По данным Роструда и профсоюзов, в России наблюдается рост скрытой безработицы. Доля работников в режиме неполного дня или недели выросла до 14,4% (51 901 человек) к середине июля, с 9,1% в июне, а в простое до 11,1% (39 772 человек) с 8,6%. Число работников под риском увольнения с 16,7% месяцем ранее достигло 20,4% (73 572 человека), особенно в промышленных регионах, таких как Татарстан и Самарская область. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и бизнес-объединения подтверждают тенденцию, подкрепленную ростом долгов по зарплате на 25%, до 1,7 млрд руб. в июле. Президент Владимир Путин отметил увеличение скрытой безработицы с 98 000 человек в начале года до 199 000 к 8 августа, а зарегистрированная безработица выросла до 300 000 человек.
Причины роста связаны с замедлением экономического роста и сокращением спроса в ключевых отраслях, таких как автопром и строительство, пишет Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. Высокая ключевая ставка, ограничивающая доступ к кредитам, вынуждает компании оптимизировать расходы и переводить сотрудников на неполный день или в простой, как на АвтоВАЗе и КамАЗе. Утечка специалистов за рубеж, демографический спад и перераспределение инвестиций в военный сектор усиливают давление на частный бизнес. По данным ФНПР, долги по зарплате растут из-за невозможности финансирования операционных расходов, что отражает системные проблемы ликвидности.
Увеличение скрытой безработицы грозит постепенным снижением доходов населения и, как следствие, спроса в экономике. Это может усилить эффект замедления ВВП и инфляции, так как сокращение потребления окажется долгосрочным фактором. Кроме того, рост долгов по зарплате, а к концу года они могут достичь 2–2,5 млрд руб., чреват социальной напряженностью в регионах с высокой концентрацией занятости в промышленных предприятиях, особенно в моногородах, зависящих от крупных заводов. Это также может подтолкнуть государство к мерам поддержки, включая субсидии, что увеличит бюджетные расходы.
Скрытая безработица станет индикатором экономической стагнации, однако мы считаем, что она не перерастет в массовые увольнения благодаря консервативной политике работодателей и начал цикла смягчения денежно-кредитной политики центрального Банка России во втором полугодии. Ожидаем, что к декабрю 2025 года число работников в неполной занятости стабилизируется на уровне 180 000–190 000 человек, особенно если власти введут целевые льготные кредиты для отраслей с высокой занятостью, таких как автопром.