Крупные промышленные и транспортные центры, расположенные на китайском побережье, откуда слабость, вызванная карантином, распространяется особенно быстро на зарубежных партнеров, спешат отменить ограничения на передвижение людей и перевозки. Местные правительства подгоняют фабрики возобновить производство, так как каждый день простоя укрепляет в сознании иностранных партнеров идею о том, что нужно диверсифицироваться и всегда иметь запасной план. Который уже не связан с Китаем.
Власти продлили празднование Нового года на 10 дней, однако за это время эпидемию не удалось подавить до состояния, позволяющего отменить карантин в эпицентре и близлежащих провинциях. Ситуация напоминает Сциллу с Харибдой: простой заложил фундамент для перестройки цепочек поставок, а ожидания по его длительности ускоряют этот необратимый процесс; c другой стороны раннее расконсервирование экономики успокоит партнеров, но сделает протекание эпидемии менее управляемой и прогнозируемой. Которая в итоге может привести опять к карантину, но к гораздо более дорогостоящему.
Если попробовать примитивно рассуждать о выборе «наименьшего из зол», то за критерий выбора, я думаю, можно взять определенность. Можно например заметить, что краткосрочные выгоды от каждого дня карантина менее понятны и осязаемы (в плане сдерживания инфекции), чем выгода от каждого дня без карантина (что можно непосредственно измерить через повышение производственных объемов и т.д.). Среднесрочные выгоды (или ущерб) обоих сценариев спрогнозировать вероятно одинаково сложно. Чиновники понимают, что длительный карантин подрывает «общий иммунитет» китайской экономики, поэтому затягивать с этим нельзя несмотря на все риски.
Карантин отнял у производственного сектора самый ценный фактор – рабочую силу, при этом положение усугубляется спецификой трудовой миграции внутри Китая. Производство в относительно незатронутой вирусом провинции может стоять, потому что работники-мигранты могут застрять в провинции на карантине. Это особенно касается прибрежных регионов, куда все тянутся из-за более привлекательной оплаты труда. Чтобы решить проблему трудовой миграции некоторые китайские города организовали рейсы для перевозки рабочих в промышленные центры.
Власти города Фошань на юге Китая, где сосредоточено производство электроники и бытовой техники, заявили во вторник, что местным предприятиям больше не требуется получать разрешение на возобновление производства и на привлечение работников без обязательного медицинского скрининга. Город находящийся рядом с Фошань также упразднил административные барьеры, хоть и в меньшей степени.
В восточной провинции Чжецзян, такие города как Хуанчжоу и Нингбо также разрешили компаниям возобновить работу без предварительного уведомления.
Morgan Stanley в свою очередь заявил, что макро и микро данные указывают на медленное восстановление производственной активности в Китае, которая достигнет 60-80% от нормы к концу февраля и нормализуется к середине или к концу марта. При это если Китай не сможет сдержать развитие эпидемии в течение двух следующих недель, срыв в производстве растянется и на второй квартал.
Консенсус прогноз по росту китайской экономики в первом квартале часто пересматривается, но на данный момент составляет примерно 3-4%.
Сейчас вероятно стоит обратить внимание на ситуацию в Южной Корее, где в среду число клинически подтвержденных случаев выросло сразу на 20 человек, до 51. Пока правительство заявляет, что не планирует объявлять карантин в городах-эпицентрах и повышать уровень медицинской тревоги в стране. Но похоже, что только пока.
Артур Идиатулин, рыночный обозреватель Tickmill UK
Где почитать еще? Добро пожаловать в наш телеграм канал.
Мы подключили Webmoney. Пополнение/вывод через ПС доступны в личном кабинете.
PRO счет условия