Блог им. Koleso

Философия хорошей жизни. Окончание рассказа о книге. 52 Нетривиальные идеи о счастье и успехе.

Философия хорошей жизни. 52 Нетривиальные идеи о счастье и успех. Рольф Добелли

Глава 25. Гедонизм и эвдемонизм. Как можно удовольствие компенсировать смыслом — и наоборот.

Каждому моменту присущи два компонента: удовольствие (гедонизм) и смысл

«Узнаю, когда вижу»

гедонистическая теория кино

26. Сфера личного достоинства: часть 1. Если же и не будет того.

 Обязательства — это святое, так что они должны быть редкостью. Баффет.

2. Если внешне сломался. 3. Сделка с дьяволом.

Чтобы жить хорошо, непременно надо обладать небольшой, но четко определенной сферой личного достоинства.

Не позволяйте себя инфицировать, когда экономический вирус пытается проникнуть в ваш внутренний мир, в вашу иммунную систему.

29. Список забот. Как выключить радио у себя в голове

Внутреннее беспокойство крепко в нас внедрено.

Вечные страхи ведут к хроническому стрессу.

Пример из жизни воробьев: один лишь страх способен влиять на целую экосистему.

Выясните, на что вы можете повлиять и на что — нет.

Блокнот: «Большой список моих забот»

Я знавал очень много неприятностей, но большинство из них так никогда и не случились.

30. Вулкан разных мнений. Почему лучше жить без чужих мнений

аффективная эвристика.

 Ментальное ведерко: слишком сложно.

Ты не должен иметь мнение обо всем и обо всех!

 Отсутствие мнения — это актив. Проблемой современности стала перегруженность мнениями.

 Записывание — путь королей.

Чем меньше у вас будет скороспелых мнений, тем лучше станет ваша жизнь

 31. Ментальная крепость. Колесо Фортуны

«Утешение философией» Боэция

В жизни имеет место нечто вроде Судьбы.

Все, чем вы обладаете, что цените и любите, преходяще.

Основы стоицизма: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Стоицизм дает практические ответы на повседневные жизненные вопросы.

Мир состоит из беспокойств и случайностей. Счастье можно найти только и исключительно внутри своей ментальной крепости. Инвестируйте сюда.

32. Зависть.

Не сравнивайте себя ни с кем,

Facebook фрустрирует, рассадник недоброжелательства.

Интернет превратил чувство зависти в чуму современности.

Скромностьваш вклад. Величайшее испытание после успеха — это молчать о нем.

33. Предусмотрительность. Избегайте проблем, прежде чем вам придется их решать

Минимум половина ваших успехов — это стратегия избегания неуспеха. Отсутствие воображения. Правило премортема - предвосхищать события.

34. Как относиться к катастрофам. Почему вы не несете ответственности за состояние мира

Причуды волонтера.

Резко ограничивайте просмотр новостей. Интерес к катастрофам этого мира — просто вуайеризм.

Чувство социальной безответственности.

35. Фокусы внимания. Как обходиться с самым ценным ресурсом.

Вы всегда живете там, куда устремлено ваше внимание.

36. Читать меньше, но перечитывать. Мы читаем неправильно.

Читаем не слишком основательно.

Погружение — противоположность «скольжению по поверхности».

После 30 жизнь уже слишком коротка для плохих книг.

37. Хитрости догмы. Почему идеологи всё упрощают.

Идеологии чрезвычайно опасны, со стопроцентной гарантией фальшивы, объясняют все, непререкаемы, и туманны.

Чем быстрее вы осознаете, что мир непонятен, тем лучше вы поняли мир.

38. Ментальные изъятия. Как осознать свое счастье

Человеческий мозг сильно реагирует на изменения, но быстро привыкает к состояниям. Психологическая иммунная система.

Лишить себя чего-то — это всегда сравнение «с никакой медалью».

39. Точка глубочайших раздумий.

Эффект от деятельности — настоящий прожектор.

40. В чужой шкуре. Смена ролей

Кейс компании Opsware сделал начальника клиентской службы руководителем отдела программирования — и наоборот.

41. Иллюзия «кто изменил мир»: часть 1. Не подпадайте под власть теории о «великих людях»

Интенциональная установка. История разных эпох есть случайный продукт бесконечно многих течений и взаимовлияний. 2. Почему никого нельзя ставить на пьедестал — и прежде всего себя.

Дэн Сяопина. Роль отдельного ученого, по сути, не важна.

43. Вера в справедливый мир. Почему наша жизнь не классический детектив.

Книга Иова

Нет никакого справедливого миропорядка.

44. Карго-культ. Не стройте самолеты из соломы

45. Кто едет своей колеей, тот выигрывает. Почему общее образование годится только как хобби.

 Чудовищное размножение профессиональных ниш.

Человек может выжить только как специалист.

Перестаньте накапливать всевозможные знания

46. Гонка вооружений. Почему следует избегать поля битвы.

Выберите себе какой-нибудь «нишевый инструмент».

47. Возьмите «фрика» себе в друзья.

Аутсайдеры смотрят глубже.

Лучше иметь Ван Гога на стене, чем самому быть Ван Гогом.

48. «Проблема секретарши». Почему мы так мало и неудачно выбираем.

Лучше попасть приблизительно верно, чем точно неправильно».

49. Как справляться с ожиданиями. Чем меньше ожидаешь, тем больше счастья.

50. Закон Старджона. Как наладить свой детектор чуши собачьей.

Ничто не может всегда идти правильно».

51. Похвала скромности. Чем менее важными мы себя считаем, тем лучше наша жизнь

 

52. Внутренний успех. Почему внутренний мир важнее, чем внешний

 

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ

Глава 25. Гедонизм и эвдемонизм. Как можно удовольствие компенсировать смыслом — и наоборот.

Гедонисты, придерживались мнения, что хорошая жизнь состоит из максимального числа удовольствий.

Стремление к высшим радостям – это эвдемонизм.

Каждому проживаемому моменту присущи два компонента: удовольствие (или гедонистический компонент) и смысл (смысловой компонент). Гедонистический компонент — непосредственные наслаждения. Под смысловым компонентом подразумевается наше ощущение наполненности смыслом данного мгновения или его бессмысленности.

Согласно девизу «Узнаю, когда вижу», каждый человек схватывает на лету, насколько бессмыслен или наполнен смыслом проживаемый момент.

(«Узнаю, когда вижу» «I know it when I see it» — американское крылатое выражение, означающее собственную классификацию при отсутствии точного определения. Впервые эту фразу произнес член Верховного суда США, описывая свой критерий того, что является порнографией).

Каждый год в Голливуде выпускают от 400 до 500 фильмов — миллиардный бизнес. Долгое время в Голливуде царила так называемая гедонистическая теория кино: обеспечь зрителям достаточное напряжение — не скучно, но и не слишком большой стресс. Однако вновь и вновь появляются удивительные блокбастеры, успех которых основан на каком-то ином рецепте, и с гедонистической точки зрения это необъяснимо. Например, «Жизнь прекрасна», «Список Шиндлера» или «Игры разума».

Наряду с чистым наслаждением в фильме должен присутствовать смысл. И печальный фильм, даже снятый при малом бюджете, может быть очень хорошим — если в нем много смысла.

Рекомендую вам взять направление на взвешенную смесь между большими смыслами и удовольствием. Лучше действовать попеременно: то смысл и польза, то удовольствие. Спасли кусочек мира — можем позволить себе и пивка.

 Вот впечатляющий пример из жизни животных. Исследователи разместили в огражденном, безопасном для воробьев куске леса громкоговорители: в одной части леса транслировались звуки, издаваемые естественными врагами воробьев, а в другой — только нейтральные звуки и шумы. Те воробьи, которые слышали «страшные» звуки, откладывали на 40 процентов меньше яиц. Яйца были мельче. Из них проклюнулось меньше птенцов. Многие из проклюнувшихся птенцов погибли от голода, потому что родители, боясь нападения, приносили им слишком мало еды, а выжившие и выросшие птицы оказались слабее, чем те, что росли в другой части леса. Эксперимент однозначно показывает: один лишь страх— даже без реальной угрозы — способен влиять на целую экосистему.

Мы страшимся всевозможных напастей. К тому же у многих людей есть любимая стратегия отвлечения — предаваться бесплодным мрачным размышлениям. Человек предпочитает занять свой ум абстрактными вопросами, чтобы не решать настоящих, реальных проблем.

Древнегреческие и римские философы, так называемые стоики, рекомендовали для устранения горьких мыслей использовать следующий трюк. Выясните, на что вы можете повлиять и на что — нет. Займитесь тем, на что вы можете повлиять. Все, на что вы повлиять не можете, выбросьте прочь из головы и больше об этом не думайте.

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и мудрость отличить одно от другого».

Факты говорят о том, что медитация работает — но только пока вы медитируете.

Две стратегии, которые приносят плоды:

Во-первых, возьмите блокнот, озаглавьте его: «Большой список моих забот». Определите для себя фиксированное время, которое вы посвятите своим заботам. Скажем, пусть это будет 10 минут в день. За это время вы запишете все, что вас тревожит. Проделали — остаток дня можно провести в относительной беспечности. Ваш мозг теперь знает: заботы определены, запротоколированы, их уже нельзя игнорировать. Повторяйте процедуру каждый день и каждый раз начинайте с новой страницы.

В выходные прочтите свои записи за неделю. Представьте все самые плохие последствия, которые могут возникнуть. Заставьте себя думать, и думать именно об этом. И вы наконец обнаружите, что большинство забот испарились, куда-то исчезли.

Во-вторых, самая лучшая терапия при сильной обеспокоенности — работа, требующая концентрации.

Применяя на практике эти три стратегии, вы получаете реальный шанс пожить неомраченной, то есть хорошей, жизнью. И тогда вы сумеете ухмыльнуться по поводу слов Марка Твена: «Я знавал очень много неприятностей, но большинство из них так никогда и не случились».

 

Глава 30. Вулкан разных мнений. Почему лучше жить без чужих мнений

Наш мозг, как вулкан, извергается мнениями. Мозг выстреливает ответами, как конфетти. В этот момент совершаются три ошибки.

Первая: мы второпях формулируем мнения на темы, которые нас не интересуют.

Вторая: мы выпаливаем мнения по вопросам, на которые нет ответа.

Третья: у нас есть склонность поспешно отвечать на сложные комплексные вопросы.

Отвечая на трудные вопросы, мы обычно подходим к ним односторонне. Лишь затем начинаются консультации с разумом — чтобы найти основания для подкрепления наших позиций. Это связано с так называемой аффективной эвристикой.

Аффект — внезапное и одномерное чувство: «мне нравится» или «мне не нравится».

Мое предложение: заведите себе «ментальное ведерко» под названием «слишком сложно». Выбрасывайте туда все вопросы, которые вас не интересуют, на которые нет ответа или которые представляются слишком запутанными и требующими слишком большого внимания.

Ах, как это освобождает, когда ты не должен иметь мнение обо всем и обо всех! И еще: отсутствие мнения вовсе не является знаком умственной ограниченности — этого не стоит стыдиться. Отсутствие мнения — это актив. Проблемой современности стала перегруженность мнениями.

Но, допустим, вы захотели сформировать свое личное мнение. Как это сделать? Зарезервируйте время. Как только появится свободная минутка, начните об этом писать. Записывание — путь королей. Так можно привести в порядок свои мысли.

Вывод: чем меньше у вас будет скороспелых мнений, тем лучше станет ваша жизнь. Рискну утверждать: 99 процентов ваших мнений совершенно излишни. Всего один-единственный процент по-настоящему важен.

 

Глава 31. Ментальная крепость. Колесо Фортуны

«Утешение философией» Боэция стало одной из самых читаемых книг Средневековья.

О чем эта книга? Запуганный, отчаявшийся Боэций сидит в оковах, ожидая казни. Внезапно перед ним появляется призрак: величественная, довольно пожилая женщина — Философия. Она объясняет ему, как устроен мир, и предлагает несколько ментальных инструментов, дабы он смог справиться с новой, безысходной ситуацией. Ниже — выжимки из рекомендаций «Философии»:

Во-первых, примите как факт, что в жизни имеет место нечто вроде Судьбы. Во времена Боэция ее представляли себе в виде фигуры Фортуны. Эта дама постоянно крутит колесо счастья («колесо Фортуны»), при вращении которого высшая точка подъема и низшая точка падения снова и снова меняются местами.

Во-вторых, все, чем вы обладаете, что цените и любите, преходяще.

В-третьих, если вы потеряли многое или все, подумайте о том, что хорошего в вашей жизни было больше (иначе сейчас вам было бы не на что жаловаться) и что сладкое всегда перемешано с горьким.

Единственное, что у вас невозможно отнять, — ваш разум, вашу способность мыслить, возможность интерпретировать несчастья, потери или удары судьбы. Можно назвать это ментальной крепостью — пространством свободы, которое нельзя покорить.

Это основы стоицизма. Великих стоики — Сенека (старец), Эпиктет (раб) и Марк Аврелий (римский император) и стоицизм являются единственной ветвью философии, где даются практические ответы на повседневные жизненные вопросы.

Боэций был одним из последних стоиков — до того, как христианство затуманило европейский дух, передав ответственность за собственную жизнь в руки бога.

Занимайтесь своим ментальным снаряжением, чтобы быть эмоционально готовым к потерям.

Вывод: мир состоит из беспокойств и случайностей, они то и дело превращают нашу жизнь в хаос. Счастье можно найти только и исключительно внутри своей ментальной крепости. Инвестируйте сюда.

 

Глава 33. Предусмотрительность. Избегайте проблем, прежде чем вам придется их решать

Мудрость не идентична аккумуляции знаний. Мудрость — особый дар, который проявляется в отношении к практическим проблемам, мера той ловкости, с которой мы прокладываем себе курс, плывя по жизни. «Умный решает проблему. Мудрый ее избегает».

«Если впереди водоворот, не стоит рисковать и огибать его, держась на расстоянии в шесть метров, — надо обогнуть его за двести».

К сожалению, успех, достигнутый путем предотвращения проблемы (это называется избегать неуспеха), остается невидимым для внешнего мира.

Даже если вы сами не верите, минимум половина ваших успехов — это стратегия избегания неуспеха. Предусмотрительность — это вовсе не тривиальная вещь.

:-) В книге «О самом важном» инвестор Говард Маркс рассказывает историю, произошедшую с одним азартным игроком: «Однажды он услышал о забеге, в котором участвовала только одна лошадь, и поставил на нее все деньги, взятые взаймы. На половине дистанции лошадь перепрыгнула через забор и убежала». Эта ошибка — «отсутствие воображения». Чтобы быть предусмотрительным, нужны не только знания. Нужна еще и фантазия.

Фантазия — это форсированное домысливание до конца, улавливание всего, что может произойти при определенных условиях и с разными последствиями. Пока не будут выжаты последние капли нашего воображения. Да, фантазирование требует немалых сил.

Чарли Мангер говорил: «Всю свою жизнь я постоянно представлял себе любые вероятные трудности… И это меня вообще не расстраивало: я предугадывал проблемы, а когда они действительно возникали, был готов к их решению».

Рекомендация: раз в неделю в течение 15 минут максимально интенсивно поразмыслите о катастрофических рисках, которые сейчас возможны в вашей жизни. Затем выбросьте эту тему из головы и живите беспечно и счастливо остаток недели. Эти 15 минут вы будете, так сказать, действовать по «правилам премортема». Премортем (pre mortem) — от лат. предвосхищать события. Да, предусмотрительность никому не видна, ее не выставишь напоказ. Но ведь хорошая жизнь несовместима с хвастовством.

 

Глава 34. Как относиться к катастрофам. Почему вы не несете ответственности за состояние мира

Мир полон ужасного зла. А тут вы — сидите и слушаете о хорошей жизни. Как это совмещается?

Мы нуждаемся в личной стратегии, то есть опять-таки в ментальном инструментарии, чтобы бедствия этого мира не лишали нас внутреннего равновесия.

У меня есть пять пожеланий.

Первое. Вы лично не сможете сделать много полезного для этого мира. (Большинство произведенных людьми катастроф (конфликты, войны, терроризм) — это комплексные проблемы, и они намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому никто не может предвидеть их ход и развитие. И поэтому они всегда длятся дольше, чем прогнозируется. Почти всем жителям Ливии или Ирака до интервенции жилось лучше, чем после — такой вот незапланированный побочный эффект.)

Второе. Если вы хотите помочь уменьшить бремя страданий на этой планете, жертвуйте деньги. Исключительно деньги. Многие люди становятся жертвами «причуды волонтера». Они думают, что участие добровольцев исполнено смысла. Но реальность все больше лишает ценности их труд. Время расходуется наиболее осмысленно в кругу компетенции, ведь именно здесь вы способны сделать максимально много.

Третье. Резко ограничивайте просмотр новостей. Интерес к катастрофам этого мира — просто вуайеризм.

Четвертое. Зло везде и повсюду, оно всегда было и есть, оно универсально и неистребимо.

Пятое. Вы не ответственны за состояние этого мира. Да, звучит как-то жестко и несимпатично, но соответствует истине.

Лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман позаимствовал эту мысль у Джона фон Неймана, гениального математика и «отца информатики»: «Джон фон Нейман привел меня к интересной мысли: мы не отвечаем за мир, в котором находимся. Вот так я и выработал в себе очень мощное чувство социальной безответственности. С тех пор я очень счастливый человек».

Под «социальной безответственностью» Фейнман подразумевает, что не надо чувствовать себя плохо, если вы сосредоточены на своей работе, вместо того чтобы строить больницы в Африке.

 

Глава 35. Фокусы внимания. Как обходиться с самым ценным ресурсом.

В вашей жизни огромное, решающее значение имеет фокусировка внимания. Но мы постоянно полагаемся на «меню информационных сюрпризов», которое составляют другие люди. Нам следовало бы ощущать себя управляемыми рабами.

Каждый раз, открывая сообщение, мы оплачиваем его — своим вниманием, своим временем или даже деньгами.

Внимание, время и деньги — три важнейших ресурса.

Что такое «внимание», мы практически не понимаем, хотя на сегодняшний день это ценнейший из трех ресурсов — самый важный для достижения успеха и главный для ощущения счастья.

Как избежать ошибки относительно внимания:

Первое. Не путайте всякие новости с тем, что действительно важно. Большая часть того, что подается как нечто революционное, совершенно не важно.

Второе. Избегайте всего, что вам предлагают «бесплатно». Все это по определению фокусы с отвлечением внимания. Эти вещи финансируются рекламой.

Третье. Обходите стороной все, что называют массмедиа. Лучше всего потреблять и усваивать информацию в письменном виде, а именно в документах, то есть информацию из книг.

Четвертое. Имейте в виду, что внимание нельзя разделить. Внимание, которое вы уделяете соцсети в своем мобильнике или планшете, вы отнимаете у человека, который сейчас перед вами.

Пятое. Действуйте с позиции сильного, а не слабого. Если вам преподносят нечто, о чем вы не просили, вы автоматически оказываетесь в слабой позиции.

 

Философ Эпиктет и без Instagram еще две тысячи лет назад понял следующее: «Если бы первый встречный получил право совершать насилие над твоим телом, тебя бы это унизило и обескуражило. Тогда почему же тебе не противно предоставлять первому встречному право на насилие над твоим внутренним состоянием?»

Необходимо учиться управлять новыми информационными технологиями, усваивать, как с ними следует обращаться. И как быть внимательным — этому тоже нужно учиться.

«То, как вы распределяете свое внимание, определяет ваше счастье».

Вывод: вы всегда живете там, куда устремлено ваше внимание.

 

Глава 36. Читать меньше, но перечитывать. Мы читаем неправильно.

Моя личная библиотека состоит из трех тысяч книг; примерно треть из них прочитаны, треть — начаты и еще треть — не начаты. Регулярно в нее добавляются новые книги. И с интервалом раз в год я что-то выбрасываю. Три тысячи книг — это скромная библиотека по сравнению с библиотекой Умберто Эко (30 тысяч книг).

В чем причина, что прочитанное оставляет так мало следов у нас в голове?

Мы читаем неправильно. Отбираем не слишком взыскательно и читаем не слишком основательно.

Я читаю так же много, как и раньше, но книг по количеству меньше — зато это лучшие книги, и я читаю их дважды. Согласно моему личному опыту, эффект примерно десятикратный. Если после обычного чтения у меня в памяти остается примерно три процента содержания, то после двухразового прочтения я запоминаю 30 процентов.

 

Когда Достоевский увидел картину «Мертвый Христос в гробу» Гольбейна, его настолько захватило это полотно, что двумя годами позже Достоевский почти с фотографической точностью описал эту картину в романе «Идиот». Ну разве произвел бы подобное впечатление моментальный снимок на айфоне?

Погружение — противоположность «скольжению по поверхности».

Если вы еще молоды — начитывайтесь. Зачем? Это связано с математической оптимизацией, которую называют «Проблемой секретарши» (подробнее об этом расскажу чуть позже).

В классической формулировке речь о том, как выбрать лучшую секретаршу из множества претенденток. Решение: составить репрезентативную картину распределения.

Для этого первые 37 процентов желающих интервьюируют, но все эти кандидатуры отклоняют. Так и с беспорядочным чтением — говоря языком статистики, множеством случайных проб: в первой трети читательской жизни вы составите репрезентативную картину литературного распределения. Вы заострите свою способность судить о книгах, что впоследствии позволит вам быть радикально разборчивыми и взыскательными. Но после 30 жизнь уже слишком коротка для плохих книг.

 

Глава 37. Хитрости догмы. Почему идеологи всё упрощают.

Мы верим, будто понимаем что-то относительно хорошо, до тех пор пока не придется это объяснять. Только тогда до нас доходит, насколько отрывочны и поверхностны наши реальные познания. Это иллюзия знания или глубины понимания.

Наши знания не так объективно, как хотелось бы. Это по большей части «групповое знание». Мы берем то, что диктует мода, а если точнее — то, что носит наша референтная группа.

Идеологии чрезвычайно опасны. На наш мозг они действуют как электрический ток высокого напряжения, который сжигает все предохранители. Любой ценой избегайте идеологий и догм. Идеологии со стопроцентной гарантией фальшивы.

Как распознать идеологию? Есть три красных флажка: идеологии объясняют все, они непререкаемы, и они туманны. Непререкаемые теории вовсе не всесильны — наоборот, их легко опровергнуть.

Один теолог так описывает бога: ««абсолютная-относительная,

посюсторонняя-потусторонняя,

трансцендентная-имманентная,

всеохватная-всепронизывающая

реальнейшая реальность в сердце вещей, в человеке, в мире».

Вывод: мыслите независимо. Не старайтесь быть слишком верным сторонником своей партии. И прежде всего избегайте догм. Чем быстрее вы осознаете, что мир непонятен, тем лучше вы поняли мир.

 

Глава 38. Ментальные изъятия. Как осознать свое счастье

В рождественской трагикомедии «Эта замечательная жизнь», вышедшая в 1946 году Джордж Бейли желает только одного: чтобы он не родился на свет. Ангел исполняет его желание — и город обретает печальный вид, впадает в то состояние, каким он был бы, если бы Бейли никогда не было…

Ментальнаую стратегия, которую использовал в этом фильме ангел психологи называют «ментальное изъятие», и ее, следует поместить в наш набор ментальных инструментов для хорошей жизни. Давайте сразу разыграем ее в сокращенной версии.

Можно представить, каково бы вам было без рук или зрения, если бы вы никогда не встретили своего спутника жизни, или если ваши дети погибли бы при какой-то катастрофе. Суть не в том, чтобы представить ситуацию абстрактно, а в том, чтобы детально прочувствовать ее.

Человеческий мозг сильно реагирует на изменения, но быстро привыкает к состояниям. Глубокая печаль утихает быстрее, чем мы думаем, благодаря привычке.

Это психологическая иммунная система. Благодарность — попытка борьбы с привыканием, попытка сознательно подчеркнуть и приподнять над обыденностью прекрасные стороны жизни.

Благодарность — попытка борьбы с привыканием, попытка сознательно подчеркнуть и приподнять над обыденностью прекрасные стороны жизни.

«Ментальное изъятие» повышает уровень счастья гораздо больше, чем просто раздумья о прекрасных сторонах жизни.

Такой трюк был известен стоикам еще две тысячи лет назад: вместо того чтобы думать, чего у нас нет, лучше поразмыслить, как сильно нам не хватало бы того, что у нас есть, если бы этого не было.

Научное исследование, проведенное в 1992 году на Олимпийских играх, в ходе которого опросили множество медалистов, показало: удостоенные серебряных медалей были не такими счастливыми, как те, кто получил бронзу. Почему? Потому что серебро сравнивают с золотом, а бронзу — с «никакой медалью». При ментальном изъятии столь нелепого эффекта никогда не бывает. Лишить себя чего-то — это всегда сравнение «с никакой медалью». И конечно, на место медали вы можете поставить все, что вам мило.

Представьте себе: вы играете на рояле, но не слышите, как он звучит. Многое в жизни как игра на рояле, которой не слышно». Используя стратегию ментального изъятия, вы снова наконец-то услышите полный звук.

 

Глава 40. В чужой шкуре. Смена ролей

Два важных подразделения компании Opsware — отдел по работе с клиентами и отдел программирования — вели постоянную войну. Директор компании сделал начальника клиентской службы руководителем отдела программирования — и наоборот. Оба поначалу были в ужасе, но через неделю пребывания «в шкуре своего антагониста» они сумели понять, в чем корни конфликта. Буквально за считаные недели они скорректировали процессы, и с тех пор оба подразделения сотрудничают лучше, чем остальные отделы предприятия.

Чтобы действительно понять другого человека, надо занять его позицию не только мысленно, но и всем своим существом.

Размышления и действия — два совершенно различных способа познания мира. Специалисты по философии морали ведут себя ни на йоту не лучше остальных людей.

В чем секрет стабильности церкви, армии и университетов? Они рекрутируют изнутри наружу и продвигают снизу вверх. Люди на каждой командной ступени обладают личным практическим знанием о том, как себя ощущают те, кто находится «под ними». Каждый генерал начинал в свое время солдатом.

Выводы: Станьте тем принцем, который поменялся одеждой с нищим и смешался с народом. А поскольку это не всегда возможно, вот вам еще одна рекомендация — читайте романы. В хорошем романе можно примерить «чужие шкуры», можно прочувствовать судьбу своего протагониста со всеми взлетами и падениями. Это самое эффективное промежуточное решение между размышлениями и действиями.

Глава 41. Иллюзия «кто изменил мир»: часть 1. Не подпадайте под власть теории о «великих людях»

Сегодня, как никогда, с оптимизмом встречают утверждения о важности влияния одиночек. Нам уже недостаточно изменить свою жизнь, мы хотим изменить мир.

Идея о том, что отдельный человек способен изменить мир, одна из мощнейших идеологий нашего века и одновременно одна из величайших иллюзий. Здесь присутствуют и перетекают друг в друга две ментальные ошибки.

Во-первых, это иллюзия фокусировки, о которой Даниэль Канеман пишет: «Ничто в жизни не важно так, как вы думаете, пока вы об этом думаете».

Фокусировка внимания действует точно так же, как лупа.

Вторая ментальная ошибка называется интенциональная установка — означает, что при каждом случившемся изменении мы предполагаем, что оно произошло преднамеренно — независимо от того, было ли там, в самом деле, намерение или нет.

(Чтобы Индия смогла обрести независимость, нужен был такой человек, как Ганди. Для появления смартфонов понадобился Стив Джобс. Без Оппенгеймера не было бы атомной бомбы).

За каждым изменением окружающего мира мы усматриваем присутствие человека, чья воля позволила изменить мир именно в этом направлении.

Мы биологически происходим от тех гоминидов, которые обладали гиперактивной подозрительностью. Это свойство накрепко впечатано в наши мозги. Оттого мы повсюду усматриваем чьи-то намерения и агентов, действующих в заданном направлении.

Позиция предполагаемой преднамеренности ведет к тому, что всю мировую историю мы интерпретируем как историю «великих мужей» .

В книге «Эволюция всего» отметается теория об исторической роли «великих мужей»: «Мы склонны расточать слишком много похвал в адрес умных людей, оказавшихся в нужное время в нужном месте».

«Мартина Лютера делают ответственным за Реформацию… Но она должна была произойти. И если бы не Лютер, это сделал бы кто-то другой».

Но кто же создал всемирную историю, если не «великие мужи»? Ответ: никто.

История разных эпох есть случайный продукт бесконечно многих течений и взаимовлияний.

Даже самые выдающиеся фигуры в мировой истории были марионетками своего времени. К необходимому для хорошей жизни инструментарию относится и умение не превозносить «великих мужей» — и не усваивать иллюзию, будто нам и самим можно стать «великими людьми».

 Глава 42. Иллюзия «кто изменил мир»: часть 2. Почему никого нельзя ставить на пьедестал — и прежде всего себя.

Вы можете возразить: Без Дэна Сяопина сегодняшний Китай не стал бы мировой державой.

Но, введение рыночной экономики не входило в намерения Дэна Сяопина. Это было движением снизу. В захолустной деревне Сяоган восемнадцать отчаявшихся крестьян решили разделить между собой землю, принадлежавшую государству. Каждый получил возможность работать на себя. Крестьяне верили, что только таким «криминальным способом» можно «выжать» из земли столько, сколько нужно на прокорм семьи. И действительно, уже в первый год они произвели больше продукции, чем за прошедшую пятилетку. Замечательный урожай привлек внимание местного партийного функционера. Он предложил и другим фермерам поучаствовать в эксперименте. В конце концов соответствующая бумага оказалась в руках Дэна Сяопина, который принял решение не останавливать этот процесс.

Если не Гутенберг, то кто-то другой занялся бы развитием книгопечатания — или же эта технология раньше или позже нашла бы путь из Китая в Европу.

Илайша Грей и Александр Грэм Белл подали заявку на патент по изобретению телефона в один день. Технологии находят своих изобретателей.

Роль отдельного ученого, по сути, не важна. Все, что должно быть открыто, будет когда-то открыто.

Возможно, без Стива Джобса наши смартфоны сегодня выглядели бы не так элегантно, но функционировали бы они сходным образом.

Самые выдающиеся успехи компаний зависят не столько от решений руководства, сколько от случайных движений всего рынка.

«Хороший результат в бизнесе больше зависит от лодки, в которой вы сидите, чем от эффективности вашего управления».

А, большинство директоров компаний — прихлебатели, “халявщики”, они получают хорошие деньги, чтобы скользить по волне, которую уже привели в движение их подчиненные.

 

И нам стоит быть скромнее, когда речь идет о нас самих. Как ни великолепны ваши выдающиеся достижения, правда в том, что они произошли бы и без вас.

Единственная сфера, где вы действительно играете решающую роль, — ваша собственная жизнь.   Не считать себя слишком важным — одна из самых ценных стратегий хорошей жизни.

 

Глава 43. Вера в справедливый мир. Почему наша жизнь не классический детектив.

Наше стремление к справедливости настолько велико, что сама мысль о несправедливости невыносима. Однако это стремление значительно сильнее, чем просто желание: мы рассчитываем, что оно непременно исполнится.  Реальность, к сожалению, выглядит иначе. В мире воистину справедливости нет, а вот несправедливостей довольно много.

Ваша жизнь станет лучше, если вы примете несправедливость мира как факт и будете относиться к нему стоически. Так в своем путешествии по жизни вы избежите многих разочарований.

Одна из самых смачных библейских историй — «Книга Иова». Иов перенес колоссальные беды, но остался стойким и за это был вознагражден. Другими словами, иногда мир может казаться несправедливым, но это лишь потому, что мы не понимаем, как он действует.

Наука изобрела такое понятие, как вера в справедливый мир.

Один из учителей ставил оценки случайным образом — без какой-либо связи с достижениями ученика, обьясняя это тем, что Жизнь несправедлива. Чем раньше вы это узнаете, тем лучше!»

Это стало одним из лучших уроков, полученных учениками.

Лейбниц утверждал, что мы живем в лучшем из миров (поскольку Бог не стал бы намеренно творить плохой мир). Эту идею опроверг Вольтер, написав свою сатирическую новеллу «Кандид».

Вывод: нет никакого справедливого миропорядка. Для хорошей жизни это надо понять и принять. Сосредоточьтесь на возделывании своего сада — это значит «на своей частной жизни». Относитесь к своим неудачам и несчастьям стоически и осмысливайте их. То же, впрочем, можно сказать и о так называемых успехах, везении и удачах.

 

Глава 44. Карго-культ. Не стройте самолеты из соломы

(Карго-культ – это культ даров небесных, поклонение грузу, религия самолетопоклонников. В переносном смысле: слепое подражание одной группы людей другой группе).

В ходе Второй мировой войны крохотные острова в Тихом океане стали театром военных действий между японской и американской армиями.

Солдаты делились с туземцами своими консервами. И никто никогда их не видел за охотой или собирательством. Очевидно, эти пришлые люди делали что-то правильно. Что может быть ближе к воображаемой райской жизни, чем пища, спускающаяся прямо с небес? Только как же им удавалось подманить этих «карго-птиц»?

На многих маленьких островах утвердился новый культ — карго-культ.

Туземцы мастерили из соломы самолеты в масштабе 1:1 и ставили их на «взлетно-посадочные полосы». Рядом сооружались «радиолокационные вышки» из бамбука. Короче: они «играли в аэропорт» в надежде привлечь огромных птиц, которые еще недавно одаривали их едой.

Форма была безупречной. Все выглядело точно, как тогда. Однако главного не случилось — не приземлился ни один самолет.

В карго-культ впадают не только туземцы и научные деятели.

У одного графомана была мечта — стать успешным романистом. Его идолом был Хемингуэй. Он отрастил усы, стал носить нараспашку неотглаженные рубашки и экспериментировать с коктейлями. Как это ни грустно, но формальное сходство не отразилось на его успехе — или неуспехе. Графоман просто пал жертвой карго-культа.

Сколько компаний устраивают себе «крутые» бюро в стиле Google — с горками для катания, массажными комнатами.

А сколько амбициозных предпринимателей приходят, одевшись в толстовки с капюшоном, на заседания инвесторов — в надежде стать следующим Марком Цукербергом!

Особой красотой отличается следующий пример. Жан-Батист Люлли (французский композитор 17 века) поднялся до должности главного композитора и инспектора инструментальной музыки при «короле-солнце» в Версале. И тут придворный композитор в мельчайших деталях определил и прописал все способы сочинения придворной музыки.

Вскоре, буквально всем европейским дворам потребовалась музыка «а-ля Люлли».

В самых захолустных и обшарпанных замках в предгорьях Швейцарских Альп тоже переняли форму музыки из Парижа — карго-культ чистейшей воды.

Вывод: не бегите за каждым новым Люлли. Держитесь подальше от любых проявлений карго-культа. Будьте настороже: бессмысленные подражания форме встречаются чаще, чем вы думаете. Всякого рода формализм транжирит ваше время и сужает ваш взгляд на вещи.

Не обезьянничайте, подражая поведению успешных людей, вместо того чтобы понимать, что же делает этих людей успешными.

 

Глава 45. Кто едет своей колеей, тот выигрывает. Почему общее образование годится только как хобби.

С каждым годом клиенты требуют от вас все больше: социальные сети, видео, виртуальная реальность. Но, мозг обладает ограниченной вместимостью, и чем больше он наполнен всякими вещами в профессиональной сфере, тем меньше места остается для общих знаний.

Познания внезапно съеживаются и умещаются в крошечную нишу.

Мы знаем все больше и больше о все меньшем и меньшем. Иначе говоря, в то время как наше знание собственного предмета линейно растет, наше невежество в общих вопросах чуть ли не взрывается по экспоненте.

Чтобы выжить, мы вынуждены поддерживать связь со множеством точно таких же «нишевых» профессионалов, чья работа опять-таки держится на труде других «нишевых» профессионалов. Чудовищное размножение профессиональных ниш — нечто новое в истории человечества.

Человек каменного века мог выжить, только будучи универсалом, как специалист он не имел бы шансов. Сегодняшний человек может выжить только как специалист, а шансов нет у универсалов.

Возник эффект «Победитель получает все», который привел к резкому разделению людей по доходам. Отдельные, очень немногие победители получают в свое распоряжение чуть ли не весь рынок.

«Число победителей не ограничено, до тех пор, пока вы не пытаетесь победить в чужой гонке».

Что это значит для вас и для меня?

Во-первых, частенько мы недостаточно радикально специализируемся, а потом удивляемся, что нас обогнали. Поэтому, осматривайтесь, не упуская из виду свою нишу, свой круг компетенции.

Во-вторых, эффектная фраза «победитель получает все» принесет пользу, если вы в своей нише действительно победитель.

Третье, перестаньте накапливать всевозможные знания — в надежде, что это улучшит ваши перспективы в профессии. С экономической точки зрения это больше не «круто». Широкая образованность в наши дни имеет смысл лишь как хобби.

 

 

Глава 47. Возьмите «фрика» себе в друзья. Почему у нас должны быть знакомые аутсайдеры, но самим становиться такими не надо.

 В 1656 году был предан анафеме 23-летний юноша Спиноза. Свободолюбивые взгляды юного мыслителя привели весь тогдашний истеблишмент в бешенство. Сегодня Спиноза считается одним из крупнейших философов всех времен.

 Многие аутсайдеры — просто балбесы и тусовщики, но не все. То и дело встречаются среди них такие, кто — в одиночку! — двигает мир вперед. На счету у аутсайдеров поразительно много открытий в науке, экономике и культуре. Так, для Эйнштейна не нашлось места в университете.

Маргарет Тэтчер была домохозяйкой и «выстрелила из ниоткуда» в большую политику.

Джаз — музыкальное направление, целиком созданное аутсайдерами. И рэп, кстати, тоже. Среди великих писателей, мыслителей и художников вы найдете множество нонконформистов: Ницше, Уайльд, Толстой, Солженицын, Гоген. Основатели всех религий без исключения были аутсайдерами.

По общей тенденции, аутсайдеры движутся быстрее и успевают раньше, чем инсайдеры. У аутсайдеров есть тактическое преимущество. Они не обязаны придерживаться протокола, установленного истеблишментом, и не тратят время на формальности. Еще одно преимущество: позиция человека, находящегося вне процесса, делает более острым его взгляд на недостатки и противоречия, характерные для господствующей системы.

Аутсайдеры смотрят глубже, поэтому их критика современного статус-кво не поверхностна, а фундаментальна.

Но не советую вам становиться одним из них, потому что все силы общества будут направлены против вас. Существование аутсайдера годится лишь для сценария фильма, но отнюдь не для хорошей жизни.

Заведите дружеские отношения с аутсайдерами.

Несколько правил, как обходиться с аутсайдерами.

1. Никакой лести — только искренняя заинтересованность в их работе.

2. Никакой болтовни о статусе.

3. Толерантность. Аутсайдеры редко бывают пунктуальными. Иногда они выглядят грязными неряхами или носят пестрые рубашки.

4. Взаимность. Делитесь тем, что имеете: идеями, деньгами, связями.

Если вы научитесь держать подобный «шпагат», то, возможно, станете своеобразным связующим элементом — как это удалось Стиву Джобсу и Биллу Гейтсу, которые были одновременно членами истеблишмента и имели крепкие связи с тогдашними «фриками»-компьютерщиками.

Сегодня редко встретишь директора, находящегося в контакте с аутсайдерами. Ничего удивительного, что на многих предприятиях явно не хватает свежих идей.

Вывод: лучше иметь Ван Гога на стене, чем самому быть Ван Гогом. Самое лучшее — окружить себя максимально большим количеством Ван Гогов. Их свежие взгляды станут отражаться и на вас, что будет способствовать вашей хорошей жизни.

 

Глава 48. «Проблема секретарши». Почему мы так мало и неудачно выбираем.

Допустим, вам нужна секретарша. Вы опубликовали объявление, и откликнулись 100 женщин. Одну за другой вы приглашаете их в случайной последовательности для беседы. После каждого собеседования вы должны решить: я беру эту кандидатку или ей отказываю. Как вы поступите?

Подобная постановка вопроса хорошо известна среди математиков под названием проблема секретарши.

Есть одно оптимальное решение. Вы интервьюируете первые 37 кандидатур и всем отказываете. При этом вы отмечаете, какими качествами обладала лучшая кандидатура из этих 37. Затем вы продолжаете собеседования и принимаете на работу ту соискательницу, которая в чем-то превосходит лучшую из предыдущих 37. Таким образом, вы получите замечательный результат.

37 — это 100, деленное на математическую константу е (2,718). 

 

С начала «проблему секретарши» называли «проблемой помолвки». Вопрос ставился так: сколько потенциальных жен надо испробовать, прежде чем выбрать наилучшую жену? Но ведь число вероятных партнеров по жизни нельзя установить заранее, потому в этой сфере заданная последовательность действий оказалась негодной — не оптимальной. И математики переименовали проблему.

Говоря словами Уоррена Баффета: «Лучше попасть приблизительно верно, чем точно неправильно».

Эксперименты показали, что в большинстве своем люди хватаются за то или иное решение слишком быстро.

Вполне вероятно, что ваше ощущение удачи и счастья усилится, если хотя бы немного поэкспериментировать.

Наши решения скороспелые, а говоря языком статистики — недостаточно репрезентативные.  Позвольте себе в юные годы провести как можно больше проб — для статистической выборки.  Главная задача — приобрести основы жизненного опыта в разных сферах. Будьте очень открытыми. Пробуйте все, что предлагает вам случай.

Читайте как можно больше, ведь романы, короткие истории и рассказы — это замечательные подражатели и симуляторы реальной жизни. Только когда вы станете старше, поменяйте свой modus vivendi — становитесь разборчивыми. Только теперь, когда вы узнали, что вам нравится, а что нет.

 

Глава 49. Как справляться с ожиданиями. Чем меньше ожидаешь, тем больше счастья.

Наш мозг не действует без ожиданий. По сути, это устройство по производству ожиданий. 

Наш мозг генерирует ожидания и для нерегулярных вещей. Исследования подтверждают: наши ожидания в значительной мере определяют ощущение счастья. Далекие от реальности ожидания относятся к числу самых эффективных «киллеров счастья».

Как лучше справляться со своими ожиданиями?

Моя рекомендация: распределяйте свои мысли, как это делают врачи скорой помощи, сортируя больных. Пусть это будут три категории: «мне нужно (необходимо) это сделать», «мне хочется этого» и «я ожидаю этого».

Рассмотрим все три по порядку.

Очень немногие из наших желаний действительно необходимы — они входят в разряд простейших потребностей. Зачем видеть в своих желаниях жизненную необходимость? Это делает вас вечно недовольным человеком и подталкивает к идиотским поступкам. Чем раньше вы вычеркнете из своего репертуара мнимые нужды, тем лучше.

Ну а теперь — к желаниям. Жизнь без желаний (без целей и предпочтений) — это зря растраченная жизнь. У греческих философов было замечательное выражение: то, что мы себе желаем, они называли предпочтительно-безразличным («безразлично» — в смысле «несущественно»). Это значит: да, у меня есть свои предпочтения (можно, предпочитать Porsche, а не Volkswagen Golf), но это в конечном счете несущественно для счастья.

Ожидания. Множество самых несчастных моментов в жизни происходят из-за нелепо скроенных ожиданий. Не стоит считать, что другие будут соответствовать вашим ожиданиям. Реклама — это не что иное, как выстраивание ожиданий. И продажи тоже.

Как формировать реалистичные ожидания?

Первый шаг. Перед тем, что вы собираетесь сделать, не смешивайте свои нужды, желания и ожидания — разделяйте их.

Второй шаг. Переходя к ожиданиям, попробуйте дать им оценку: от нуля до десяти.

Третий шаг. Отнимите два пункта от своей оценки — и настраивайтесь мысленно на этот результат.

Вывод: со своими ожиданиями мы обращаемся как с воздушными шариками. Мы даем им подняться все выше и выше, пока они наконец не лопнут и ошметками не посыплются с неба нам на голову. Хватит путать свои нужды, цели и ожидания — перестаньте варить их в одном котле. Между ними есть разница — разделяйте их. Способность сознательно формировать свои ожидания относится к навыкам хорошей жизни.

 

Глава 50. Закон Старджона. Как наладить свой детектор чуши собачьей.

(В России принято называть законом Старджона выражение «Ничто не может всегда идти правильно». И еще есть так называемое откровение Старджона: «90 процентов чего угодно — ерунда»).

90 процентов любой продукции — хлам. 90 процентов рекламы — дрянь. 90 процентов всех СМС — чистое «бла-бла-бла». 90 процентов всех материальных и духовных вещей, которые предлагает нам мир, — это чушь собачья.

Тот, кто имеет перед глазами закон Старджона, живет лучше. Закон Старджона — очень изысканный и утонченный ментальный инструмент, он позволяет нам без уколов совести игнорировать 90 процентов того, что мы видим, слышим или читаем.

Мир может быть иррациональным гораздо дольше, чем вы сохраните ясность ума. Поэтому ограничивайтесь своим выбором, небольшим количеством ценных вещей, а все прочее оставляйте в сторонке.

 Бенджамин Грэхем (Грэм) в своей классической книге «Разумный инвестор» еще в 1949 году изобразил биржу в виде иррациональной персоны по имени мистер Маркет. 

Как инвестор вы можете не принимать всерьез оферты мистера Маркета. Можно попросту переждать, пока вопли рынка не утихнут и пока мистер Маркет не сделает вам такое предложение, от которого глупо было бы отказаться. Например, предложит вам качественные ценные бумаги по крайне низкой цене — скажем, при биржевой панике. 99 процентов! — всего, что кричит мистер Маркет, вы спокойно можете игнорировать. 

К сожалению, многие инвесторы видят в бирже не иррационального маниакально-депрессивного крикуна, а некое отражение истины. Люди путают цену и ценность — и теряют на спекуляциях свои деньги.

90 процентов всего — для слабоумных, оно третьесортное, просто чушь. Заткните уши, если рынок вопит слишком громко, и идите прочь. Рынок не показатель ценности, важности и хорошего качества подобных вещей.

В прошлом действовал закон, обратный закону Старджона: 90 процентов всего на свете было важным.

Давайте не будем стесняться и под конец скажем честно: закон Старджона относится не только к внешнему миру, но и к нам самим.

90 процентов моих идей оказываются негодными, 90 процентов моих чувств — безосновательными, 90 процентов моих желаний — нонсенс.

Вывод: не хватайтесь за всякую муть, которую вам предлагают. Не следуйте безрассудно своим порывам, лишь потому, что у вас возникло такое желание. Очень немногое из того, что мы видим вокруг, действительно ценно, существенно, важно и классно.

Закон Старджона позволяет нам экономить время и нервы.

Почувствуйте разницу между идеями и хорошими идеями, между продуктами и хорошими продуктами, между инвестициями и хорошими инвестициями. Учитесь распознавать чушь.

если вы не уверены в своей оценке — дескать, не чепуха ли сейчас передо мной, — то перед вами полная чушь.

 

Глава 51. Похвала скромности

Чем менее важными мы себя считаем, тем лучше наша жизнь

 

Лет через сто, вряд ли кто будет знать, кто такой Билл Гейтс, Дональд Трамп или Ангела Меркель.

Представьте себе гипотетически два типа людей: тип А и тип Б. Тип А — это люди с большим, неограниченным самомнением. А тип Б — напротив, с весьма скромной самооценкой.

Все мы принадлежим к типу А. Отсюда и наша проблема: самооценка, унаследованная от предков, людей типа А, портит нам жизнь, потому что делает нас слишком чувствительными. 

Рекомендация: рассматривайте свою значимость ретроспективно, с позиции следующего века, когда ваше ценнейшее, авторитетное, сколь угодно громкое (для ваших ушей) имя непременно будет забыто, когда ваш вклад в историю обнулится, каким бы важным вы его ни считали.

Фундаментальное правило хорошей жизни — не воспринимать себя слишком важной персоной. Напротив, чем менее важным вы себя мните, тем лучше становится ваша жизнь.

По трем причинам.

Во-первых, чувство собственной важности требует огромных затрат энергии.

Во-вторых, чем более важным вы себя считаете, тем быстрее становитесь жертвой ошибки self-serving bias. Вы совершаете поступки, направленные не на достижение цели, а лишь на возвышение самого себя.

Подобное частенько наблюдается у инвесторов. Они, например, покупают акции гламурных отелей не потому, что это хорошие ценные бумаги, а затем, чтобы поднять свой престиж. И вдобавок тот, кто считает себя слишком важным, систематически преувеличивает свои знания и способности (самонадеянность), что влечет за собой отягчающие ошибки в принятии решений.

В-третьих, вы сами растите себе врагов.

 Еще стоики сопротивлялись завышению самооценки. Классический пример — Марк Аврелий, которому было неловко, почти неприятно, что он римский император. Он вел дневниковые записи (называемые «К самому себе»), где постоянно понуждал себя быть скромнее. Нелегкая задача, когда ты самая могущественная персона в мире.

Завышенная самооценка стала болезнью нашей цивилизации. Мы зубами вцепляемся в свое эго, как собака в старый башмак. Выплюньте этот башмак. В нем нет никакой пищевой ценности.

 

Глава 52. Внутренний успех

Почему внутренний мир важнее, чем внешний

 

Forbes каждый год составляет свой список всех миллиардеров мира. 

В каждой отрасли есть своя градация успешности. Но насколько успешны эти успешные люди в реальности?

Сегодня общество размахивает «списками Forbes», как яркими флажками, чтобы показать нам: мы знаем путь — вот он!

Почему современные общества пытаются направить своих овечек в сторону материального успеха, а не в направлении, скажем, увеличения свободного времени, досуга? Почему есть списки самых богатых, но нет списков людей, которые больше всех довольны своей жизнью?

Очень просто. Потому что экономический рост сплачивает общество.

«Пока экономика растет, жива надежда, а надежда делает сносной большую разницу в доходах».

Чтобы не сходить с ума при взгляде на «списки Forbes», вы должны понимать две вещи.

Во-первых, определение успеха всегда является продуктом своего времени. 

В зависимости от века, в котором вас угораздило родиться, общество размахивает разными сигнальными флажками, символизирующими успешность, но делает это всегда с одной целью — убедить вас в точности своей дефиниции успеха. Не бегите вслепую на эти сигналы. Хорошая жизнь наверняка ожидает вас где-то в другом месте.

Кроме того, материальный успех — дело случая на все 100 процентов. Поэтому воспринимайте и «списки Forbes» как случайные.

Истинный успех — это внутренний успех.

Стремление к внутреннему успеху — это вообще одна из самых разумных позиций в жизни. И одновременно здесь находится корень, так сказать, западного мышления. Греческие и римские философы называли этот вид успеха, как я уже говорил, атараксией. Кто владеет атараксией, Душевным спокойствием, уравновешенностью, умиротворенностью сохраняет самообладание при ударах судьбы. Успешен тот, кто не позволяет себе терять самообладание ни при полете под облаками, ни при тяжелейшем падении.

«Успех — это умиротворенность ума, он приходит, когда осознаёшь, что ты сделал все, что от тебя зависит, все, на что ты способен».

Успех — это состояние духа. 

Однако мы можем приблизиться к идеальному внутреннему состоянию путем ежедневных тренировок.

Попробуйте в конце каждого дня сдавать экзамен «по самокритике»:

в чем сегодня вы потерпели провал?

Где и как вы позволили ядовитым эмоциям отравить свой день?

Какие удары извне, от чего-то, находящегося вне сферы вашего контроля, заставили вас содрогнуться? И какие ментальные инструменты сейчас вам помогут исправиться?

«Сделайте каждый день своим шедевром».

 

Послесловие

Прожить хорошо свою жизнь — задача нетривиальная. Даже самые умные люди с ней иногда не справляются. Почему?

Мы создали мир, который сами уже не понимаем. Здесь интуиция больше не является надежным компасом. Мир, насыщенный сложностями, нестабилен. Мы пытаемся сориентироваться в нем с помощью мозга, который был сформирован для решения других задач — для задач каменного века

Поэтому совершенно необходимо держать наготове целый комплект или «ящик с ментальными инструментами»: разные стратегии в подходах к решению разных проблем. Они сослужат вам хорошую службу. Эти ментальные инструменты позволяют рассматривать мир более объективно и действовать более разумно в течение более продолжительного времени. 

Если целенаправленно усваивать такие мысленные ходы, то есть ежедневно упражняться, вы постепенно улучшите структуру своего мозга. Такие приемы и методы — в психологии их обычно называют эвристикой, они помогают принимать более верные решения и действовать лучше, чем когда вы полагаетесь на свою интуицию.

Нельзя точно сказать, что такое хорошая жизнь. Можно только с уверенностью сказать: что ею не является.

Потребность в определении довольно бессмысленна.

«Если вы знаете название птицы на всех языках мира, о самой этой птице вы все равно ничего не знаете… Лучше внимательно рассмотрите ее, понаблюдайте, как она себя ведет. Вот что действительно важно. Существует огромная разница между “знать название чего-либо” и “знать что-либо”».

Откуда взялись описанные ментальных инструмента.

Из трех больших источников.

Первый источник — психологические исследования последних 40 лет.

 

Второй источник —стоицизм. Это в высшей степени практичная философия, зародившаяся в античной Греции и достигшая расцвета в Древнем Риме во II.

Имена великих стоиков: Зенон (основоположник этого течения),

Хрисипп (важнейший представитель стоицизма в античной Греции),

Сенека, Эпиктет (бывший раб) и римский император Марк Аврелий.

У Марка Аврелия есть книга «Искусство хорошей жизни» — это выдержки из его записок, адресованных самому себе, которые он называл «К самому себе».

Стоики придавали большое значение практике и максимам. Максимы — очень ценная вещь, потому что они доступны и, подобно броским ограждениям, удерживают нас от необдуманных поступков. 

Третий источник — инвесторская литература. У инвесторов есть особый стимул вглядываться в непрозрачный мир и проникать в него. Вопреки очевидному неведению, они должны пытаться по возможности точно оценивать будущее. Результаты всегда проявляются в выигрышах или потерях. Потому-то инвесторы со времен Бенджамина Грэма так «заточены» на сохранении максимально объективного взгляда на мир и на такой образ мыслей, который убережет их от импульсивных решений. Именно инвесторы за последние 100 лет разработали очень полезный набор ментальных инструментов.

Три названных источника — современная психология, философия стоицизма и школа мыслей финансовых инвесторов — идеально подходят друг к другу. Настолько хорошо, что начинает казаться, будто они растут из одного корня.

★1
3 комментария
Прелестно!!!
avatar
SEREGA, Спасибо. А что именно Прелестно?
Андрей Колесников, Прелестно ВСЁ!!!
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW