Блог им. Albus
Про ВВП
Главный показатель – ВВП, валовой внутренний продукт. Его динамика по итогам 11 месяцев остаётся отрицательной.
То есть рецессия продолжается. Но если в октябре потери оценивались в 4,5%, то ноябрьский результат уже не так плох: минус 3,4%. Ну а в целом с января по ноябрь объём нашей экономики сократился на 3,5%. Благополучные первые месяцы года – январь, февраль и март — частично сгладили падение последующих трудных времён. Напомню, что в апреле, когда были длинные выходные, ВВП России обрушился на 12% по сравнению с таким же периодом предыдущего года.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Добыча нефти
Значительный вклад в падение российского ВВП внесла сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Широкий круг стран, недра которых богаты углеводородами, наложил на себя добровольные ограничения по объёмам выкачки. В общем-то, они могли ни о чём и не договариваться. Спрос на топливо сократился настолько сильно, а цены упали так глубоко, что добычу и так пришлось бы сокращать. Весной во всех портах мира стояли танкеры, наполненные нефтью, которую никому не удавалось продать – не было покупателей. Сделка ОПЕК+ лишь формально зафиксировала плачевное положение дел. Саудовской Аравии в дальнейшем пришлось сокращать добычу даже сильнее ранее взятых на себя обязательств. Так плохо было с продажами.
Некоторые страны мира, например, США в сделке не участвовали. Там нефтяная отрасль находится в частных руках и государство не имеет право в неё вмешиваться. Но в силу плохой рыночной конъюнктуры добыча там тоже упала. Покажу график, на который нанесено число буровых установок в США. Падение вышек происходило до середины августа, затем стало медленно восстанавливаться, но всё равно – до прежних мартовских уровней ещё ой как далеко.
Россия тоже сократила добычу. Это вносит дополнительный вклад в падение нашего ВВП. В ноябре 2020 года горючих остатков древних живых организмов добыли на 11% меньше, чем в такой же месяц годом ранее. Но продаёт Россия свою нефть уже по довольно высоким ценам. Котировки восстановились до февральских отметок. 50 долларов за баррель полностью устраивают российский бюджет, топливные компании, да и всю нашу экономику. Не слишком дорого. Значит не смогут подняться сланцевые конкуренты. Не очень дёшево, хватает, чтобы работать в плюс.
Британский штамм
Новый британский штамм коронавируса имеет скромное влияние на мировую экономику. Процессы восстановления всё же преобладают над негативом от очередных ограничительных мер. На товарных рынках нет никакой паники. Дорожают как полезные ископаемые, так и базовое сельскохозяйственное сырьё – пшеница, кукуруза, соя, сахар. Владельцы капитала делают большую ставку на оживление мировой экономики, а Россия – её часть. Так что и наше народное хозяйство скоро вынырнет из рецессии и ВВП начнёт расти. Отдельные его компоненты уже показывают положительную динамику. Так, в ноябре обрабатывающие производства прибавили 1,1%. Сравнение идёт с таким же периодом 2019 года, то есть минувший ноябрь оказался лучше, чем докризисный ноябрь.
Автомобилестроение РФ
Интересно состояние дел в автомобилестроении. В 2020 году производство легкового транспорта снизилось. Особенно тяжёлым был апрель. Он оказался хуже предыдущего апреля на 80%. Иными словами, выпуск легковушек сократился в 5 раз. Но это не закончилось крахом для отрасли. Сейчас она семимильными шагами навёрстывает упущенное. В конце 2020 года спрос на легковые авто не просто восстановился, но и превысил допандемические отметки.
На рынке даже наблюдается дефицит, ведь заводы произвели недостаточное количество транспортных средств.
У автомобильного рынка России есть приятная особенность. Подавляющее большинство продаваемых экземпляров в нашей стране и произведены. В 2019 году всего 17% новых машин были завезены из-за границы. 83% — это отечественная сборка.
Зарубежные гиганты регулярно открывают в России заводы и на них выпускают иномарки под своим брендом. Итого, машины, сделанные в нашей стране, заняли 83% рынка новых автомобилей. Более того, некоторые иномарки, произведённые в России, активно экспортируются в другие страны.
Сельское хозяйство
Противоречивая ситуация наблюдается в сельском хозяйстве. По одним важным культурам рост урожая. По другим – не менее значимым – падение. Положительная динамика сбора отмечена по зерновым и зернобобовым — 133 млн тонн. Это на 10% лучше результата предыдущего года. По остальным видам растений — сокращение показателей. По сахарной свёкле не досчитались 40%, если сравнивать с 2019 годом, а по подсолнечнику урожай снизился на 14%.
Тут всё дело в глобальном потеплении и засухе, которую оно несёт южным регионам страны. В Краснодарском крае крупнейшие в России посевы сахарной свёклы. То же самое и по семечке. Основные производители подсолнечника – Краснодарский край и Ростовская область. Отсутствие достаточного количества осадков, снижение объёма воды в реках Дон и Кубань привело в 2020 году к плохому урожаю. Банальный недостаток полива, а по сахарной свёкле ещё и концентрация производства в одном регионе. Неурожай на Кубани поставил палки в колёса всей сладкой отрасли страны. Это одна из причин резкого подорожания сахара в России.
Покажу график цен на сахар на мировом рынке. В начале года — сильная просадка из-за ковида. Люди, сидя на самоизоляции, сократили потребление лакомств и напитков. Особенно кофе. Затем произошло восстановление спроса, а вместе с ним и цен.
Сахар – глобальный товар, и Россия с недавних пор игрок этого рынка. По итогам закрывшегося сельскохозяйственного года наша страна заняла 9-ю строчку в рейтинге мировых экспортёров. Мы поставили за рубеж 1 миллион тонн этого товара. Научившись работать на внешние рынки, производители не стесняются повышать цены для отечественных покупателей. Капитализм, как ни крути. А тут два фактора слились воедино: неурожай внутри, высокий спрос снаружи. Вот и переклеивали продавцы в российских магазинах ценники каждое утро по мере того как меняется стоимость закупки.
В России подорожание этого стратегического товара выглядит драматически. Цены сорвались с поводка и взлетели за год на 62%. И только после окрика со стороны Президента немного откатили вниз.
Мука, хлеб и макароны тоже сейчас дорожают. Но тут есть нюанс.
По зерновым культурам в России был получен блестящий урожай. Второй по величине за всю историю страны. Пшеницу, ячмень, рожь, овёс активно выращивают в разных областях России. В более северных регионах повышенные температуры воздуха были только в радость. Колосья лучше вызревали, при этом и с дождями был порядок. Вот и получилось так, что успешная уборочная кампания там компенсировала недобор по зерну на юге.
Глобальное потепление
Россия — основной бенефициар глобального потепления. У нас всё дальше на север отодвигается зона рискованного земледелия. Оттаивает вечная мерзлота. В ней теперь можно хоть что-то вырастить. Полеводством начинают заниматься те регионы, где раньше об этом и думать боялись из-за суровой зимы и короткого лета. Если в будущем учесть сахарный урок и не сосредотачивать производство важного товара в одном регионе, мы создадим эффективное хорошо диверсифицированное сельское хозяйство, которое и Россию прокормит, и весь мир будет снабжать.
А мир всё больше нуждается в продовольствии из-за роста числа едоков. Плюс засушливые области на земном шаре становятся всё шире и шире. Условия для ведения сельского хозяйства там ухудшаются. Это повышает роль нашей страны в производстве продуктов питания. В последние месяцы они сильно дорожают. Котировки фьючерсов на сою, пшеницу, кукурузу, сахар летят вверх. Фермерам это сулит большие барыши. Рентабельность их бизнеса растёт как на дрожжах. Покупателям напротив – радости от этого никакой. Им приходится за тот же объём товара платить больше денег.
Соя дорожает
В качестве примера покажу график международных цен на сою. Стремительный рост.
То же самое – кукуруза. Сильное движение вверх. Это основные кормовые культуры в животноводстве. Дорожает продовольствие для скота, растут цены и на мясо, молоко, куриные яйца.
Соя в России
В России соя – далеко на самое распространённое растение. Но есть отдельные регионы, где она играет важную роль в экономике. Это Амурская область и Приморский край. Её там выращивают на полях и в больших объёмах продают на китайский рынок. От этого в регион приходит солидная экспортная выручка. В КНР сою широко используют как в кулинарии, так и для кормления домашних животных. Российские земледельцы, которые вовремя освоили выращивание бобов, сейчас получают от этого максимум экономических выгод.
Ценообразование на рынках так устроено, что если дорожает один товар, то растут в стоимости и все похожие. Животновод, которому стали не по карману соевые корма, переключается на ячмень или фуражную пшеницу. В итоге дорожает по списку всё, что хоть как-то взаимозаменяемо. Внутри России эта тенденция тоже налицо. Рынки глобальны, а средства производства – поля и техника – находятся в частных руках. Если хозяин пшеницы видит, что может продать товар за границу дорого, он и с внутренних покупателей требует повышенную плату. Теперь цены внутри страны неизбежно будут колебаться вслед за мировой конъюнктурой. Это неизбежное последствие выхода на внешние рынки, на которых наши фермеры играют всё более активную роль.
А негорючих остатков древних живых и полуживых организмов?