Сергей Блинов поделился своей старой и очень интересной
статьей «
Почему не растет экспорт при слабеющем рубле». Нарратив известный: чтобы поднять экспорт, надо ослабить свою валюту. Вот только у нас всё работает с точностью до наоборот (в таблице показан НЕнефтегазовый экспорт):

Правда, выводы, которые он сделал, на мой взгляд, неверные. Причина не совсем в том (или, скорее, совсем не в том), что наш главный ненефтегазовый экспорт идет в основном в страны бывшего СССР, валюты которых слабеют вместе с рублем. Просто рубль и валюты прочих развивающихся стран слабеют, когда доллар укрепляется. А укрепление доллара – это кризисные явления и всемирный риск-офф режим. В результате происходит так называемое «бегство инвесторов» (таковым на самом деле не являющееся, об этом я подробно писал здесь:
часть 1,
часть 2 и
часть 3), которое вызывает ослабление рубля. И параллельно во всем мире снижается экономическая активность, в результате чего снижается наш экспорт. То же самое работает и в обратном направлении. Так что
у изменений курса рубля и объемов экспорта общая причина. И
поэтому не выходит наращивать экспорт при ослаблении нашей самой железобетонной валюты.
А если все-таки представить? Взяли и ослабили рубль относительно всех валют! И, ура! – экспорт вырос! Но
если экспорт растет быстрее импорта, рубль начинает укрепляться. И мы опять попадаем туда, откуда начали. Если же начать управлять курсом рубля, то мы сталкиваемся с «невозможной троицей» или теорией Манделла-Флеминга, гласящей, что невозможно одновременно достичь фиксированного валютного курса, свободного движения капитала и независимой денежной политики (подробно и достаточно просто о ней написано в
Википедии). Т.е. согласно этой теории, мы должны будем ограничить движение капиталов (хотя оно отчасти у нас уже реализовано).
Правда, есть страна, которой вроде бы удается нарушать «невозможную троицу», это Китай. Хотя у них время от времени что-то где-то да прорывает «плотину». Это отдельная история, надо бы о ней тоже написать. Основные проблемы, которые обещает эта теория, возникают в случае попыток удержать курс своей валюты крепким. Но и с ослаблением проблемы могут возникнуть. Удержание слабого рубля должно происходить через покупку Центробанком валюты, что может вызвать рост рублевой денежной массы и рост инфляции. Тогда придется повышать ставку, что вызовет приток иностранных кэрри-трейдеров. Покупки валюты придется наращивать, и дальше по кругу. Правда, я считаю, что прямой связи денежной массы с инфляцией нет, что подтверждает опыт нулевых годов, когда Центробанк как раз пытался ослабить рубль. Так что такой эксперимент поставить можно было бы. Только вот не обернется ли он чем-нибудь вроде турецкого сценария? Я, если что, свой зуб на это не поставлю.
Вот это и есть наш путь, а не турецкий. Но логичнее сначала ослабить до комфорных уровней, а потом включить жесткое регулирование всего.
:)