Основной инструмент прогнозирования Федеральной резервной системы зафиксировал незначительное изменение базовой инфляции в августе, что, вероятно, позволит американскому центральному банку продолжить снижение ключевой процентной ставки в будущем.
Согласно опубликованным в пятницу данным Министерства торговли, коррелирующий с динамикой общей инфляции ценовой индекс расходов на личное потребление (PCE) в августе повысился на 0,3% в месячном исчислении, по сравнению же с прошлым годом его рост составил 2,7%.
Так называемый базовый ценовой индекс расходов на личное потребление (Core PCE), не учитывающий продукты питания и энергоносители, прибавил 0,2% по сравнению с июлем и вырос на 2,9% в годовом исчислении.
Годовая общая инфляция в августе немного увеличилась по сравнению с 2,6% в июле, в то время как годовая базовая инфляция осталась неизменной. Все результаты совпали с консенсус-прогнозом
Опубликованные вместе с тем данные по потребительским доходам и расходам немного превзошли ожидавшиеся значения
Личные доходы за месяц увеличились на 0,4%, в то время как расходы на личное потребление выросли на 0,6%. Оба показателя превысили на 0,1% соответствующие экспертные оценки.
Несмотря на то, что для ФРС целевой ориентир инфляции составляет 2%, обнародованные инфляционные данные вряд ли изменят намерения руководителей американского центробанка, которые на позапрошлой неделе заявили, что собираются предпринять еще два снижения ключевой процентной ставки на четверть процентного пункта до конца года.
Хотя ФРС учитывает широкий спектр макроэкономических данных, она использует ценовой индекс расходов на личное потребление (PCE) в качестве инструмента прогнозирования инфляции, поскольку ее руководители считают, что он дает более широкое представление, чем другие индикаторы, такие как индекс потребительских цен, и учитывает изменения в картине потребительских расходов.
В опубликованном отчете также указывается, что импортные тарифы, введенные президентом Дональдом Трампом, оказали лишь ограниченное воздействие на динамику потребительских цен. Хотя некоторые экономисты ожидали, что высокие широкомасштабные импортные пошлины Трампа спровоцируют рост цен, многие компании сумели накопить значительные товарно-материальные запасы до введения импортных тарифов и осуществили меры по снижению издержек в сложившихся условиях.
Цены на товары повысились на 0,1%, а на услуги — на 0,3%. Стоимость продуктов питания выросла на 0,5%, в то время как энергоносители подорожали на 0,8%. Расходы в жилищной сфере увеличились на 0,4%.
Более того, данные показали, что потребители проявили стойкость, несмотря на воздействие импортных тарифов, и продолжают активно тратить деньги, поскольку их доходы возросли. Общенациональный коэффициент личных сбережений повысился за месяц на 0,2% до 4,6%.
«В целом потребители проявили активный покупательский настрой, продемонстрировав весьма значительный рост расходов не только в августе, но и в июне и июле, — заявил главный экономист в Fwdbonds Крис Рапки. — Лето стало временем для расширения расходов потребителей после того, как они сильно сократили число посещений магазинов и торговых центров в апреле и мае в условиях неопределенности и страха, вызванных введением импортных тарифов».
Руководители ФРС, включая главу Джерома Пауэлла, считают, что, скорее всего введенные импортные тарифы являются источником единовременного повышения цен, а не долгосрочной причиной ускорения основной инфляции. Однако некоторые их коллеги продолжают выражать сомнения в этом и считают, что возможности дальнейшего снижения процентных ставок ограничены.
Рынки с большой вероятностью рассчитывают на снижение ключевой процентной ставки в октябре, хотя проявляют меньший энтузиазм в отношении следующего аналогичного шага в декабре. 17 сентября Федеральная комиссия по открытым рынкам ФРС (FOMC) одобрила снижение ключевой процентной ставки на четверть процентного пункта, что стало первым смягчением монетарной политики в этом году и позволило снизить ключевую процентную ставку до целевого диапазона 4-4,25%.