Блог им. PAleksey

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Тикер: NMTP

Отрасль: Транспорт / Порты

Сайт: www.ncsp.ru/investors

ЗНАКОМСТВО С БИЗНЕСОМ

Чем занимается компания?

ПАО «НМТП» входит в число крупнейших в России портовых операторов (стивидоров) и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в Новороссийске — крупнейшем порту России на Черном море.

Основным видом деятельности Группы является транспортная обработка грузов, включающая в себя стивидорные услуги (комплекс работ в порту, связанный с погрузкой и выгрузкой грузов с судов, а также с их обработкой, размещением и хранением на складах причала) и дополнительные услуги, связанные со стивидорной деятельностью.

Важнейшими составляющими грузооборота ПАО «НМТП» являются нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические грузы, железорудное сырье (ЖРС) и концентрат, а также минеральные удобрения и уголь.

В Группу «НМТП» входят три порта:

  • Приморский порт (Балтийский бассейн), расположенный недалеко от г. Приморск. Переваливает только нефтеналивные грузы, поступающие по трубопроводу Транснефти. В 2023 году на него приходилось 49% от всего грузооборота и 64% выручки.
  • Новороссийский порт (Азово-Черноморский бассейн), находится в г. Новороссийск. Примерно 80% грузооборота составляют нефть и нефтепродукты. В 2023 году на него приходилось 50% от всего грузооборота и 29% выручки.
  • Балтийский порт (Балтийский бассейн), расположенный в Калининграде. Осуществляет отправку контейнеров. В 2023 году на него приходился 1% от всего грузооборота и 7% выручки.

Терминалы Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевыми для российских импортных и экспортных поставок, а также для транзитных грузов.

Штат компании на конец 2024 года составлял 3 025 человек.

На кого ориентирован продукт компании?

Группа «НМТП» работает в транспортной отрасли, специализируясь в области стивидорных услуг и портовых операций. Основным видом деятельности является транспортная обработка грузов.

Ключевыми отраслями, обеспечивающими наибольшие объемы грузоперевалки в ПАО «НМТП», выступают нефтяная и горно-металлургическая, в том числе: нефть и нефтепродукты, уголь, черные металлы и чугун, железорудное сырье, минеральные удобрения. Эти отрасли будет справедливо считать ключевыми продуктами Группы.

Котируются ли цены на продукт компании на открытом рынке?

Тарифы на стивидорные услуги регулируются через рыночное ценообразование, так что прямое влияние рынков капитала на выручку НМТП отсутствует.

Хотя может присутствовать косвенное влияние через цены товаров, которые экспортируются при участии «НМТП». Большинство из них имеют котировки через биржевые инструменты (нефть, удобрения, металлы и так далее), что может оказывать влияние на тарифы. По этой же причине справедливо будет относить «НМТП» к цикличным компаниям.

Кто владеет компанией?

По заветам «лучших» корпоративных практик отечественного фондового рынка — структура акционеров скрыта и не публикуется с 2021 года.

Из имеющихся в доступе открытых данных схема акционеров выглядит следующим образом:

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Крупнейшими акционерами являются Транснефт и Россимущество. Сама Транснефть на 78,5% принадлежит Российской Федерации, что фактически делает НМТП квазигосударственной компанией, со всеми преимуществами и недостатками такого мажоритария.

Free float, предположительно, составляет ~18%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Состояние отрасли

  • Грузооборот портов в РФ

Согласно данным от Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот российских портов с 2015 по 2024 год вырос на 31%, что примерно соответствует среднегодовым темпам в 3,3%.

В 2024 году он снизился на 2,3% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года и составил 886,3 млн тонн.

Объём перевалки сухогрузов в 2024 году составил 441,1 млн тонн (-1,9%). В разрезе категорий грузов изменения выглядят так:

  • Уголь – 188,1 млн тонн (-9,8%)
  • Зерно – 74,8 млн тонн (+6,0%)
  • Грузы в контейнерах – 55,5 млн тонн (+10,8%)
  • Минеральные удобрения – 42,5 млн тонн (+15,7%)
  • Черные металлы – 19,0 млн тонн (-10,8%)
  • Руда – 12,3 млн тонн (+26,3%)
  • Грузы на паромах — 8,0 млн тонн (-0,5%)

Объем перевалки наливных грузов составил 445,2 млн тонн (-2,6%), в том числе:

  • Сырой нефти – 267,5 млн тонн (-1,7%)
  • Нефтепродуктов – 131,1 млн тонн (-7,1%)
  • Сжиженного газа – 36,3 млн тонн (+5,9%)
  • Пищевые грузы – 6,4 млн тонн (+14,0%)
Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Грузооборот российских портов, млн тонн (источник АСОП)

В среднем, с 2015 года, процент использования доступных мощностей морских портов РФ составлял около 70%. Но после 2020 года загрузка не поднималась выше 67,1%. При этом среднегодовые темпы роста мощностей с 2015 по 2024 годы выше, чем таковые в росте грузооборота - 4,3% против 3,3%.

С 2025 года, в рамках нового национального проекта «Транспорт», будет происходить дальнейшие развитие портовых мощностей. Ожидается, что с 2024 по 2026 годы они вырастут более чем на 150 млн тонн (+11% к 2024). Зачем в условиях роста недозагрузки существующей инфраструктуры почти на 40%, продолжать наращивать портовые мощности — мне не ясно.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Доступная мощность морских портов РФ, млн тонн (источник АСОП)

  • Грузооборот портов в 2025

Грузооборот морских портов России за восемь месяцев 2025 года составил 576,3 млн тонн, что на 3,5% ниже, чем за аналогичный период в 2024 году.

По данным АСОП, объем перевалки сухогрузов составил 283 млн тонн (-4,8% г.г.), а объем перевалки наливных грузов достиг 293,3 млн тонн (-2,2% г.г.).

Экспортных грузов за первые 8 месяцев 2025 года было перегружено 452,4 млн тонн (-3,9%), импортных грузов - 27,6 млн тонн (-0,6%), транзитных - 49,4 млн тонн (+9,5%), каботажных - 46,9 млн тонн (-12,5%).

А вот как изменился грузооборот по различным бассейнам на конец августа:

  • В Арктическом бассейне снижение на 9,1%, до 57 млн тонн
  • В Балтийском бассейне снижение на 1,4%, до 181,1 млн тонн
  • В Азово-Черноморском бассейне снижение на 9,5%, до 169,4 млн тонн
  • В Каспийском бассейне снижение на 22,6%, до 4,9 млн тонн.
  • В Дальневосточном бассейне оборот достиг 164 млн тонн, увеличившись на 4,2%
  • Экспорт нефти

По оценкам аналитиков «Альфа-Банка», из общего объема экспорта нефти в 2024 году почти 80% пришлось на морской транспорт и 20% – на трубопроводные поставки. Учитывая значительную долю нефтяных грузов в объемах перевалки «НМТП», этот показатель также является важным параметром для отслеживания.

Экспорт нефти из России в 2024 году вырос на 2,4% – до 240 млн тонн. Но если смотреть на длинном отрезке с 2015 по 2024 год, то тут почти нет изменений. Среднегодовые темпы роста на всем периоде - 0,8%. Фактически, мы имеем стагнацию.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Экспорт нефти, млн тонн

Минэкономразвития прогнозирует, что в базовом сценарии экспорт нефти из России в 2025 году составит 240,1 млн тонн. Это следует из прогноза социально-экономического развития РФ на 2026 и плановый период 2027 и 2028 годов, подготовленного министерством.

  • В 2026 году, как ожидает министерство, экспорт подрастет до 241,7 млн тонн
  • В 2027 году — до 243,9 млн тонн
  • В 2028 году — до 251,2 млн тонн
  • Покупатели российской нефти

Основным покупателем российской нефти в 2024 году стал Китай, куда был отправлен рекордный объем – 108,47 млн тонн, или 45,2% от всего экспорта. Для Китая Россия стала ведущим импортером нефти, обойдя Саудовскую Аравию.

Вторым значимым покупателем российской нефти стала Индия. Данных по поставкам за 2024 год в открытых источниках не приводится, но в 2023 году экспорт составил 92 млн тонн, что компенсировало 80% объемов потерянного экспорта в Европу. В начале 2024 года объем поставок достигал 7-9 млн тонн в месяц. Аналитики считают, что поставки нефти из России в Индию могут еще немного подрасти, однако ключевым рынком сбыта для России останется Китай, куда поставляется нефть дальневосточных сортов – ESPO (ВСТО) и Sokol, тогда как в Индию отправляется в основном нефть сорта Urals.

Третьим крупным покупателем является Турция, куда в 2024 году, по данным агентства Kpler, было отправлено 16,2 млн тонн нефти, что на 35% больше, чем в 2023 году. Отгрузки осуществлялись из портов Приморск и Усть-Луга.

На Китай, Индию и Турцию в 2024 году совокупно пришлось 87% экспорта нефти из России. По данным СМИ (статистика ФТС РФ по-прежнему закрыта), российская нефть также экспортируется в Египет, Мьянму, Зимбабве, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Наибольший прирост поставок в период 2022-2024 годов (более чем в 4 раза) достигнут в страны Африки, что связано с географической близостью этих рынков к портам европейской части РФ.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Объемы рынка

В случае с портами, оперировать понятием объемы рынка будет не совсем корректно, так как из-за локаций покупателей, логистических ограничений и издержек или инфраструктурных особенностей отдельные группы товаров просто не могут быть перенаправлены в другие порты.

Динамика цен на продукцию или сырье

Из-за отсутствия в открытых источниках данных о тарифах на перевалку грузов проследить динамику цен не получается.

По найденной информации известно, что тарифы на перевозки индексируются регулярно, как минимум на уровень инфляции. Причем после логистического кризиса в 2022 году многие из них выросли настолько, что, например, в случае с металлургами, даже пришлось вмешиваться ФАС.

Ретроспективно некоторые из цен можно узнать из анализа «НМТП» от CberCIB от 2023 года:

  • Стоимость перевалки нефти и нефтепродуктов в 2023 году составляла около 270 рублей/тонн и 5 прошлых лет росла в среднем на 3-6% в год для нефти и 4-8% для нефтепродуктов;
  • Перевалка удобрений подорожала в 2023 году на 25%;
  • Стоимость перевалки рудных грузов и черных металлов в 2021 составила ~420 руб/тонн и ~840 руб/тонн соответственно. Из-за роста спроса на морскую перевозку в 2022-2023 годах тарифы на руду выросли примерно в 1,5 раза. Стоимость перевалки черных металлов в прошлом росла примерно на уровне инфляции;
  • Перевалка угля в 2023 году подорожала на 18%, составив 1200 руб/тонн;
  • Стоимость перевалки контейнеров до 2023 года исторически росла примерно на 2 п.п. выше инфляции.

Мнение аналитиков о секторе

Актуальных исследований в открытом доступе я не обнаружил. В числе влияющих на отрасль факторов отдельные аналитики выделяют несколько трендов:

  • Сдвиг транзитных маршрутов из Черного моря в Арктику и Дальний Восток из-за развития Северного морского пути и разворота торговли в сторону стран Азии;
  • Рост доли контейнерных и мультимодальных перевозок при одновременном сокращении доли традиционных наливных грузов;
  • Рост портовых мощностей в связи с окончанием крупных инфраструктурных проектов, и модернизация портов для работы с более тяжелыми судами;
  • Поддержка государством экспорта в условиях санкционных и политических ограничений со стороны недружественных стран.

В общем и целом аналитики ожидают продолжение умеренного роста общего грузооборота российских портов на уровне 3–5% в год и повышение средней загрузки мощностей до 75–80% к 2030 году. Морской портовой сектор сохранит ключевую роль в транспортной системе страны.

В части экспорта нефти по итогам 2025 года эксперты ждут роста объемов. Положительная динамика будет связана с постепенным наращиванием квот ОПЕК+, а также ростом экспорта нефти из-за снижения объемов переработки внутри страны. Если санкции сохранятся, то ключевыми потребителями в ближайшее время останутся Китай и Индия.

Основные конкуренты

В России существует 67 морских портов. Подавляющее большинство из них не являются публичными, либо торгуются на внебиржевом рынке. Среди оставшихся компаний, помимо НМТП, обращаются только акции группы ДВМП (Дальневосточное морское пароходство, оно же Fesco) и НКХП (Новороссийский комбинат хлебопродуктов). Классическое сравнение по мультипликаторам и рентабельности буду проводить только между ними, исключив торгующиеся на внебирже компании, которые имеют большую премию к рынку (как следствие более низкой доступности для простого инвестора и пониженной ликвидности).

«НМТП» имеет активы в друх бассейнах: Балтийском и Азово-Черноморском. Данные по объему грузооборота этих бассейнов и доли Компании в них приведены ниже.

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна в 2024 году составил 273,0 млн тонн (+0,6%), из них объём перевалки сухих грузов составил 123,8 млн тонн (+6,7%), наливных грузов – 149,3 млн тонн (-3,9%).

Результаты крупнейших портов этого бассейна в 2024 году:

  • Усть-Луга – 135,0 млн тонн (-0,2%);
  • Приморск (НМТП) – 60,7 млн тонн (-3,7%);
  • Большой порт Санкт-Петербург – 52,0 млн тонн (+6,9%);
  • Высоцк – 12,4 млн тонн (-3,3%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 275,7 млн тонн (-5,4%), из них объём перевалки сухих грузов составил 131,2 млн тонн (-5,0%), наливных грузов – 144,5 млн тонн (-2,9%).

Результаты крупнейших портов этого бассейна в 2024 году:

  • Новороссийск (НМТП) - 164,8 млн тонн (+2,1%);
  • Тамань – 28,3 млн тонн (-30,2%);
  • Туапсе – 21,4 млн тонн (-13,4%);
  • Кавказ – 23,0 млн тонн (+7,5%);
  • Ростов-на-Дону – 15,8 млн тонн (-3,4%).

Доля Группы компаний ПАО «НМТП» в общем грузообороте морских портов РФ за 2024 год составила 14,8%, что соответствует доле крупнейшего в России порта на Балтийском бассейне в Усть–Луге (15,2%), осуществляющих перевалку сухих и наливных грузов.

ВЫВОДЫ О МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ

Основываясь на найденной информации, отрасль демонстрирует умеренный долгосрочный рост с трендом по 3-4% в год. За 10 лет наблюдений снижение объемов было всего дважды: 2020 году из-за COVID и в 2024 году из-за падения экспорта угля, доля которого в морских перевозках традиционно очень высокая.

Для того, чтобы делать какие-то выводы относительно прогнозов или цен, информации недостаточно, но можно сделать допущение, что из-за снижения объемов перевозки угля и черных металлов, ждать существенную индексацию цен на эти категории товаров не стоит. Тарифы на нефть и нефтепродукты, похоже, индексируются ± на уровне инфляции.

Дам компании нейтрально-позитивную оценку за раздел.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Рынки присутствия/сбыта компании

Основные активы Группы, а именно Приморский, Новороссийский и Балтийские порты, находятся на территории Российской Федерации. В этом смысле никакой страновой диверсификации у «НМТП» нет.

Однако, специфика портовой деятельности позволяет работать в том числе с иностранными судами, когда речь идет о перевалке грузов с одного судна на другое.

Валюта прибыли

В отчетности Компании в структуре доходов не раскрывается доля валютной выручки, но, по косвенным признакам, вывод о ее наличии сделать можно. Например, присутствие информации о влиянии валютных курсов в отчетах, а также тот факт, что Группа работает преимущественно с грузами на экспорт.

Риски компании

Операционная деятельность «НМТП» подверженна большому количеству рисков, как прямых так и косвенных, через клиентов Группы. Постарался привести примеры наиболее вероятных из них.

  • Ограничения существующей транспортной инфраструктуры.

Не риск, но скорее одна из главных проблем дальнейшего развития сектора. Сейчас железнодорожная инфраструктура значительно отстает от портовой. Недостаток пропускной способности железной дороги приводит к тому, что государство прибегает к приоритизации перевозок, отдавая предпочтения конкретным типам грузов.

Как следствие — портовые мощности могут оставаться недозагруженными даже при высоком спросе, из-за простой невозможности доставить весь груз до портов на наземном транспорте.

  • Угроза атаки БПЛА.

Любой порт — это ограниченное прибрежное пространство, оснащенное специализированной инфраструктурой. И в этом смысле ущерб от атаки беспилотниками или ракетами может быть значительным, вплоть до невозможности продолжать отдельные виды операционной деятельности без дорогостоящего ремонта и восстановления.

Сейчас этот риск более чем реален, примером чему служит недавний случай атаки на Приморский порт. 12 сентября 2025 года атаки беспилотников привели к временной приостановке отгрузки нефти на терминале и повреждению трех насосных станций, перекачивающих нефть в Усть-Лугу, еще один важный экспортный терминал на Балтике.

  • Высокая ключевая ставка.

Неопределённость в макроэкономике и высокая ключевая ставка затрудняют финансирование и деятельность ключевых клиентов «НМТП»: нефтяники, угольщики, металлурги и так далее. Дорогое финансирование влечет удорожание заемного капитала, снижая инвестиционную активность, модернизацию производства, и вызывая повышение себестоимости продукции. В результате этой цепочки событий может произойти сокращение объемов производства и, как следствие, снижение объемов экспорта. Этот и следующий риск могут быть одной из причин сокращения загрузки портов последние годы.

  • Международные санкции.

Ужесточение международных санкций, в том числе в отношении покупателей российских ресурсов, могут привести к снижению экспорта и грузооборота портов. Некоторые иностранные перевозчики и грузополучатели могут перестать заходить в порты компании, а партнеры могут сократить сотрудничество, опасаясь введения санкций против них. Все это негативно отразится на финансовых и операционных результатах «НМТП».

Не обязательно даже накладывать санкции на активы Группы. Достаточно бить по конкретным экспортерам, чью продукцию обслуживает инфраструктура «НМТП».

Другая сторона данного риска — перераспределение товарооборота на дальневосточное направление. Порты Азово-Черноморского бассейна в значительной степени были ориентированы на европейские рынки. После начала СВО рынки Европы и ЕС для закрылись для российских товаров, что вынудило часть экспортеров перенаправить свою продукцию на восток.

  • Деятельность ОПЕК+.

Объем перевалки нефти и нефтепродуктов, занимающей ~50% процентов в выручке Группы в 2023 году, напрямую зависит от договоренности внутри ОПЕК+ по добыче нефти. Любые сокращения добычи в рамках договоренности картеля будут напрямую сказываться на ухудшении результатов «НМТП».

Хотя сейчас картель постепенно наращивает объемы, в любой момент риторика может измениться на обратную, если цена на нефть опустится до определенных уровней.

ВЫВОДЫ О МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ

Хотя в привычном понимании у «НМТП» отсутствует страновая диверсификация, наличие портовой инфраструктуры сразу в трех морских бассейнах создает определенное распределение по регионам России и экспортным направлениям, что частично снижает страновые риски.

Тот факт, что Группа преимущественно работает с экспортными грузами, позволяет допустить наличие доли валютной выручки, хотя официально это не раскрывается.

С рисками, на мой взгляд, дела обстоят хуже. Кроме угроз собственным актива и бизнес модели, вроде возможных атак БПЛА и слабой развитости транспортной инфраструктуры, «НМТП» также сильно зависит от экономического состояния сырьевых отраслей России. Снижение объемов добычи и экспорта нефти, угля, металлов напрямую отразится на финансовых результатах Компании, поскольку эти грузы составляют основу ее грузооборота. Геополитические и операционные риски, в случае с «НМТП», доминируют над традиционными бизнес-рисками. Это может требовать от инвестора, помимо отслеживания финансовых и операционных показателей Группы, следить еще и за экономическим состоянием целого ряда других отраслей и компаний-экспортеров.

Из-за большого количества рисков даю компании нейтрально-негативную оценку по разделу.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Суммарный грузооборот, млн тонн

Грузооборот НМТП в 2024 году снизился на 1,1% год к году, до 130,9 млн тонн. В отчете эмитента сказано, что причина снижения связана с ограничениями в железнодорожной инфраструктуре, спаде в добыче и экспорте угля, а также удобрений. Дополнительным фактором стало перераспределение части грузопотоков в пользу конкурирующих портов Балтийского и Дальневосточного бассейнов на фоне усиления геополитических рисков.

На отрезке с 2018 по 2024 год видно, что НМТП пока не удалось вернуться к доковидным объемам грузооборота. Несмотря на стабильные темпы восстановления результаты 2024 года хуже 2019 на 8,1%. А вот начало СВО на грузообороте, похоже, почти не сказалось.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Суммарный грузооборот «НМТП», млн тонн

Доля «НМТП» в общем грузообороте морских портов РФ

Доля Группы от общего грузооборота морских портов в РФ последние 3 года остается почти без изменений и составляет ~15%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Доля «НМТП» в общем грузообороте морских портов РФ, %

Доля «НМТП» в контейнерообороте РФ

Данных по доле в контейнерообороте за 2024 год найти не получилось. Последние цифры датируются 2023 годом и тогда доля от рынка составляла 12%. Как и в случае с общим оборотом, до пиковых значений 2019 года «НМТП» восстановиться пока не удалось.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

ВЫВОДЫ ОБ ОПЕРАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ

Группа раскрывает не так много операционных показателей для анализа, но по тем что есть, роста бизнеса или доли рынка не наблюдается. По общему грузообороту заметно медленное, но устойчивое восстановление после ковидного обвала, но за 4 года бизнес так и не вернулся к прошлым рекордам.

После начала СВО часть торговых маршрутов была перенаправлена с европейского направления на Восток. Снижение товарооборота коснулось Балтийского бассейна, где находятся 2 из 3 портов Группы. Этим может объяснятся относительно медленное восстановление показателей.

Ставлю «НМТП» нейтральную оценку за раздел.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ

Наибольший удельный вес в активах(млн руб.):

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Наибольший удельный вес в пассивах, млн руб:

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Выручка, млн рублей

После значительного снижения в 2020 году из-за пандемии, выручка показывает устойчивый рост. Так как за 2021 год НМТП не публиковала отчетность, понять реальные темпы роста в выручке (и других финансовых показателях) после СВО не представляется возможным.

Проглядывается замедление темпов роста: 23% в 2023, 5% в 2024 и без изменений за последние 12 месяцев, включающих 6 месяцев 2025 года.

В 1-ом полугодии 2025 года выручка почти не выросла, составив 38,65 млрд рублей, против 38,61 млрд рублей годом ранее.

В среднем с 2018 года выручка растет всего на 3,6% ежегодно, что, учитывая инфляцию за этот период, можно считать плохим результатом. С 2018 по 2024 год она прибавила всего на 19%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Выручка, млн рублей

Операционная прибыль, млн рублей

Тренд в операционной прибыли схож с таковым в выручке, но после 2020 года динамика год к году тут выглядит лучше, что косвено говорит об увеличении эффективности.

За 6 месяцев 2025 года операционная прибыль составила 26,73 млрд рублей, что на 7,6% лучше прошлого года (24,85 млрд рублей). Правда связано это с переуступкой дебиторской задолженности, что снизило расходы на себестоимость на 2,5 млрд рублей. Без этого операционная прибыль была бы на уровне 2024.

Темпы роста тут ниже чем в выручке, всего 2,7%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Операционная прибыль, млн рублей

Чистая прибыль, млн рублей

Высокая волатильность затрудняет анализ реальных темпов роста прибыли. Вначале скачок прибыли в 2019 году, связанный с продажей зернового терминала Группе ВТБ за 35,5-35,7 млрд рублей. Затем падение прибыли в 2020 из-за эпидемии COVID. И, наконец, отсутствие данных за 2021 год. В результате попытки посчитать средние значения и тренды теряют смысл.

В 1-ом полугодии 2025 чистая прибыль НМТП сократилась на 1,6% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года, составив 21,55 млрд рублей.

При этом темпы роста чистой прибыли в разы выше чем в выручке или операционной прибыли. С 2018 по 2024 год они составили 17,6%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Чистая прибыль, млн рублей

EPS (прибыль на 1 акцию)

Прибыль на акцию выросла за 7 лет на 125%, с 0,9 до 2,02 рубля.

За 6 месяцев 2025 прибыль составила 1,15 рубля, что на 2,3% ниже чем за аналогичный период 2024 года (1,17 рубля)

Среднегодовые темпы роста тут такие же как в чистой прибыли - 17,6%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Чистая прибыль, приходящаяся на 1 акцию 

Доля обязательств в структуре активов

Отношение обязательств к активам всего 29%.

Довольно низкое значение, что можно расценивать как показатель низких финансовых рисков для бизнеса. Или как нежелание менеджмента использовать заемный капитал для развития.

Сейчас этот показатель сильно ниже своих средних значений с 2018 года, которое составляет 37,1%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Доля обязательств (L/A) в % от активов

ROE

ROE последних 12 месяцев составляет около 22%. Это достаточно высокий показатель, показывающий умение менеджмента и бизнеса генерировать хорошую доходность на капитал.

Средний ROE с 2018 по 2024 равен 41,6%, но учитывая сильную волатильность показателей и отсутствие цифр за 2021 и 2022, лучше смотреть на медианное значение, как более близкое к реальности.

Медиана тут равняется равняется 25,6%. Хорошие результаты, особенно для высокой доли собственных средств в активах.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Рентабельность капитала (ROE)

ROA

ROA за 12 месяцев равен 16,1%. Ниже цифр конца 2024 года на 2.2 п.п., но все еще достаточно высокий показатель.

Среднее и медианное значение ROA с 2018 по 2024 год примерно одинаковое и равно 14,6% и 14,4% соответственно.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Рентабельность активов (ROA)

ROS

Рентабельность продаж достаточно волатильная, хотя и остается на высоких значениях с 2022 года. В 2025 наблюдается небольшое снижение к результату 2024 года, минус 0,5 п.п.

Среднее и медианное значение коэффициента составило 51,5% и 49%. Отличные результаты, доказывающие эффективность бизнес-модели и способность поддерживать высокую маржинальность даже в сложных внешних условиях, коих на выбранном отрезке случилось предостаточно.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Рентабельность продаж(ROS)

Сравнение с конкурентами

Я уже упоминал ранее, что не считаю корректным сравнение НМТП с портами, торгующимися на внебиржевом рынке, так что оценивать между собой по мультипликаторам буду только трех эмитентов: ДВМП, НМТП и НКХП.

Здесь Новороссийский комбинат хлебопродуктов уверенно обходит своих конкурентов всем коэффициентам рентабельности, и имеет меньшую долю обязательств в активах. Но НКХП также примерно в 5 раз дешевле своих конкурентов по капитализации.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Сравнение по финансовым показателям с конкурентами

ВЫВОДЫ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ

Активы «НМТП» преимущественно состоят из основных средств, а также внеоборотных активов, что является признаком капиталоемкого бизнеса. Как и в примере с ФосАгро это означает, что Группе требуются значительные инвестиции для роста бизнеса.

Темпы роста финансовых показателей, вроде выручки и операционной прибыли, довольно низкие. Назвать «НМТП» компанией роста не получится. Но бизнес-модель однозначно можно считать эффективной. Подтверждением этому является рост чистой прибыли быстрее выручки, а также очень хорошие показатели рентабельности.

Хочется также отметить высокую долю собственного капитала в активах и низкое долю обязательств. Это однозначный позитив во время высоких ставок, хотя может быть и признаком того, что менеджмент просто не знает куда выгодно инвестировать деньги для развития.

Даю компании нейтральную оценку по разделу. Высокая рентабельность — это хорошо, но рост выручки за 7 лет на 19% слишком мало.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Структура прибыли

В своей отчетности НМТП дает очень скупую детализацию выручки. Фатически, там имеется только 2 статьи: Стивидорные + дополнительные услуги порта и Услуги флота.

Структура выручки год к году почти не изменилась, доли остались прежними. В абсолютных цифрах имеется рост от услуг флота на 7% год к году, с 0,97 до 1,03 млрд рублей. Прочие доходы, наоборот, снизились на 10%, составив 0,3 млрд против 0,34 в 2024 году.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Чтобы хоть как-то разобраться в структуре грузов, которые проходят через Группу и их влияние на выручку, далее приведу данные из покрытия «НМТП» от Sber CIB за 2023 год. А также их долю в общем грузообороте.

На диаграмме ниже видно, что при доле перевалки нефти и нефтепродуктов ~84%, на эти продукты в 2023 году приходилось только ~51% выручки. Черные металлы и контейнеры, при куда меньших объемах перевалки дают ощутимо больше выручки. Получается, что тарифы на металлы и контейнеры сильно выше таковых в нефти или нефтепереработке, что делает эти категории грузов более маржинальными.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Доля в выручке и перевалке по типам грузов, %

Структура расходов

Операционные расходы составляют основную долю в структуре затрат — 53% в первом полугодии 2025 года против 67% в аналогичном периоде 2024 года. Снижение показателя год к году в деньгах на 17% может свидетельствовать об улучшении эффективности операционной деятельности.

Высокая доля амортизации понятна — у бизнеса большой объем основных средств, которые имеют износ и требуют периодического обновления.

Сильнее всего год к году у НМТП выросли убытки от курсовой разницы, сразу в 5,2 раза (с 0,6 до 3,1 млрд рублей). Эти изменения, похоже, представляет из себя не бумажную переоценку, а непосредственный рост затрат, так как являются расходами на обслуживание долга.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Посмотрим на отдельные статьи затрат. Заработная плата является крупнейшей статьей расходов и тут хорошо заметна инфляция затрат — рост год к году на 25%. Другие типы сторонних услуг тоже увеличились:

  • Услуги сторонних организаций +35%
  • Страховые взносы +27%
  • Услуги по ремонту +10%

Судя по росту расходов на долговое финансирование в 4 раза — ощутимая часть долга номинированна в валюте.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Структура долга

Обязательства Группы представлены в таблице ниже. Никакой детализации по валютам, срокам, инструментам, процентной ставке или чего-то в отчетах нет.

Кредиты и займы составляют всего 14,2 млрд рублей, или ~20% от общих обязательств. Долговая нагрузка у бизнеса низкая.

Немного удивила доля обязательств по аренде (~29%). Группа, похоже, предпочитает использование аренды вместо модели владения активов.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Структура долга на 30.06.2025, млн рублей

Кредитные рейтинги

Актуальные кредитные рейтинги на 2025 год у «НМТП» отсуствуют.

Последний рейтинг был присвоен (и отозван, в связи с окончанием срока договора) от рейтингового агентства Эксперт:

  • Эксперт РА - ruAA+ от 13.07.2023 (прогноз «стабильный»)

Процентные платежи по кредитам

За год процентные платежи по кредитам выросли на 13%, достигнув 1,55 млрд рублей, против 1,37 в 1 полугодии 2024 года. Основной рост пришелся на кредиты +35,2%. Аренда увеличилась всего на +4%.

Размер процентных платежей к выручке последних 12 месяцев невысокий, всего 2%. Доля расходов от EBITDA составляет 3%.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Процентные платежи по кредитам, млн рублей

ВЫВОД О СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Стивидорные и дополнительные услуги порта составляют подавляющую часть выручки — 96,5%. Это подтверждает фокус профильной портовой деятельности. На основании данных за 2023 год можно также принять допущение о наличии о диверсификации источников выручки. Хотя структура грузов с тех пор могла значительно измениться из-за ситуации в экономике и отдельных отраслях промышленности.

Неочевидным, без погружения в структуру выручки и перевалки, моментом стало то, что существенное влияние на выручку способны оказывать объемы экспорта черной металлургии, как более выгодного с точки зрения тарифов товара, чем нефть или нефтепереработка. А также объемы импорта, когда речь заходит о контейнерах.

Структура расходов, из-за высокой доли зарплат и сторонних услуг, чувствительна к инфляции. Большой негативный вклад в рост расходов вносят курсовые переоценки, которые не зависят от операционной деятельности компании, но ощутимо влияют на финансовый результат при укреплении рубля. Но при этом расходы остаются под контролем — рост год к году всего 6%.

По структуре долга, из-за недостатка информации, что-то сказать сложно. Учитывая низкий размер процентных платежей от выручки и EBITDA, каких-то рисков я не вижу.

Могу дать нейтрально-позитивную оценку по разделу, за низкую долговую нагрузку и предположительное наличие диверсификации по выручке.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ

P/B

0,9

«НМТП» оценена дешевле собственной капитализации. Если сравнивать мультипликатор со своими историческими значениями с 2018 года, то Компания еще никогда не стоила так дешево относительно собственного капитала.

Среднее значение мультипликатора с 2018 по 2024 год составило 1,76. Медианное значение мультипликатора равняется 1,69.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Отношение капитализации к балансовой стоимости компании

P/E

4,23

Сейчас «НМТП» стоит чуть больше годовых прибылей последних 12 месяцев.

Если оценивать текущее значение относительно прошлых или средних показателей, то тут очевидная недооценка.

Средний мультипликатор P/E с 2018 по 2024 год равняется 10. Медианное значение на том же отрезке составляет 7,29.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Отношение капитализации к чистой прибыли компании

E/P

23,66%

Годовая доходность инвестиций почти 24%. На приведенном отрезке времени только в 2019 году она была выше, но тогда это, в том числе, было связано с ожиданиями проблем в мировой экономике из-за COVID.

Мультипликатор сейчас куда привлекательнее своих средних значений в 17,1% или медианного показателя в 13,8% на отрезке с 2018 по 2024 годы.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Отношение чистой прибыли к капитализации компании

EV / EBITDA

Отношение чистой стоимости к EBITDA у «НМТП» на дату анализа всего 2,56.

И снова это самое низкое значение с 2018 года и почти двухкратная недооценка к своим средним.

Усредненное значение EV / EBITDA составляет 5,12. Медианное 5,04.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Чистая стоимость компании к ее EBITDA

ND / EBITDA

-0,52

«НМТП» поддерживает отрицательный чистый долг с 2023 года. Но сейчас это наилучший показатель с 2018 года.

Средняя оценка по ND / EBITDA за 7 лет составляет 0,72. Медианное значение почти такое-же - 0,71.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Отношение чистого долга компании к ее EBITDA 

Сравнение с конкурентами

Все мультипликаторы, за исключением ND/EBITDA у «НМТП» лучше, чем у своих конкурентов. В случае с «ДВМП» допускаю, что отчасти это связано с более высокими ожиданиями у инвесторов относительно развития торговли с Азиатским регионом и запуска Северного морского пути. А вот чем вызвана дороговизна «НКХП», я не понимаю.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

Сравнение по мультипликаторам с конкурентами

ВЫВОДЫ О МУЛЬТИПЛИКАТОРАХ

По мультипликаторам создается ощущение что «НМТП» перепродана. Все ключевые мультипликаторы находятся ниже средних значений за последние годы.

Учитывая отрицательный чистый долг и хорошую рентабельность Компании можно говорить о недооценке «НМТП» по мультипликаторам.

Компания получает от меня позитивную оценку за раздел.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИДЕИ

Снижение долговой нагрузки

Никаких идей, связанных со снижением долга, я не вижу. В планах у «НМТП» огромный проект на 120 млрд рублей, связанный со строительством нового морского терминала в Новороссийске по перевалке генеральных и навалочных грузов. Финансировать подобную инвест программу за счет собственных средств Группа вряд ли сможет, так что разумно будет допустить привлечение заемного финансирования в будущем.

Рост показателей

«НМТП», совместно с «Металлоинвестом», планирует постройку универсального перегрузочного комплекса на площадке АО «Новороссийский судоремонтный завод» (АО НСРЗ). Комплекс рассчитан на перевалку более 12 млн тонн металлопродукции и будет предназначен для приема с железнодорожного транспорта, накопления, временного хранения и перегрузки на морские суда следующих видов грузов:

  • концентраты железных руд (ЖРК),
  • окатыши офлюсованные и неофлюсованные (ЖРС),
  • горячебрикетированное железо (ГБЖ, железо губчатое),
  • чугун в чушках,
  • черные металлы (заготовка, листовая сталь),
  • иные грузы, соответствующие технологическому оснащению.

Глубина причальной зоны будет увеличена почти вдвое, что даст возможность обслуживания судов с большей грузоподъемностью.

Общий бюджет проекта должен составить 120,7 млрд руб., из которых 20% — собственные средства инвесторов (17,5 млрд руб. — уже вложены), остальное должно быть покрыто заемными средствами. Запустить терминал на полную мощность планируется к 2027 году (комментарий генерального директора Новороссийского МТП Сергея Киреева).

12 млн тонн — это почти 10% от общего грузооборота «НМТП» за 2024 год. При этом речь идет о более высокомаржинальной продукции, чем нефть или нефтепереработка.

Кроме упомянутого терминала «НМТП» инвестирует и в другие направления, а именно:

  • Расширение перевалочных мощностей за счет строительства терминалов с увеличением производственных мощностей на 27 млн тонн/год к 2030 году.
  • Развитие текущих перевалочных мощностей с целью повышения качества операционной деятельности.
  • Развитие транспортной инфраструктуры Группы (предполагается увеличение пропускной способности ж/д фронта до 73,4 млн тонн/год к 2030 году).

Дивиденды и дивидендная политика

Согласно стратегии развития «НМТП» до 2029 года, опубликованной в феврале 2020 года, Компания будет направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, принимая во внимание размер свободного денежного потока.

Прогнозный дивиденд (в июле 2026) по расчетам от УК Доходъ, составляет 0.9568 руб. К ценам на дату анализа (8,21 рубля за акцию) это ~11.6% дивидендной доходности.

Двузначная дивидендная доходность неплохая идея сама по себе, но рассчитывать на повышение процента выплат или внеплановый дивиденд тут не приходится.

Прочие идеи

  • Развитие железнодорожной инфраструктуры.

Рост провозной способности железнодорожной инфраструктуры вследствие реализации федеральных проектов по ее расширению, должен позитивно сказаться на увеличении грузооборотов в портах, в том числе в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. В 2025 году планируется увеличение провозных мощностей до 131 млн тонн. К 2030 году цифра должна вырасти до 152 млн тонн. Таким образом, с 2025 по 2030 годы по южному направлению планируется прирост на 27 млн тонн, со 125 млн тонн в 2024 году до 152 млн тонн в 2030.

  • Остановка нефтепровода «Дружба».

В России остался один действующий нефтепровод, доставляющий нефть в западном направлении – «Дружба». Его северная ветка, ведущая в Польшу и Германию, была остановлена из-за санкций ЕС, но по этому участку в Европу сейчас идет нефть из Казахстана. По южной ветке, которая проходит через Украину в Венгрию, Чехию и Словакию, поставки нефти пока продолжаются.

Если нефтепровод будет выведен из строя или его работу ограничат или запретят иным образом, то часть этого объема потенциально будет перенаправлена в порты «НМТП», что увеличит объемы грузооборота и финансовые доходы.

Только в августе ВСУ трижды атаковали нефтепровод, останавливая поставки нефти по нему на несколько дней. Пока продолжается этот конфликт, исключать повторение сценария с Северными потоками не следует, так что данный сценарий вполне имеет место быть.

Фундаментальный анализ ПАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) | сентябрь 2025

ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ *

ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП)  — крупнейшая в РФ многопрофильная стивидорная группа, ведущая деятельность в акваториях Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов. «НМТП» осуществляет перевалку наливных, навалочных и генеральных грузов, а также контейнеров.

Из плюсов можно выделить:

  • хорошее положение в отрасли и среди конкурентов,
  • отсутствие долга,
  • дешевые мультипликаторы,
  • неплохую дивидендную доходность,
  • потенциальное увеличение прибыли от будущего проекта вместе с компанией «Металлоинвест».

Среди минусов следует отметить:

  • высокое влияние от экономики, в том числе от экономического состояния экспортеров,
  • большое количество неподконтрольных менеджменту рисков,
  • слабые финансовые (выручка и операционная прибыль) показатели,
  • стагнацию операционных показателей.

По совокупности оценок и наличию инвестиционных идей НМТП получает от меня нейтральную оценку. Это довольно простой и «скучный» бизнес с неплохой дивидендной доходностью.

Однако, я не рассматриваю эти акции в личный портфель. Большое количество рисков и стагнация в операционных показтелях, лично для меня, делает акции эмитента неинтересными для долгосрочного удержания.

* Анализ не является инвестиционной рекомендацией. Его цель — не сделать выбор за вас, а помочь принять собственное решение. Всегда думайте своей головой, прежде чем делать покупки.

Скачать анализ в хорошем качестве можно в моем тг канале Финансовое Убежище

  • обсудить на форуме:
  • НМТП
7.1К | ★9
22 комментария
Ого длиннопост!
Тимофей Мартынов, Часов 30 работы ушло на него, без учёта оформления
Финансовое Убежище, ого 👍 ну на самом деле тщательный анализ любой компании должен занимать не меньше 👍
Отличный обзор!
avatar
witosp, благодарю)
О покупке буду думать, когда дивдоха будет 12 — 15%. Спасибо за труд. Однозначно лайк!
avatar
TRAKTOR, Спасибо, приятно слышать что кому-то ещё было полезно
Спасибо за такой детальный анализ 🙏
avatar
eliztsarik, рад слышать)
Спасибо! - зрения
avatar
Имя Фамилия, береги свое зрения)
Спасибо за интересный и подробный разбор компании!
avatar
NargunTC, рад слышать что понравилось. В блоге есть такие-же, но по другим компаниям, так что если будет интересно — можно глянуть и их.
Спасибо!
avatar
Интересно посмотреть балансовую стоимость одной акции и динамику цены. Статья очень полезная.
avatar
Юрий Миронов, динамика цены есть прямо тут, команда смартлаба любезно показывает эти данные. Зачем отнимать у них хлеб)

В чем причина отслеживать балансовую стоимость одной акции, если уже есть P/Bv? 
Шикарный анализ. Видимо автор что-то знает и хочет обкэшить свои бумаги.
avatar
Dan Priwalow, Каждый месяц делаю что-то такое. Миллиардером был бы уже, если бы мои анализы умели двигать котировки...
Классный пост
Выводы непонятные, типа, идёт стройка для высоко маржинального продукта, но стагнация результатов
Мы, вроде, должны покупать для будущих показателей, а не для истории
avatar
HYG1978, спасибо!
По выводам противоречия нет. Стагнация уже есть, а стройка пока только идет. Но еще не все вопросы финансирования решены. Это может на непонятное время проект сдвинуть вправо. Что до тех пор успеет случиться и будет ли время еще пару раз зайти и выйти в компанию — никто не знает.
Хотя по текущим ценам можно не сильно об этом переживать с спокойно иметь свою двузначную дивидендную доходность эти пару лет.

Интересно в Смартлаб на какую дату рассчитывает коэффициент P/B? На дату МСФО прикреплённого на сайте.
avatar
Юрий Миронов, не знаю. Я для мультипликаторов использую blackterminal. Там обновление происходит раз в несколько минут

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Норникель - в топ-10 акций портфеля ВТБ Инвестиции
💼На днях в рамках инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!» команда аналитиков ВТБ Инвестиции представила свою обновленную стратегию на рынках...
ЛДВ против пятилетки: какая налоговая льгота выгоднее для инвестора
Для инвестора выбор между льготой долгосрочного владения (ЛДВ) и пятилетней льготой — это выбор стратегии и расчет налоговой эффективности. Оба...
Фото
Коммерческий директор «Озон Фармацевтика» о доверии к отечественным производителям
🔍 В интервью для Российской ассоциации аптечных сетей коммерческий директор «Озон Фармацевтика» Ольга Ларина поделилась мыслями о...

теги блога Финансовое Убежище

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн