rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании АТОН | Российский ритейл: как пандемия повлияла на сектор и какие перспективы у его ключевых игроков

Российский ритейл: как пандемия повлияла на сектор и какие перспективы у его ключевых игроков

Нынешний кризис стал уникальным событием для ритейл-сегмента, потенциально предвещая структурные сдвиги в потребительском поведении. Пандемия может способствовать трансформации отрасли в долгосрочной перспективе. Как основные игроки адаптируются к новым условиям и какие видят перспективы?

Ниже ключевые моменты онлайн-выступлений перед инвесторами Натальи Загвоздиной, директора по корпоративным финансам и связям с инвесторами X5 Retail Group, и Альберта Аветикова, директора по связям с инвесторами «Магнит».

  • О рынке:

Российский рынок продуктовой торговли занимаем седьмое место по размерам во всем мире. Если бы не кризис 2014-2015 года, в долларовом исчислении он бы показал гораздо больший рост, чем мы сейчас имеем.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

Самый емкий сегмент рынка – это дискаунтеры и традиционная розница. Далее из современных форматов торговли следуют супермаркеты, потом – гипермаркеты. Онлайн-торговля сейчас составляет очень небольшую долю всего рынка: по результатам 2019 года, ее оборот составляет всего 2 млрд руб. по сравнению с 16 трлн руб., которые россияне в целом тратят ежегодно в продуктовой рознице. Но по темпу роста онлайн – самый привлекательный сегмент.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

  • О кризисе:

Та ситуация, с которой мы столкнулись в этом году, несомненно, выходит за рамки стандартных финансовых кризисов и потребовала от нас нестандартных действий. В марте мы столкнулись с несколькими волнами экстраординарного спроса со стороны покупателей. Первая волна была вызвана девальвацией рубля и привела к ажиотажному спросу на отдельные категории, в первую очередь, импортных товаров. Вторая волна пришла через неделю и была вызвана ожиданиями различных ограничительных мер, связанных с коронавирусом. В этот период перед нами стояли две главные задачи: обеспечение безопасности покупателей и обеспечение спроса. Последнее потребовало от нас увеличить объемы поставок, мощности наших распределительных центров, нанять временный дополнительный персонал в магазинах и в распределительном центре. На обеспечение мер безопасности мы потратили за короткое время – в течение марта – около 1 млрд руб. дополнительных расходов, связанных с коронавирусом.

Альберт Аветиков («Магнит»)

  • О компании:

Говоря о бизнесе Х5 Retail Group, у нас двузначный рост темпов выручки и более 7 млн м2 торговых площадей. Темпы роста выручки складываются из открытия новых магазинов (но их количество мы в последние годы сокращаем) и из прироста продаж сопоставимых магазинов. Уже много лет у нас этот показатель положительный. Соотношения чистого долга к EBITDA у нас остается неизменным и даже снижается. После первого квартала 2020 года долг составил 1,5х к EBITDA – это невысокая нагрузка на компанию, растущую так быстро.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

Первый квартал «Магнит» закрыл с высокими сопоставимыми продажами, их объем составил 7,8%, выручка выросла на 18,5%, за первые несколько месяцев 2020 года улучшились все цифровые показатели, такие как EBITDA и чистая прибыль.

Альберт Аветиков («Магнит»)

Последние несколько лет компания фиксировала отток покупателей, и это требовало серьезных, срочных и качественных мер, связанных с улучшением бизнес-процессов  в компании и магазинах. Основные изменения, которые компания проводила еще с 2019 года, повлияли на наши результаты в 3-4 квартале 2019 года. Те результаты, которые рынок увидел в первом квартале (мы продолжаем видеть этот тренд в апреле и в мае) не являются просто последствиями экстраординарного спроса из-за коронавируса, а являются свидетельством того, что клиенты видят качественные изменения, которые мы пытаемся реализовать в своих магазинах. 

Альберт Аветиков («Магнит»)

  • О дивидендах:

Наша дивидендная политика ограничивает нас только уровнем долга. По 2019 году мы выплачивали до 100% чистой прибыли, что говорит о том, что компания уверенно себя чувствует, чтобы делиться своими достижениями с акционерами. 29 мая мы выплатим 30 млрд руб. нашим акционерам, дивидендная доходность составит 5%. Мы продолжим это делать и увеличивать дивидендную доходность с темпами выручки. Абсолютный дивиденд должен с каждым разом увеличиваться. Общий дивиденд растет примерно с тем же темпом, с которым растет и выручка.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

Здоровый бизнес должен распределять прибыль среди акционеров. Мы считаем, что «Магнит» имеет такую возможность. Это показала история дивидендных выплат компании, и сейчас у нас нет предпосылок предполагать, что текущая ситуация как-либо изменится. 

Альберт Аветиков («Магнит»)

  • О развитии:

Инвесторы часто спрашивают нас, имеем ли мы какую-нибудь четкую цель, к которой стремимся. Если говорить о долгосрочных целях, мы не видим факторов, которые бы нас ограничивали в том, чтобы занять через 9 лет 20% российского рынка (сейчас 11,5%). Как мы достигнем такого уровня? У нас есть стратегия, которая включает три ключевых направления: (1) усиление текущего бизнеса, потому что именно там генерируются денежные потоки; (2) цифровая трансформация: мы достаточно уже в этом продвинуты, у нас есть надежная IT-инфраструктура, единственное, что мы можем доработать, – это client value management – оценка доходности каждого клиента для ритейлера в течение всей жизни; (3) переход в ритейл следующего поколения, где потребитель хочет видеть омниканальное предложение, где потребитель хочет экспресс-доставку.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

Мы хотим входить в топ-3 по бизнесам, которые развиваем. В электронной коммерции продуктов питания мы уже первые. Мы видим большой потенциал в развитии экспресс-доставки. Маркет-плейсы, безусловно, будут развиваться и оставаться достаточно ощутимой долей рынка, но сервисы экспресс-доставки, где работает «Самокат», «Яндекс.Лавка», дадут больший потенциал. 

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

Мы будем смотреть и на возможности открытия новых магазинов, и на возможности приобретений среднего и малого размера сетей в регионах. Компания должна открывать новые квадратные метры и наращивать свою долю на рынке как магазинами, так и качественным предложением для покупателей. Но все эти пункты должны сопровождаться ростом доходности наших инвестиций. Новые квадратные метры должны приходить с соответствующей рентабельностью и соответствующей доходностью на вложенный капитал. Тогда, когда мы будем убеждены в том, что можем достигать этих таргетируемых показателей, мы, безусловно, нажмем на газ. Эти качественные улучшения должны продемонстрироваться и дать результат уже сейчас.

Альберт Аветиков («Магнит»)

  • Про онлайн:

Возникновение онлайн-формата зависит от двух вещей: от готовности потребителя и от готовности технологий. Даже для тех, у кого раньше покупка чего-либо онлайн не была частью ежедневной активности, сейчас это стало очень естественно, большое количество потребителей были вынуждены это попробовать.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

В экспресс-доставке мы сейчас далеки до того, чтобы эти операции были прибыльные. Любой из новых бизнесов для Х5 – экспресс-доставка или perekrestok.ru  - он должен стать EBITDA profitable на третий год после запуска. Рerekrestok.ru  должен стать таким в 2021 году, экспресс-доставка – в 2022-2023-м.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

Сейчас много разговоров и рассуждений на тему развития доставки, все они вызваны резким ростом онлайн-продаж во время пандемии. Я не думаю, что мы должны предпринимать срочные шаги, чтобы удовлетворить спрос сейчас, мы должны более системно смотреть на этот рынок. Мы на сегодня отстаем от основных конкурентов, так как у нас нет собственного канала онлайн-продаж, но мы не считаем, что опаздываем. Мы делаем быстрые шаги, чтобы получить больше знаний об этом рынке, и в определенное время надеемся найти решение, как можно оперировать  в этой нише с приемлемым уровнем доходности. Наши конкурентные преимущества, которые нам в будущем позволят выйти на рынок с интересным решением, – это диверсифицированная сеть магазинов по всей стране, крупнейший в стране транспортный парк крупнотоннажных грузовиков, наша сила с точки зрения ценовых преимуществ перед другими ритейлерами в части объемов, которые мы покупаем у поставщиков, и последнее – команда профессионалов, которая должна обеспечить прорыв в области онлайн-продаж.

Альберт Аветиков («Магнит»)

  • О людях:

Сейчас мы заметили изменившийся тренд в наших продажах: если в предыдущие месяцы мы видели сильный рост трафика покупателей в наших торговых точках, то сейчас продажи обеспечиваются в основном ростом корзины – среднего числа товаров, который потребитель приобретает за одну покупку. Покупатели стали ходить в магазины реже, но покупать за раз – больше. Потребители пока не переключаются на более дешевые альтернативы. Это то, чего боялся рынок. Мы видим небольшое усиление инфляции по сравнению с предыдущими месяцами, но повышение цен незначительное и не превышает уровень официальной инфляции Росстата. 

Альберт Аветиков («Магнит»)

  • О росте цен:

Мы очень аккуратны сейчас в вопросе повышения цен. Мы понимаем, что потребитель будет в этом году нелегко, и сделаем все, чтобы остаться на его стороне. Значит ли это, что у нас должна упасть маржинальность? Нет. Вся стратегия по цифровой трансформации нацелена на то, чтобы повысить эффективность без ущерба рентабельности.

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

  • О будущем:

Мы смотрим во второе полугодие 2020 года с большой осторожностью. В моменте мы не видим негативных изменений и trading down. Мы заметили, что потребители сейчас не сократили, а увеличили свою корзину, что они стали покупать более качественные продукты. Люди ходят в магазины реже, но покупают гораздо больше. Что будет дальше – посмотрим. Нефть не так плоха, рубль – тоже, и за это спасибо бюджетному правилу. Возможно, и не будет чего-то очень драматичного. Когда ВВП падает (а мы еще не знаем, насколько реально он упадет), реальные доходы населения отвязаться от него не могут и тоже будут сокращаться. Тогда мы увидим trading down. 

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

В этом году мы откроем на 20% меньше новых магазинов от плана. Если мы понимаем, что доходы населения будут падать, то спешить с открытием новых магазинов не нужно. Мы понимаем, что это не тот сегмент, где произойдет взрывной рост. Будут ли нужны новые магазины у дома, несмотря на переход в онлайн? Да. Именно они сейчас показывают большой спрос, они покупателю нужны. Во всем мире формат магазинов у дома показывают свою состоятельность и релевантность. 

Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)

В настоящее время уже происходит нормализация потребительского спроса. В марте он был смещен на товары долгого хранения, в апреле – на свежие продукты. В июне процесс нормализации спроса, как мы ожидаем, только укрепится. Риск сокращения покупательской способности потребителей исключать не следует, к нему нужно быть готовым. Мы позитивно смотрим на наши способности адекватно на это ответить и готовы предложить покупателям доступные цены на широкий ассортимент во всех регионах.

Альберт Аветиков («Магнит»)

В этом году мы планировали закрывать нерентабельные магазины по каждому нашему формату и открывать новые, но в меньших масштабах по сравнению с прошлыми годами. Главный KPI, который стоял на этот год, – это улучшение качественных и финансовых показателей магазинов, которые должны привести к росту доходности наших инвестиций. Пандемия внесла определенные коррективы в наши планы: в ситуации естественных ограничений на передвижение в большинстве регионов мы не могли эффективно продолжать открытия новых магазинов и редизайн существующих. Поэтому сейчас мы пересматриваем планы на этот год. Но уже понятно, что новых магазинов в этом году мы откроем меньше, чем изначально планировали. 

Альберт Аветиков («Магнит»)

Виктор Дима, старший аналитик по потребительскому сектору «АТОН».

Информация о предстоящих онлайн-дискуссиях доступна на сайте и страницах «АТОН» в социальных сетях.

Подписывайтесь на наш блог! Здесь аналитики, управляющие и трейдеры компании «АТОН» делятся своими инвестиционными идеями и мнением относительно важных новостей.

 

Читайте нас в удобном формате: в Telegram, Facebook, Instagram.


UPDONW
Новый дизайн