26.09.2017|16:25|
Цены на металлы в последние дни оказались под давлением ввиду разочаровывающих данных из Китая. Цены на нефть при этом активно растут. Во вторник котировки Brent находились в районе 59 долларов за баррель, максимума с 2015 года. Накануне цены выросли почти на 4% и вернулись на территорию бычьего рынка.
Подобная ситуация должна заставить инвесторов насторожиться, так как сильный спрос на нефть со стороны Китая ранее в этом году, когда спрос в США не был столь высоким, поддерживал нефтяные котировки. Спрос из КНР будет и дальше необходим для поддержания ребалансировки рынка, в особенности в случае замедления темпов роста в США и Европе.
Экономисты по нефтегазовому рынку этой весной жаловались на низкое потребление нефти в США, которое привело к значительным избыточным запасам бензина. Эти страхи по большей части сошли на нет. Этим летом автолюбители вернулись на дороги в том числе ввиду более низких цен на бензин и улучшения условий на рынке труда. Спрос на нефть в США, который был слабым или падал в течение большей части первого полугодия 2017 года, в июне достиг максимума с 2007 года. Предварительные официальные данные говорят о том, что спрос на бензин в США в июле и августе также был высоким.
Проблема в том, что рост спроса в Китае, втором крупнейшем в мире потребителе нефти, начинает выдыхаться. В 1-м квартале спрос на нефть в стране достиг рекордных уровней, однако в дальнейшем его динамика была разнонаправленной. Между тем экономический рост в Китае замедляется после впечатляющей динамики первого полугодия. Это связано с ослаблением роста инвестиций, замедлением ралли цен на жилье, а также с падением цен на промышленные металлы, такие как медь и железная руда, которые потеряли 5% и около 20% соответственно с начала сентября.
Нефть – не металлы, однако китайский спрос на нефть до сих пор довольно хорошо коррелирует с циклами кредитования и капиталовложений. Отчасти это происходит потому, что потребление нефти в Китае по-прежнему сильнее зависит от роста промышленного производства, чем в США, где три четверти всей нефти потребляется легковыми и грузовыми автомобилями, а также самолетами. В Китае же этот показатель составляет лишь около 40%. Наиболее вероятно, что с замедлением промышленного производства спрос Китая на нефть также ослабнет, в частности потому, что страна уже воспользовалась низкими ценами на нефть в 2015 и 2016 годах и нарастила стратегические нефтяные резервы.
Что касается предложения, то сланцевые производители США замедлили буровую активность, но при этом число неактивных скажин в стране велико. Если нефтяные цены установятся в диапазоне 55-65 долларов за баррель, добыча из этих скважин может быстро активизироваться.
В связи с этим единственным позитивным фактором для цен на нефть в данный момент является увеличение спроса со стороны США, не считая какой-либо политической нестабильности в крупных нефтедобывающих странах. Если американский спрос разочарует, цены на нефть, вероятно, пойдут вниз.