Цены на золото достигли 20 октября исторического максимума в $4382 за унцию, к концу месяца скорректировались до $4000 за унцию, но после небольшой консолидации вернулись к росту. Между тем серебро растёт ещё быстрее и вышло на исторические максимумы. Разбираем последние новости и текущую ситуацию на рынке драгметаллов.
В конце октября цены на золото были под давлением позитивных настроений на фоне давно ожидаемой встречи президента СШа Дональда Трампа и главы КНР Си Цзиньпина, а также пошатнувшейся уверенности рынка в том, что декабрьская встреча Федрезерва США принесёт очередное снижение ставки.
Последние две недели благодаря серии «голубиных» заявлений представителей ФРС ожидания по ставке вновь изменились и теперь снижение ставки на 0,25 п.п. 10 декабря вновь воспринимается как наиболее вероятный сценарий. Эти ожидания поддерживают цены на золото, так как низкие ставки благоприятны для драгметаллов.

Главными драйверами цен на золото в этом году были спрос инвесторов, который отражает притоки средств в ETF, и покупки Центробанков.
C января по сентябрь 2025 года притоки средств в ETF, обеспеченные золотом, составили 619 т против оттока 25 т за аналогичный период прошлого года. Но с середины октября, когда ралли на рынке золота сменилось коррекцией, наметился отток средств из ETF.
Во второй половине октября ETF зафиксировали отток в размере 35 т против притока 121 т в первые недели. В ноябре рост также оставался слабым: за первые три недели объёмы золота в ETF увеличились только на 21,8 т.
Спрос на золотые ETF тесно связан с устойчивостью роста цены на золото — в периоды консолидации спрос уменьшается, а при снижении цен происходит отток средств из ETF. То, что в ноябре приток восстановился, свидетельствует о позитивных ожиданиях рынка относительно дальнейших перспектив золота.
Коррекция золота во второй половине октября и начале ноября не изменила наш взгляд на перспективы металла. Фундаментальные факторы высокого спроса со стороны инвесторов и центробанков сохранятся до тех пор, пока на рынке остаются геополитическая неопределённость, а также риски экономики и госдолга США. В то же время ослабление этих факторов может привести к росту уверенности инвесторов, как следствие, оттоку средств из фондов ETF и снижению цен.
Динамика цен в следующем году также будет зависеть от того, какие взгляды на монетарную политику будут у нового главы ФРС в случае ухода Джерома Пауэлла в мае 2026 года.
Серебро традиционно связано с золотом, но драйверы роста цен и текущая ситуация на обоих рынках отличаются.
В первой половине 2025 цены на серебро отстали от золота, но, начиная с июня, рост серебра ускорился и в итоге с начала года превысил рост цен на золото: 94% против 61%. А 1 декабря цены на серебро достигли $58 за унцию, обновив исторический максимум.
Основные драйверы цен на серебро в этом году: опасения торговых пошлин и ограничений на торговлю, которые заставили потребителей формировать запасы, рост спроса в ETF (приток 225 млн унций в январе–октябре 2025 года против 62 млн унций за весь 2024 год), сильный физический спрос.

В сравнении с золотом серебро в гораздо меньшей степени инвестиционный металл, основную роль в структуре спроса играет промышленность. Инвестиции в серебро в основном представлены слитками и монетами, торгуемые биржевые продукты (ETP или ETF) значительно менее популярны, чем в золоте. Суммарно на слитки, монеты и ETF в 2024 году приходилось 21% спроса на серебро против 33% в структуре спроса на золото (а в 2025 году было 43%).
В 2025 популярность «серебряных» ETF тоже растёт: в январе–октябре, по данным Silver Institute, объёмы серебра в таких фондах выросли на 18%, или 225 млн унций, до 1250 млн унций.
Основной спрос промышленный, в прошлом году его доля составила 56%. В последние несколько лет основной растущий сегмент — производство солнечных батарей, с 2021 до 2024 года потребление серебра в этом сегменте выросло в два раза.

В отличие от золота, месторождений, где серебро добывается в качестве основного металла, немного. Только 28% мировой добычи серебра приходится на такие месторождения. Основная часть серебра добывается как попутный металл при добыче золота (16%), меди (27%), цинка и свинца (29%).
В результате, рост цен на серебро не приводит к росту инвестиций в его добычу, а снижение цен не ведёт к закрытию рудников, и на рынке серебра нередки ситуации устойчивого дефицита или профицита.
В 2016–2018 годах рынок серебра (с учётом спроса в ETF) был в профиците, но с 2020 года рынок в дефиците, что поддерживает цены.

Дарья Фёдорова, инвестиционный аналитик
Альфа-Инвестиции
Но всегда постфактум ))