Блог им. BoldInvestor

Инфляция в РФ - проверяем объективность Росстата

Много раз слышал мнения, что Росстат занижает инфляцию. «Какие 4%, вот цена на ХХХ выросла за год в 2 раза!».
Недавно случайно увидел рекламу новой Lada Niva Legend и осознал, что это отличный товар для проверки объективности данных Росстата.
Ведь Lada Niva Legend это почти тот же самый товар, который производится аж с 5 апреля 1977 года и до сегодняшнего дня.
И это вам не индекс биг-мака. Lada Niva гораздо более сложный продукт, в его цене зарплата тысяч людей, от шахтеров, добывающих руду для металла, из которого он сделан, до зарплаты маркетологов, продавцов и директоров. А ещё есть конкуренция, которая не даёт уходить стоимости далеко от себестоимости.

Теперь к цифрам.

Дата Инфляция РФ ВАЗ-21213 / Niva Legend Инфляция РФ, разы Цена, разы Источник
01.02.1998 43 387 ₽ 43 387 ₽ 22,5 20,3 https://www.zr.ru/archive/zr/1998/02/tsieny-zr-1
19.07.2000 118 975 ₽ 94 866 ₽ 8,2 9,3 https://motor.ru/news/vaz-19-01-2001.htm
19.01.2001 131 794 ₽ 100 366 ₽ 7,4 8,8 <a href=«motor. ru/news/vaz-19-01-2001.htm»>https://motor.ru/news/vaz-19-01-2001.htm
28.12.2001 152 089 ₽ 131 771 ₽ 6,4 6,7 https://tlt.ru/vaz/obzor-cen-na-avtomobili-vaz-v-nachale-2002-goda/1060280/
08.01.2002 156 788 ₽ 133 294 ₽ 6,2 6,6 https://tlt.ru/vaz/obzor-cen-na-avtomobili-vaz-v-nachale-2002-goda/1060280/
14.01.2002 156 788 ₽ 134 587 ₽ 6,2 6,5 https://tlt.ru/vaz/obzor-cen-na-avtomobili-vaz-v-nachale-2002-goda/1060280/
15.01.2021 736 670 ₽ 599 900 ₽ 1,3 1,5 https://news.drom.ru/82364.html
01.09.2021 770 698 ₽ 649 900 ₽ 1,3 1,4 https://rg.ru/2021/09/01/piatyj-raz-za-god-avtovaz-podnial-ceny-na-vse-lada.html
13.05.2024 976 975 ₽ 881 000 ₽ 1,0 1,0 https://tass.ru/ekonomika/20782693


Инфляция взята отсюда уровень-инфляции.рф/таблицы-инфляции
Для простоты восприятия в 01.02.1998 взят уровень 43387 (равный цене нивы на эту дату), и далее этот уровень умножен на накопленную инфляцию с той даты.

Для понимания: если бы индекс цен ежегодно регулярно занижался всего на 1%, то с 1998 года накопилась бы ошибка 0,9926=0,77. И 22,5 раза превратились бы в 17,3 раза. Уже 2% дадут 13,3 раза вместо 22,5.
Если взять интервал 19.01.2001 — 13.05.2024 — «ошибка следования» = (8,8/7,4)^(1/23) = 0,76% годовых.
(а если взять интервал 28.12.2001 — 01.09.2021, то «ошибка следования» вообще -0,14%)

При этом надо понимать, что общая инфляция, это не только Niva, но ещё куча других товаров и услуг, и сам АвтоВАЗ в целом не обязан индексировать цены по инфляции. И с учётом этого следование за официальной инфляцией с такой малой «ошибкой следования» лично меня даже удивляет.

Вывод: Росстат молодец! Официальной инфляции в долгосроке можно верить.

PS. Добавлю, что лично меня этот вопрос интересует во вполне практической области. Существует ли инструмент, который гарантирует доходность выше реальной инфляции? Есть ли способ откладывать на пенсию, который будет гарантировать, что накопления растут, а не сдуваются в реальном выражении? В теории такой инструмент есть — ОФЗ-ИН — он даёт гарантированные 2,5% годовых над официальной инфляцией. Но и тут оставался вопрос, а точно ли официальная инфляция соответствует реальной? В общем не знаю как там сложится с биг-маками, но вкладывайте 881 000 (цена 1 Niva) рублей в ОФЗ-ИН на ИИС (чтобы не платить НДФЛ) и через 28 лет на пенсии гарантированно купите 2 Niva :)
И кстати «для тех, кто в танке», ОФЗ-ИН 52005 сейчас даёт 6,46% годовых сверх инфляции до 11.05.2033. С такой ставкой можно удвоить Ниву за 11 лет.
★4
51 комментарий
а не может быть такого, что более прибыльная модель, поддерживает убыточную, допустим ниву, и её продают в убыток даже ниже себестоимости, если ещё и государство помогает как то заводу например, это я пишу в теории, касаемо точности ваших рассуждений.
avatar
kumalak1978, в целом конечно такое может быть. Но в это трудно поверить, что АвтоВАЗ который до недавнего времени на 66% принадлежал частной фирме Рено, 30 лет производил себе в убыток Ниву.

Точность рассуждений не точна. Но она гораздо точнее, «а вот раки вчера были по 3 рубля, а сегодня по 5».
avatar
Офигеть. За 94 тысячи рублей можно было купить не Айфон в средней комплектации, а новый полноприводный автомобиль на гарантии.
Маркиз Лафайет, не было тогда никаких айфонов.
и даже айподов еще.
avatar
Mityan, какая разница. Зато сейчас Айфоны есть, и точно такая же Нива есть. А наш рубль сама лучшая валюта в мире
Маркиз Лафайет, я думаю, что в среднем люди стали намного обеспеченнее, чем были в 1998.
avatar
Mityan, в 98-м мы жили в проклятых страшных девяностых. А в 2020-м с Нивой за 94 тысячи — в прекрасных зажиточных нулевых.
Росстат молодец! Официальной инфляции в долгосроке можно верить.

Я и Первому каналу верю! И Соловьеву! И Владимир Владимировичу! Владимир Путин — молодец!

P.S. Пойду прикуплю еще Газпрома, ведь Миллер тоже не может обманывать!

Вася Пражкин, доверяй, но проверяй :) Я Росстат проверил.
avatar
BoldInvestor, спасибо, но проверять слова Владимира Владимировича может оказаться больно для здоровья. Поэтому сразу верю!
Вася Пражкин, давай давай.
avatar
Вася Пражкин, да, проверять — можно обосраться.
avatar
Alexide, ключевое слово здесь «верю». И основано оно скорее всего на том, что «ну цена же огурцов выросла в 2 раза за последние месяцы, какие там +7,42% Росстата, вот +15% Ромира гораздо ближе к моим субъективным +100%».

Между тем официальная инфляция в период 01.04.2021 — 01.04.2022 по Росстату 17,8%.

В целом я конечно не могу ничего конкретного сказать по ромиру. Было бы интересно изучить их данные за 30 лет. Сходу бросается в глаза — что ромир считает инфляцию по товарам «повседневного спроса».
Однако вы так «повседневно» покупаете огурцы, а потом вдруг раз в 5 лет купили Ниву, или тоже не повседневно, а раз в год съездили в Турцию. И на фоне этого те самые огурцы вдруг оказались о-малым.

По тому, что автомобиль это конечно не универсальное мерило я с вами согласен. Но можете ли вы предложить какое-то другое мерило? У вас есть на руках цена какой-то группы товаров из 90-х начала 2000-х, которые производятся без существенных изменений до сих пор?
avatar
BoldInvestor, стоимость валюты. У нас около половины товаров и услуг завязаны на курс валюты. Зарубежный отдых (плюс там еще валютное повышение цен на 50% за 9 лет, в пересчете на рубли рост уже в 4 раза).
Смартфоны, бытовая техника, разное импортное оборудование как бытовое так и промышленное — все это за валюту, и соответственно инфляция по ним = росту курса валюты.
Импортные продукты/молочные закваски/лекарства — все за валюту.
Недвижимость конечно долго стагнировала в цене после 2014 до 2019. Но за 4 года она сделала +100%.
Теперь сложите недвижимость (ипотеку многие платят) + авто (рост в 4 раза за 10 лет) + зарубежный отдых + импортные продукты и лекарства + телевизоры/компьютеры/смартфоны/гаджеты/наушники. Это все выросло строго по курсу валюты и выше.
Я покупаю много молочки. С 2016 года творожные сырки одного бренда выросли с 21 рубля до 44 руб.
По официальной инфляции растут цены на РЖД, коммуналка. Да пожалуй мобильный и стационарный интернет + ТВ сервисы не растут почти.
avatar
Alexide, стоимость валюты в долгосроке коррелирует с инфляцией. Однако корреляция эта не равна 1 и вообще к ней не стремится. Именно поэтому экономисты изобрели термин ППС (паритет покупательской спобности). Напомню, что в 02.2003 курс доллара был 31,7 руб/USD, а 07.2008 был 23,3 руб/USD. Т.е. курс -27%. За это время официальная инфляция была +77%.

Про молочку:
курс доллара с 01.2016 по 04.2024 +17%.
официальная инфляция с 01.2016 по 04.2024 +61%.
ваша цена изменилась +109%.

Но вы правда считаете, что мерить инфляцию по творожному сырку будет справедливо, где из состава только творог, шоколад и целофан? Против Нивы, в которой десятки тысяч деталей (и даже если мерить крупными категориями, то там десятки всего (металлы, стекла, резина, ткани, электрика, краска, масла и т.п.))
Я уверен, что наценка магазина там процентов 60. Сегодня 44 руб, а завтра по акции отдадим за 30. И в обоих случаях уйдём с прибылью.

Но ход ваших мыслей мне нравится. Накиньте ещё десяток товаров и посчитаем.
avatar
BoldInvestor, я однажды считал инфляцию на подсолнечном масле — попалась табличка цен на продукты 2000 года — тоже все сошлось с Росстатом.
smart-lab.ru/mobile/topic/754819/
можно проверить на других продуктах.
avatar
600 и 900 это рост на 50 процентов, варавайка очередной, блин.
avatar
Мямля, числа 600 и 900 в моем посте отсутствуют. В чем конкретно ваша претензия? Где вы видите ошибку в расчете?
avatar
BoldInvestor, в чс кремлебота, сам цифры приводит и переиначивает внаоборот и ещё доказывает что то, докапывается… Классика жанра кремлеботства.
avatar
Для простоты восприятия в 01.02.1998 взят уровень 43387 (равный цене нивы на эту дату), и далее этот уровень умножен на накопленную инфляцию с той даты.

19.08.1998г. (начало дефолта) схватил не торгуясь в салоне новую Ниву 21213 — стоила чуть больше 36 тыс.р. (около 6тыс.баксов). 
avatar
lomm, ради интереса добавил ваши данные. С 08.1998 инфляция 21,3 раз, цена выросла 24,5 раз. Средне годовое отклонение 0,5%. В итоге принципиально ничего не изменилось — всё в рамках погрешности.
И вообще брать какие-то цифры во время кризиса — это точно не добавит точности.
avatar
Достаточно открыть распределение доходов населения по группам трат по децилям. У 8 из 10 децилей почти все траты это еда, одежда и базовые услуги. Значит данные категории и основа расчета инфляции. Мало того можно открыть методику расчета и увидеть коэффициенты. Самые затратные категории имеют ничтожный вес. В основном вклад вносят базовые потребности еда, одежда, услуги. Базовые. Если людям будет хватать только на картошку, а цена на нее будет фиксированная, то инфляции не будет, поскольку картошка будет 100 процентов трат.
avatar
Dreammmer, по продуктам получится то же самое, ±.
avatar
Mityan, в том и дело что в России основа инфляции это продукты питания, одежда и базовые услуги. Это можно сказать траты бедноты. Посмотрите по децилям траты, только 9 и 10 децели похожи на средний класс. Притом 9 с натяжкой. Сравните с тратами среднего класса по миру.
avatar
Andum, ваши данные примерно сходятся с моими.
Но что это говорит? Что в другие периоды ТАЗы наоборот росли медленнее инфляции.
Получается, что вы просто выбрали «неудачный» временной период.

Соответственно есть два варианта:
а) Росстат 22 года работал честно (даже наоборот, пририсовал лишнюю инфляцию), а тут как взял и начал врать.
б) На таком коротком периоде, да ещё во время которого начался и по факту ещё не закончился грандиознейший кризис (то у нас курс 55, то 101, то ставка ЦБ 16%) просто рано делать выводы. Система сейчас разбалансирована.

На самом деле мои глубинные мысли таковы, что у Росстата нет оснований осознанно занижать инфляцию. А все споры исключительно из-за того, что инфляция — сложная материя. На больших интервалах времени цена на все товары ползут примерно одинаково (если не случается какой-то технической революции и какой-то товар объективно становится проще производить). На коротких же интервалах цены отдельные виды товаров вполне могут отклоняться от тренда.
avatar
Интересный способ подсчета. Спасибо. 
avatar
Все подорожало в 2 раза с 2020 года
Нива Легенд стоит 981 т.р., а не 881.
Яков Юрников, я в таблице собирал официальные цены завода (насколько это было возможно).
www.lada.ru/cars/niva-legend/3dv
написано «от 881 000 ₽»
То, что в салоне вам положат модные коврики и прибавят сотку, тут это погрешность методологии.
В масштабах 26 лет если я возьму не 881, а 950 это ничего принципиально не изменит.

Для вас считаю: 01.02.1998 — 13.05.2024, инфляция 22,5 раза, цена 21,9 раз (вместо 20,3 раза). Ошибка следования -0,1% (вместо -0,4%). Считаю, что это в рамках погрешности методики.
avatar
Мля, опять в иглах для патефона инфляцию считают. 
Дмитрий Овчинников, а почему нет? Чем вас не устраивают иглы для патефона?
Почему в огурцах или в творожных сырках считать правильно, а в Нивах и иглах для патефона нет?

Сам же отвечу, что правильнее считать корзиной — так ведь росстат именно это и делает. Но как не удивительно (на самом деле не удивительно), общий индекс цен по корзине вполне коррелирует с ценой конкретного товара на большом интервале времени.
avatar
BoldInvestor,
Тогда сравните в ценах телефонов. Возьмите какую нибудь нокию 3310, а ещё лучше дисковый совковый проводной телефон. Ачотакова?
Дмитрий Овчинников, нужно сравнивать сравнимые вещи.
Странно сравнивать нокию 3310 и дисковый совковый проводной телефон. Очевидно, что кроме предназначения у них нет почти ничего общего.
Нива 1998 года же принципиально ничем не отличается от Нивы 2024 года. По сути это корзина товаров, только в ней не хлеб, молоко и шуба, а металл, стекло, резина причём в сохранившихся с 98 года пропорциях.
Также для большой точности цена товара должна быть близка к себестоимости. Потому что если сравнивать какой-нибудь хлеб, который в одном магазине стоит 20 рублей, а в соседнем 100 рублей, то это будет вносить очень большую погрешность.

Опять же — я не призываю считать инфляцию по Ниве или любому другому одному товару. Вообще пост был о том, что росстат считает хорошо, а я лишь пытаюсь проверить, что они системно не врут.
avatar
BoldInvestor,
Нива это типичная игла для патефона. В 80ых это был автомобиль, а сейчас к современному автомобилю это поделие не имеет никакого отношения. Игла для патефона вообще не изменилась, считайте в ней, чего усложнять то. А лучше в лаптях каких-нибудь, ей-богу, сможете создать более длительное исследование.
BoldInvestor, Ни в чем считать неправильно, что сделано не по постоянному ГОСТу. Это настолько очевидно, что нормальные люди уже давно такой фигней не занимаются.
avatar
Z1egfr1ed, как я написал выше, я и не предлагаю считать инфляцию по Ниве. Это была лишь попытка простым верифицируемым способом проверить, что росстат не врёт системно. И то, насколько хорошо цена Нивы отразила инфляцию за 26 лет, лично меня даже удивило. Я бы даже более широкий разброс был готов принять как честный результат, а тут почти в яблочко.

Насчёт постоянного ГОСТа мне не очень ясно, что имеется ввиду. У росстата есть вполне определённая методология.

Если имеется ввиду, что надо жестко фиксировать какую-то корзину и считать только её, то это не жизнеспособно. Раньше телевизоры были с ЭЛТ и жутко дорогие, хорошо если был один цветной телек на квартиру. А сейчас в каждой комнате по 50 дюймовому телеку. Потребление меняется, товары меняются. И как раз методология росстата это учитывает.
avatar
Росстат занижает инфляцию. «Какие 4%, вот цена на ХХХ выросла за год в 2 раза»

Инфляция в 2024 к 2023 составила около 50%. Росстат и правительство манипулируют статистикой, удерживая рост некоторых тарифов, которые они поднимут также на 50% через некоторое время, когда подъем цен, которые они не контролируют, не будет попадать в статистику.

Наши перевозчики пришли на днях в Думу и сказали, что хотят получать за проезд теперь не 26 руб, а 38 руб. И депутаты им ответили: «Да, конечно, вы все правильно посчитали.» 
avatar
Aprova3, Инфляция в 2024 к 2023 составила около 50% по данным какой организации?
avatar
Mityan, 
около 50% по данным какой организации?

— по данным ФАС РФ, поднявшей тарифы на жд перевозки (например, плацкарт) в 2024г на 50% к 2023г,
— по данным госкорпорации РЖД, поднявшей минимальные цены на билеты на 50%,
— по данным местных перевозчиков, запросивших соответственно поднять тарифы на их услуги,
— по данным депутатов, которые поднятие тарифов на около 50% согласовывают и тд
avatar
Aprova3, два года назад 1 поездка (у меня нет тройки, я плачу банковской картой) стоила 52 рубля, сейчас 64. Это означает инфляцию 11% в год. А ты и дальше рассказывай сказки про 50%
avatar
Mityan, 
летом или осенью 2023г в моем комментарии на смартлабе поездка плацкарт Воронеж-Липецк (около 100 км) была около 900 руб, в июне 2024г такая поездка стоит 1300 руб. Тарифы на плацкарт рассчитывает и утверждает ФАС РФ (Государственная Антимонопольная Служба).
avatar
Aprova3, 

Сезон повышения тарифов начнётся с рекордного для последнего десятилетия роста тарифа на проезд в плацкартных вагонах. «Параметры роста тарифов в дальнем следовании в регулируемом сегменте составят с 1 декабря 2023 года 10,75%», — сообщило Минэкономразвития в прогнозе социально-экономического развития России.
Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/economy/1168375

— по данным ФАС РФ, поднявшей тарифы на жд перевозки (например, плацкарт) в 2024г на 50% к 2023г

Может и ссылочку дадите, где ФАС поднимает на 50% тарифы?
avatar
sergeiponomaref, 
Может и ссылочку дадите, где ФАС поднимает на 50% тарифы?

В кассах РЖД. 10% от 800-900 руб это 80-90 руб, а не 300-400 руб, как ФАС поднял цену на плацкарт в 2024г
avatar
Aprova3, Понятненько, ссылок никаких не будет.
avatar
sergeiponomaref, 
Понятненько, ссылок никаких не будет

Ссылка: www.rzd.ru/
avatar
Aprova3, Там написано, что цены выросли на 50%? Сомневаюсь.
Ежели тарифы подняли на 10%, а на этот маршрут цена выросла на 50%, что же никто не возмущается (кроме Вас)?
Вы в ФАС жалобу подали?
avatar
sergeiponomaref, 
Вы в ФАС жалобу подали?

Я не обращаюсь в правоохранительные органы по ценам на ржд билеты, так как  инфраструктурой ржд невозможно пользоваться ни по каким ценам. И деньги, что РЖД собирает на обирании пассажиров через тарифы и динамическое ценообразование тратятся не на модернизацию инфраструктуры, а на постройку жилого квартала РЖД-Сити в Москве, а на сотни тысяч требований граждан об улучшении инфраструктуры, в том числе и десятки моих, РЖД отвечает, что денег у них на РЖД-инфраструктуру нет. Знают об этом прокуратура, правительство, президент? Да, прекрасно знают. Но полагают, что российским гражданам все равно некуда деваться, особенно когда у десятка городов власть закрыла аэропорты.

Пока у власти европейский криминал, лучшая стратегия — не пользоваться услугами криминальных структур.

avatar
Aprova3, 
Я не обращаюсь в правоохранительные органы по ценам на ржд билеты, так как  инфраструктурой ржд невозможно пользоваться ни по каким ценам.
Что и следовало ожидать. Доказательств о росте тарифа на 50% нет и сразу пошли отмазки.

P.S. ФАС не относится к правоохранительным органам.
avatar
Спасибо, классная статья!
Сам брал в 1999-м новую Ниву за 88 000 рублей, хорошо помню. Так что с выводами в целом согласен.
Относительно завываний говорящих голов и юзерпиков из Инета насчёт «Росстат всё врёт, инфляция 20-25% минимум, всё вокруг дорожает на глазах!» — у меня в машине есть такой бардачок, куда я машинально всегда складываю чеки с заправки. Недавно в Твери на ГПН заправился 95-м по 54.35 и думаю про себя «чё-то дёшево» — взял наугад снизу стопочки какой-то чек из далёкого 2022-го года — там 52.70 цена 
Типа 4% за полтора года — да уж, еле концы с концами сводим с этим диким ростом цен!
avatar

теги блога BoldInvestor

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн