Приоритетные для экономики России проекты могут начать привлекать средства не только в банках, но и у населения, рассчитывают в ВЭБе. Например, через структурные ноты или цифровые финансовые активы на медь, платину или полиэтилен.
Председатель Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Алексей Афонин считает, что частным инвесторам будет сложно оценить реальные риски вложений в инструменты, связанные не с готовыми, а только строящимися проектами. По его словам, у инвесторов в целом есть недоверие к структурным нотам. «Вообще, структурная нота — это в первую очередь инструмент хеджирования и спекуляций, а не способ долгосрочного инвестирования», — обращает внимание эксперт.
Что касается ЦФА, то скорость размещения таких активов постепенно снижается, отмечает Афонин. По его мнению, причиной этого может быть достижение годового лимита покупки ЦФА для «неквалов» в 600 тыс. руб. и невысокая премия по сравнению с традиционными инструментами (с учетом взятия налога сразу при выплате дохода, в отличие от купонного дохода по облигациям). «Поэтому оцениваем потенциал аудитории ЦФА как крайне низкий», — скептичен он.
bondholders