Блог им. BOSSVVA

Сразу множество ведущих аналитических агентств на Западе, банков, а также некоторые госрегуляторы вроде Минэнерго США, говорят о надвигающемся профиците предложения нефти на мировом рынке. Это, по мнению крупнейших финансовых и международных организаций, может снизить стоимость черного золота вплоть до $50 за баррель с нынешних $67.
Рынок почему-то слабо реагирует на такие словесные интервенции и якобы предстоящий избыток сырья. Даже постепенное восстановление добычи стран из ОПЕК+ не толкает к ощутимому снижению стоимости черного золота из соображений будущего профицита.
Все пугают профицитом, а цена нефти не двигаетсяКогда президентское кресло в США получил Дональд Трамп, скандирующий лозунг «Бури, детка, бури!» и отменяющий «зеленые» инициативы вкупе с раздачей нефтяным компаниям новых лицензий, рынок не особо не испугался.
Да, снижение цен было, но вряд ли именно события в США стали основным фактором для этого. Рост добычи в Гайане (по итогам 2025-го увеличится почти на 100 тыс. б/с), постепенное восстановление добычи нефти членами ОПЕК+ и другие факторы в сумме оказали некоторый эффект, но его нельзя назвать обвалом. Цена черного золота с начала этого года хоть и опускалась несколько раз почти до $60 за баррель, все равно преимущественно держалась (продолжая делать это и сейчас) в коридоре $64-67 за баррель. Ощутимого переизбытка предложения, снижающего стоимость нефти, не было.
Тем временем целый ряд европейских, американских банков, аналитические агентства и даже Минэнерго США в один голос говорят о переизбытке предложения, который уже в 2026-м спровоцирует падение стоимости нефти.
Примерно такой же позиции придерживаются в голландском банке ABN AMRO Bank N.V, немецком Landesbank Baden-Wuerttemberg и ряде других финансовых организаций. Прогнозы аналитиков из таких организаций как Energy Aspects и Wood Mackenzie хоть и несколько разнятся в плане дат, но все же сходятся в том, что цена нефти может опуститься либо до $60 за баррель, либо несколько ниже.
Все они пугают избытком, если на мировом рынке не произойдет изменений в производстве или потреблении, которого не было со времен пандемии 2020-го, когда COVID-19 обрушил спрос. Однако нефть марки Brent сегодня торгуется около $67 за баррель. Это слабо отличается от уровня конца июня, причем фьючерсные рынки не указывают на грядущий переизбыток.
Факторы, сдерживающие рост стоимости нефтиПолитика ОПЕК+, которая в последние полгода позволяет членам картеля восстанавливать добычу является не столько драйвером увеличения предложения на мировом рынке, сколько контролирующим механизмом, который не позволяет произойти перенасыщению.
Важно понимать, члены ОПЕК+ не увеличили количество добытой нефти в мире. Они просто вернули изъятые некогда объемы.
В апреле 2025-го участники картеля заявили о намерении постепенно восстановить добычу, которая ранее была снижена на 2,2 млн б/с. В апреле ее нарастили на 138 тыс. б/с, в мае, июне и июле — на 411 тыс. б/с ежемесячно, в августе еще 548 тыс. б/с, а в сентябре — 547 тыс. б/с. По сути, в ОПЕК+ просто отыграли назад введенные в ноябре 2023-го свои ограничения по производству нефти.
При этом пока не наблюдается реальных предпосылок для того, чтобы нефти на рынке стало намного больше, чем ее нужно покупателям:
По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, отсутствие реакции нефтяного рынка на прогнозы аналитических агентств связано с несколькими причинами. Во-первых, нефтяные котировки и раньше крайне редко реагировали на прогнозы инвестбанков и аналитических агентств о дефиците либо профиците нефти.
«Как правило, фьючерсный рынок реагирует на прогнозы дефицита или профицита от ОПЕК или МЭА, поскольку эти организации, в первую очередь ОПЕК, способны сами реально оказать влияние на динамику нефтяных котировок. Во-вторых, отсутствие реакции рынка именно на прогнозы о профиците нефти в моменте связаны с тем, что он уже есть. Связан он, главным образом, с увеличением добычи нефти ОПЕК, с одной стороны, и возрастающей неопределенностью в мировой экономике из-за пошлин Трампа, которая давит на спрос, с другой стороны»,
— пояснила в комментарии для «НиК» эксперт.
Наталья Мильчакова так же подчеркнула, что для рынка ценных бумаг (а рынок нефтяных фьючерсов — это именно сегмент рынка ценных бумаг) более важно не то, что уже есть сейчас, а то, что будет. Если бы глобальные инвестбанки дружно прогнозировали бы не профицит, а дефицит, то реакция рынка, возможно, была бы более заметной, по крайней мере, хотя бы в краткосрочном периоде.
«Для рынка нефти в большей степени важны не прогнозы экспертов, а прогнозные заявления тех организаций и лиц, которые влияют на предложение нефти, например, министров энергетики стран-членов ОПЕК и ОПЕК+. Для рынка важна и информация о будущей добыче нефти в США как от крупнейшего экспортера нефти, не входящего ни в какие нефтяные картели и альянсы»,
— говорит эксперт.
Пока США готовы наращивать добычу, исходя из лозунга Трампа «Бури, детка, бури». Но по мнению Натальи Мильчаковой, это будет продолжаться до тех пор, пока цены на нефть не упадут в область $60 за баррель и ниже. Так что есть вероятность, что профицит нефтяного рынка в будущем году, если цены на нефть продолжат падать, сменится дефицитом.