная система социальной защиты, при которой человеку надо заполнять миллион форм и доказывать, что он болен, нетрудоспособен или просто безнадежен, выплата безусловного дивиденда укрепляет доверие к человеку.
Как выяснилось, эти «падающие с неба» деньги не тратятся на алкоголь и наркотики, не уменьшают желания трудиться, но зато существенно снижают уровень бедности в штате.
Как относиться к людям, чтобы мир стал добрее:
Оказаться иногда обманутым — невысокая цена за роскошь доверять людям на протяжении всей жизни.
Это истощает ваши эмоции. Вместо этого эмоционально отстранитесь, но постарайтесь спокойно и конструктивно помочь.