Депутат Госдумы, доктор экономических наук
Оксана Дмитриева.
Политика занижения доходов и искусственного раздувания дефицита бюджета, которую многие принимают за осторожную стратегию запасливого финансиста, на самом деле является
политикой перекачки средств бюджета в финансовый сектор и поддержки банковской системы в условиях сверхжесткой денежно-кредитной политики.
Высокая ключевая ставка приводит к дополнительным бюджетным расходам и подрывает сбалансированность бюджета.
При корректировке расходы федерального бюджета были увеличены на 829 млрд рублей. Однако львиная доля этих расходов пошла отнюдь не на индексацию зарплат и пособий в целях компенсации инфляции, а в финансовую систему. 278 млрд рублей дополнительных расходов — это компенсация банкам по льготным ипотечным кредитам. Еще 55 млрд рублей уходит на компенсацию более высокой ключевой ставки по кредитованию АПК и еще 47,6 млрд направляется Внешэкономбанку на предоставление льготных кредитов на поддержку экономики по фабрике проектного финансирования.
Понятно, чем выше ключевая ставка, тем больше бюджет платит компенсаций. Таким образом, почти половина средств дополнительных расходов уходит в банковскую систему, то есть бюджет оплачивает издержки денежно-кредитной политики, а именно высокую ключевую ставку.
Если подвести итог, то совокупность тревожных сигналов при корректировке федерального бюджета помимо того, что они не обоснованы, наносит еще и политический вред, позволяя нашим внешнеполитическим оппонентам мусолить тему того, что «экономика трещит по швам», «бюджет не выдерживает бремя военных расходов», «экономика не может противостоять санкциям» и т. д.
Эти достаточно банальные ошибки расчетов доходов и дефицита бюджета могут обойтись стране очень дорого.