Блог им. VyacheslavRyumin
Классическое определение хорошего писателя есть у Стивена Кинга.
Если вы написали книгу, ее купили, вам прислали за нее деньги, и этим чеком вы смогли оплатить счёт за электричество – вы хороший писатель.
То есть, уже в 2016-м году Стивен Кинг считал меня хорошим писателем. Тогда я самостоятельно продал книгу больше чем на 100 000 ₽. Этого мне хватило для дальнейшей мотивации, чтобы и дальше пробовать зарабатывать на книгах.
Мой первый успех в литературе случился в 17 лет. Тогда я стал призёром олимпиады по русскому языку среди абитуриентов в вузы с сочинением: “Почему еврей Розенталь устанавливает правила русского языка”.
В статье я расскажу, сколько зарабатывает писатель, который периодически входит в топ-5 по продажам в русскоязычном нон-фикшн, сколько зарабатывает писатель художки, вроде Пелевина, и почему сегодня писатель обязательно должен быть ещё и предпринимателем.
В 24 я защитил кандидатскую по экономике, а в 32 меня позвали преподавать – на тот же факультет, который я сам и окончил.
В какой-то момент я понял, что студенты очень вяло воспринимают то, чему я хочу их научить. Но если друзья за бокалом просили меня пояснить за инфляцию или облигацию, то несмотря на нецензурную лексику, а может, и благодаря ей, я делал это с легкостью и живым интересом к поставленной задаче.
Так появилась идея рассказать простым, и местами хулиганским языком все базовые положения экономической науки.
Переводил с английского сразу на язык наших идиоматических выражений, изрядно запивая все это таманским вином из краснодарского края.
Первые 6 глав будущей книги я выложил в ЖЖ – блог-портал вроде SMART-LAB, но не про инвестиции, а скорее про общественную жизнь. Тогда у меня была тысяча подписчиков, а тысяча подписчиков в 2016 году еще что-то значила.
Книга зашла людям, сначала читатели отдали мне около 2 000 емейлов, куда я обещал прислать продолжение. А за третью часть электронной книги читатели платили около 150 ₽. Всего тогда я заработал больше 100 000 ₽.
Самиздат
Печатал книгу я сначала сам, использовал Ридеро – самый известный сервис самиздата. Книгу переписал, и от американского профессора осталось уже не ⅔, а, меньше половины.
Издал 100 экземпляров, потратил 500 ₽ на 1 книгу, продал за 1 000 ₽. Заработал 50 000 ₽.
Я делал то же самое и со следующими тремя книгами, в том числе и потому, что искать косяки в тексте удобнее с бумаги – теперь знаю, что многие профессиональные редакторы распечатывают электронные версии перед работой с ними.
Проблема самиздата в том, что продать нормальный тираж крайне сложно, а себестоимость высокая.
Распечатать можно и 10 книг, но тогда одна книга обойдется в 1 000 ₽.
Самиздат – это ужасный геморрой. Я не вылезал из почтового отделения, потом перешел на СДЭК. Стало легче, когда начал работать как юрлицо: не надо каждый раз платить в точке, запаковываешь и распечатываешь накладную дома и просто отдаёшь в ПВЗ. СДЭК бесплатно дает свои пакеты и конверты, и ты сидишь и тратишь свою жизнь на массовую упаковку, потом везешь и отдаёшь.
Начинающие писатели отсылают 2 посылки и думают:
Да я и 200 отошлю!
Но 200 посылок – это вообще другое, это ты реально превращаешься в почтальона-кладовщика.
Поэтому в последние 4 года самиздат я забросил совершенно, тем более издательство, при необходимости, продаст тебе твои книги по закупочной цене, — порядка 300 ₽ за обычное издание и 600 ₽ за подарочное, что примерно столько же, как и печатать самому.
Издательство
Я разослал книгу в 4 самых крупных издательства нон-фикшн книг, все мне отказали. Возможно, были виноваты 2 условия: я не хотел смены названия, и они не должны были менять мой текст.
Я потихоньку продавал электронную версию и немного самиздата, а вырученные деньги тратил на рекламу своей же книги.
Когда мне написали из самого крупного в РФ издательства АСТ, я был так рад, что внутри уже был готов и на смену названия, и на любую редактуру, но, к счастью, в переписке этого не выдал. Тогда в моих соцсетях суммарно было не больше 10 000 человек.
АСТ и ЭКСМО объединились несколько лет назад, и они же владеют большой сетью книжных магазинов “Читай-город”.
Первое издание вышло тиражом 3 000 шт, что неплохо для начинающего автора.
Тираж быстро продался и печатать стали больше.
По договору я не могу разглашать роялти (гонорар), но, представим, что начинающий писатель, зовут его, например, Джек Лондон, получает 10% роялти. Это абсолютно нормальное стартовое предложение, кто-то получит 8%, кто-то 12%, но рассчитывайте в среднем на 10%.
А уже дальше в зависимости от популярности ваших книг ваш процент с продаж будет расти.
Причем в моем случае мне даже не приходилось специально выбивать эти проценты у издательства, они сами повышали ставку, потому что книги продавались хорошо.
Но вот дальше у меня для вас плохие новости. Не нужно думать, что эти 10% тебе заплатят с цены, по которой твоя книга лежит в магазине. Писатель получает процент с оптовой цены, по которой издательство отгружает книги магазину.
То есть, даже если в Лабиринте твоя книга стоит 1 500 ₽, в Читай-городе – 800 ₽, но издательство-то продало ее в магазин оптом по цене порядка 250 ₽. И ваши 10% – это не 150, не 80, а всего 25 рублей с книги.
То есть наш условный перспективный писатель Джек при тираже в 3 000 штук и роялти 10% получит:
3 000*250*10% = 75 000 ₽.
То есть в этой схеме:
Выручка издательства – 750 000 ₽
Выручка книжного магазина – 2,4 млн ₽
Выручка элитного книжного магазина – 4,5 млн ₽
Прибыль писателя – 75 000 ₽.
Но если ты выходишь на большие тиражи, книга не первая, и ты продал не 1 000, а например, 20 000 книг, то уже можно жить. Там умножать нужно где-то на 37,5 рублей, потому что, если ты продаешься тиражом в 20 000 книг, обычно порог даже 5000-8000, издательство начинает с тобой торговаться. Или писатель начинает торговаться с издательством.
Все, кто пробовал что-то печатать, знает, что тираж в 20 000 штук может стоить в разы дешевле в расчете на 1 изделие, чем такое же изделие, но тиражом в 100 штук. Поэтому издательству очень выгодны хиты.
И тогда автору такого хита могут заплатить не 10-12% роялти, а все 15-18% процентов, и если ты попал в топ 10 художки, вроде Лукьяненко/Пелевина, то уже можешь получать и 25%.
То есть при тираже в 20 000 книг твой процент уже порядка 15% и тогда:
Выручка издательства – 5 млн ₽
Выручка книжного магазина – 16 млн ₽
Доход писателя – 750 000 ₽.
Не могу сказать, что это мои цифры, но, например, условный писатель Джек Лондон сегодня получает:
На тираж 5 000 получает – 10%
На вторые 5 000 – это 12%
На третьи 5 000 – 14%
А все, что выше – 15%
А у художки с тиражами под 100 000 шт и 25-30%
Деньги издательство высылает раз в квартал и с большой задержкой. Выплаты писателям происходят на какой-то день следующего месяца после окончания квартала. То есть за книги, проданные книжному в 1 квартале 2024 года (январь, февраль, март), я получу деньги хорошо если в конце апреля. Но платежи я получаю уже 7 лет, поэтому это меня это никак не напрягает.
Получаешь гонорар ты не по мере издания книги, а по мере продажи этого тиража в магазины. У большого издательства продажи будут налажены, поэтому с большим издательством начинающему автору работать выгодно. Но если твои книги не продаются, их не будут допечатывать.
Плохой квартал для печатных книг – 100 000 ₽ в месяц, очень хороший – 1,5 млн рублей. Хороший квартал – это когда выходит новая книга. Я не раз входил в топ 5 нон-фикшн авторов по продажам в России, но заработки, как вы видите, некосмические.
Бизнес книжного магазина тоже очень специфический. Пускай наценка на конкретную книгу большая, часто больше 100%. Но магазину нужно иметь огромные запасы, и они никогда не знают, что продастся, а что нет. Поэтому у книжного одновременно и большая норма прибыли, и огромные запасы неликвида на складе. Можно накупить разной чепухи, и она так и будет лежать у тебя в подсобке. Хотя, казалось бы, каждая конкретная книга продается в 2-2,5 раза дороже, чем ее купили у издательства.
Я как-то спросил у издательства:
Могу я купить 10 разных книг и расставить, например, у себя в гипотетической кальянной?
Но мне сказали, что тогда скидка будет совсем неоптовая, как на собственные книги, и экономическая целесообразность пропадает. На мои книги мне дают скидку процентов 60 (как и магазину), а на чужие небольшую – процентов 20-30.
Работа с издательством идет как с бизнес-партнером. Я говорю:
– Ребята, я потрачу 200 000 ₽ на наружку в Москве, что вы мне за это дадите?
– Ничего.
– Ну ладно, все равно потрачу.
Или говорят, если ты вкладываешься, то мы попросим книжную сеть положить твою книгу на премиальное место – это называется “выкладка”.
Издательство намекает на то, чтобы автор писал новую книгу каждый год, а старую не трогал. При этом не получится продавать старую книгу, если ты не написал новую – это особенно верно для художки.
Я к книге стараюсь подходить как к компьютерной программе, сейчас обновляю версии раз в год, а на старте и каждые два месяца. Издательство напрягаются. Я говорю: вот у меня добавилось 5 страниц, а для них 5 страниц – это новая верстка, считай новая книга, новые расходы. Исправить опечатку почти ничего не стоит, а вот другое количество страниц недопустимо.
Самое невыгодное – это продажа электронных книг на Литресе, потому что большинство сейчас читает по подписке, и за такое прочитывание ты получаешь буквально копейки.
Но я нашел лазейку, чтобы все-таки бы кормить себя и семью (у меня четверо детей). Так как до того, как издаваться, я уже продавал электронные книги через свой ЖЖ, я попросил оставить себе эту возможность.
И теперь, когда у меня выросли каналы в соцсетях, я зарабатываю с продажи электронных книг чуть ли не столько же, сколько мне платит издательство. Потому что все деньги идут мне -– за вычетом налога 6+1% на ИП и эквайринга банка – это 2-2,5%.
То есть с 1 электронной книги за 250 ₽, я получу 229 ₽.
За 1 электронную я заработаю столько же, сколько и за 10 проданных печатных книг в магазине. Пусть я продам электронных в 5 раз меньше, но заработаю все равно больше!
В моём случае это работает, потому что в соцетях я ничего, кроме книг, не продаю: ни курсов, ни сигналов, ни платных подписок, и у меня нет ни Бусти, ни Патреона. Периодически возникает желание сделать Бусти, потому что есть люди, которые готовы платить больше, чем просто за книгу.
В свой день рождения я делаю всем скидку по количеству лет, в этом году делал скидку 44%, и за 1 день у меня купили книг на 210 000 ₽ – но это лучший месяц в году.
А так в среднем продается 100 книг в месяц. По цене 250-666 ₽, набор всех 7 книг стоит 2 000 ₽.
То есть на электронных книгах я зарабатываю 25 000 – 50 000 ₽ в месяц.
4 года назад я просто скидывал вручную 3-5-10 емейлов с книгами вручную через Аутлук. Потом читатель-программист написал:
Ты занимаешься какой-то ерундой, давай я тебе сделаю автоматизацию.
Я с радостью согласился, он взял и сделал на моем сервере очень примитивный, но прекрасно работающий магазин. За что большое ему спасибо.
Теперь меня только периодически банит Яндекс, за то, что рассылаю спам. 7 книг с обложками выходит под 10 Мб, а если ты отправляешь 10 книг по 10 мб за 10 минут, Яндекс считает тебя спамером.
Если книга продается, издательство может попробовать поменять обложку, чтобы продать её другой аудитории, или сделать аудиокнигу.
Роялти с 1-й аудиокниги больше – порядка 20-30% с продаж.
Они считают, сколько была открыта читалка у человека на конкретной книге.
Но продается их гораздо меньше. Если кто-то послушал твою книгу по подписке, ты получишь 5 ₽.
Каждый квартал я подписываю акты, и если печатные принесли условные 138 000 ₽ в квартал, то электронная версия на Литресе может принести, например, 147 рублей (не тысяч). То есть продажи с Литреса можно даже и не учитывать.
Я записал первые главы своих книг сам, многие читатели просили озвучить моим голосом.
Немного расстраивает, что писатель заработает больше, сам продавая свои книги, чем получая роялти (гонорар) с этих книг.
Магазин делает тебе промокод, и если по нему купили твою книгу, то ты получаешь 10%, но это 10% уже от отпускной цены магазина, а издательство-то платит от оптовой! То есть, продавая свою книгу по промокоду, ты получаешь 80 ₽, а твое авторское отчисление от этой книги – 25 ₽.
Если я продам 1 000 своих книг по 800 ₽, например, рекламируя промокод в своем ТГ-канале, то получу 80 000 ₽. А роялти от этих книг составит порядка 25 000 ₽. Но к слову, если ты продаешь свои книги сам, то ты получишь и роялти, и процент за продажу. Выгода!
Сейчас рекламировать свои книги сложнее из-за необходимости маркировать всю рекламу, но Book24, например, сделал автоматизацию и автоматически выдает для маркировки все необходимое.
Чтобы продавать электронные книги и помогать продажам книгам печатных, я регулярно вкладываюсь в рекламу.
Первые рецензии у блогеров – около 80 000 ₽ (по ценам 2016 года)
Я брал посты у блогеров в ЖЖ с условием: вы прочитаете и напишете рецензию, без разницы, плохую или хорошую. Кто-то согласился бесплатно, большинство за деньги. В 2016-м это стоило 5-10 000 рублей за рецензию. Блогеры на ютубе особо не соглашались, но потом кто-то независимо от меня начал делать обзоры.
Таргетированная реклама в соц. сетях и поисковиках – 0 ₽
ВК, Яндекс и Гугл были недоступны, книгу с названием “Хулиномика” они посчитали запрещенкой.
К слову, нецензурная лексика в книге есть, в первые же год я опросил 3 000 читателей и 96% ответили, что нецензурная брань – жемчужина Великого Русского языка и она осталась.
Забегая вперед, от использования обсценной лексики я в итоге отказался, но это закончилось тем, что в прошлом году меня попросили, наоборот, сделать версию позабористей.
Реклама в телеграм – несколько миллионов
Так как покупка постов у блогеров в телеграме дает возможность упомянуть провокационное название, телега стала моим основным рекламным источником.
Раньше закупка рекламы, конечно, приносила результаты в 10 раз больше. Средняя цена рекламного поста – 5-50 000 ₽. Раньше подписчик обходился в 12 ₽, сейчас — в 400 ₽.
Помимо продаж электронных книг, я продвигал и печатные (напомню, что там отчисление идёт от магазинной цены), приглашал подписаться на мой ТГ-канал. Сейчас тг-канал собрал уже 100 000 подписчиков. Из них порядка 25 000 — 30 000 собраны за счет распространения моих книг, ещё столько же — с удачных видео на YouTube, остальные за счет рекламы и взаимного пиара.
Наружная реклама – около 600 000 ₽
Изредка издательство делает писателю предложения, от которых сложно отказаться. Например, в первый год продаж мне предложили выкупить афишные стенды в Москве со скидкой 50% – за 125 000 ₽. Тогда для меня это была серьёзная сумма. Взамен издатель договаривается с крупной сетью книжных магазинов о том, чтобы поставить твою книгу на более видное место – в раздел бестселлеры, где она будет гораздо заметнее.
Рекомендации – 0 ₽
Многие говорили:
Смотри, этой книги ещё нет в магазинах, но в ней все секреты финансов!
И про Хулиномику пошла молва.
Книга не раз попадала в разные подборки и рейтинги лучших книг про финансы, и это тоже стимулировало продажи.
В целом, в прошлые годы я тратил на рекламу довольно много денег, суммарно речь про несколько миллионов рублей. Часто они улетали в трубу, но я относился это как к вложению в свое имя, в свой бренд.
Эффект я уже особо не измеряю. Понимаю, что когда вложил – продажи растут. Иногда издательство само рекламирует свои книги пачками, делают подборки у больших блогеров и крупных изданий. И если одну Хулиномику из-за названия продвинуть в ВК нельзя, то в серии она может и проскочить.
🛎 Каждую неделю честные истории на основе интервью с предпринимателями, выходят в телеграм-канал «Упал, поднялся», подпишитесь.
Так как книги блогеров с аудиторией получают рекламу в их же блогах, издательства очень хотят их издавать. Скауты ходят по блогерам-миллионнерам, но такой блогер часто отвечает, что связать слова в предложения может, но связать предложения в книгу – нет. Это могут сделать не только лишь все.
Тогда издательство призывает литературных негров и говорит блогеру, что ничего ему делать не нужно, а у издательства есть специально обученные писатели. Журналисты возьмут у блогера интервью, а негры напишут книгу за него. Я знаю несколько примеров, где книга за авторством одного человека написана совершенно другим человеком.
Из того, что мне предлагали, такая работа может стоить порядка 500 000 ₽ за книгу в 250-400 страниц.
Часто на месте блогера-миллионника будет известный бизнесмен. Такая схема тоже интересна издательству, потому что половину тиража выкупит он сам, чтобы подарить её своим клиентам, и у себя в кабинете организует экспозицию, чем добавит себе веса в глазах потенциальных партнеров. А реальные продажи там 2 книги в квартал. Две штуки, а не две тысячи. В открытой продаже книги блогеров и бизнесменов редко пользуются коммерческим успехом.
Как-то раз мне по ошибке прислали акт по продажам одного известного блогера, и там была цифра 3 книги за квартал, за которые он получил около 75 ₽.
И это обычная ситуация, если автор делает книгу ради галочки. При этом непонятно, почему блогеры жалуются на долгие выплаты гонораров, – какая разница, поздно или не поздно они получат эти гроши.
Как гострайтер я писать не готов, я лучше буду писать свою книгу, но поработать редактором – это без проблем, такое я уже делал, но не могу рассказывать, кому именно. Обычно работа редактора стоит порядка 50-100 тыс. ₽ и занимает не больше недели. Сейчас я беру в 10 раз больше.
В разделе нон-фикшн я вхожу в топ-5 по продажам в России. Но это не такие тиражи, как у зарубежных, и не такие большие, как у художки.
Для примера: тираж нон-фикшн это обычно 10-20 000 книг. А тиражи художки могут исчисляться сотнями тысяч, а если писатель продает сотни тысяч книг, то роялти может доходить до четверти или даже до 30%. То есть если условный Лев Толстяненко или Прилеп Захарьин продаст 200 000 книг, то он заработает порядка:
200 000 книг * 250 ₽ *25% = 12,5 млн ₽ за тираж (а если книга толстая, то и поболее)
И, хоп, уже домик в Испании покупаешь как известный фантаст, а, может, и не один.
А еще, если ты крут, можешь просить авансы.
Я написал первую главу классной книги, прочитайте и заплатите!
И издательство заплатит, потому что не хочет, чтобы автор ушел в другое издательство, и потому что знает, что известный автор точно окупится.
В художке пробиться сложно, но вдруг продать можно и 500 000 книг. Нехудожку, на мой взгляд, писать проще: ты берешь информацию, каталогизируешь, преподносишь в новом виде, делаешь выводы.
В нон-фикшн первые 10 000 книг продать проще, чем первые 10 000 в художке для начинающего писателя. Но есть потолок. В топе нон-фикшн ждут тебя разные Стивены Кови и Роберты Кийосаки, которых подвинуть сложно, у них мировой уровень известности. В художке Россия может составить конкуренцию Западу, в нехудожке это практически нереально.
Итого, чтобы заработать писательством, вы должны:
1. Издаваться тиражом хотя бы от 20 000 штук
Итого, если вы работаете в таком графике, реально заработать 2-3 млн ₽ в год. Но при условии, что ваши книги востребованы.
Чтобы быть писателем гораздо выгоднее открыть юрлицо, потому что у физлица налог 13%, а у ИП всего 7%.
Обычный первый тираж начинающего фантаста – 1 000 шт.
Средняя отпускная цена для книжного – 250 ₽
Средний гонорар – 10%
Итого за тираж 1 000 шт начинающий писатель получит 25 000 ₽. Если вы год работали над книгой, получается, что писательством вы заработали 25 000 ₽ за год. На картриджи для принтера должно хватить.
Хорошо, пусть вы писали полгода, еще месяц лежала в шкафу, еще месяц потом переписывали, плюс редактор, корректор, обложка – цикл все равно не меньше года.
Например, для книги “Капитал”, я год только готовил материал, потом 2 месяца собирал в книгу, и месяц переписывал.
Но, наверное, если очень перерабатывать, то можно заработать и больше. По открытым источникам мы знаем, что Джек Лондон поставил себе задачу писать по 1 000 слов каждый день и держал слово. Это составляет порядка 5 000 символов в день.
Введем понятие ДжекЛондонДень, он будет равен 5 000 символам. ДжекЛондонДень — пример очень тяжелой писательской работы. Помимо набора текста и подбора слов писатель должен собирать и структурировать материал.
Если вы работаете в темпе Джека Лондона могли бы написать 4 книги в год, тогда начинающий Джек сегодня бы заработал 100 000 рублей в год.
Так как на такие деньги начинающий писатель прожить не может, ему нужно работать где-то еще, потому что жить своим писательством не выйдет. Если тебя не содержит жена, конечно. И крепостных у тебя нет.
То есть математика довольно плачевна, и сходится она на тиражах от 10 000. Ну как сходится, – другая работа всё равно нужна.
На западе ты настолько хорош как писатель, насколько велик твой список рассылки, потому что все соцсети можно у писателя заблочить, но вот адреса читателей отнять не выйдет. У нас пока еще измеряют соцсетями. От них зависит, каким тиражом издавать первую книгу.
Я больше сижу в ТГ, потому что в отличие от ВК или запрещенных сетей там нет алгоритмической ленты.
Если в ВК у тебя сообщество в 80 000 человек, это не значит, что все 80 000 увидят твой пост, а в ТГ это так. Да, пусть кто-то и пролистает, но возможность увидеть пост у него останется. То есть, по сути, ТГ сейчас это и есть такой мейл-лист для связи с читателями.
У меня есть знакомый татуировщик, у которого 400 000 подписчиков в нельзябуке, а его посты видят всего 300 человек. Потому что нельзябук хочет денег за промо.
А здесь по открытым источникам я примерно посмотрел, сколько тогда и сейчас платят писателям в день.
По меркам темпа Джека Лондона в день работы я получаю 25 000 рублей.
Многим кажется, что писатели – элита общества, и они закусывают шампанское икрой. Но если подытожить: только писательством в России семью не прокормить. Рынок маленький, продажи идут, когда вы уже хорошо продавались раньше, то есть чтобы стать популярным писателем, вы должны уже быть популярным писателем.
Поэтому деньги писатели пробуют зарабатывать по-другому. Кто-то продает курсы, кто-то продает рекламу в своих соцсетях. Я еще продаю электронные книги.
Если у вас нет подписчиков и емейл-рассылки, если ваши книги не читают настоящие люди, заработать у вас не получится. А вот если у вас есть миллион подписчиков, а книгу вы ещё не написали – это не беда: издательства придут сами.
Хорошо зарабатывает только топ-10, да и то топ-10 художки. А большинство средне-хороших авторов, которых вы видите на полках книжных, зарабатывают писательством не так уж много и делают что-то еще. Или вовсе еле сводят концы с концами.
Многие фантасты видят свою книгу по 1 500 в Лабиринте и спрашивают:
Где деньги, Зин?!
А математика такая, как я описал, и их проценты с оптовой цены. Аудиокниги приносят копейки, а электронные книги приносят деньги, только если заниматься этим самому; бизнес по продаже своих книг может приносить больше, чем гонорары.
Гострайтинг тоже заработок: можно взять 300 000 ₽ и за три месяца написать кому-нибудь книгу. Он 200 000 ₽ заработал на своей книге и еще 300 000 ₽ на чужой. Так и на игристое хватит.
Эта статья написана на основе интервью.
Интервью брал и писал статью Слава Рюмин – автор блога “Упал, поднялся”. Я решил, что надо последовать примеру Алексея и собирать свою книгу. Если вы хотите читать истории на основе таких интервью, то подписывайтесь на канал “Упал, поднялся”.
Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.
Интервью давал и проводил фактчекинг статьи Алексей Марков – писатель, музыкант, к.э.н, автор «Хулиномики».
Если вы хотите читать о финансах на человеческом языке, подписывайтесь на канал Хулиномика. Уже давно подписан на канал Алексея, рекомендую подписаться и вам, там хорошо.
так что — «не учи ученого»..©...
Пишут многие, ресурсы со стихами и прозой — одни из древнейших, что появились в интернете.
Но даже в читающей стране нужно уметь заинтересовать.
Я читала какой-то рассказ на одном из ресурсов, где за продолжение нужно заплатить. Оторваться не могла, автор — женщина.
Но такое бывает редко. Не всё творчество интересно. Иные вещи в дороге в поезде читать не будешь даже от скуки, а иные — погружаешься, не замечая времени суток.
Если заслужить внимание читателя, то денежка сама тебя найдет, а если нет — хоть какие пути ищи.
Восполним этот пробел @Хулиномика
Авось Бондарчук или Шипенко заметят.
А может и Кристофер Нолан.
И будет только выброшенное время.
Как может быть у Пушкина или Лондона гонорар всего лишь в 5-6 раз больше ???