Крах величайшего пузыря в истории человечества. На американском фондовом рынке было много пузырей (1929 и 2001), но подобных пузырю 2021 еще не было. По комплексу корпоративных мультипликаторов, отклонение стоимости американских компаний в декабре 2021 относительно пика пузыря 2001 составило в среднем 28% (например, по P/S около 40%, а по капитализации к ВВП 45%).
Сейчас происходит незначительная нормализация (падение на 20% от пиков), но относительно пузыря 2001, тогда как переоценка по исторической средней составляла около 90-100%, сейчас соответственно 70-80%. Все это актуально для существующих прибылей и ранее действующей монетарной конструкции, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе ситуация радикально ухудшится.
Все эти запредельные оценки компаний по мультипликаторам имели значение только в условиях монетарного бешенства – сильно отрицательные ставки в реальном выражении + неограниченная эмиссия долларов от ФРС. Вот в этой конструкции мультипликаторы могут быть практически любыми, все зависит от безрассудства, жадности и безответственности ФРС.
Доллар резко растет к основным мировым валютам, индекс доллара (DXY) вырос до самого высокого уровня за последние 20 лет (ноябрь 2002 — последний раз, когда DXY достигал 105). Иена недавно пробивала уровень в 130, такой слабой японская валюта не была с апреля 2002. Евро движется к паритету, фунт приближается к минимуму с 1985 года относительно доллара.
Здесь не идет речь о том, что доллар внезапно стал валютой убежищем и все идут в доллар, потому что это правильно, надежно и современно. Здесь чисто технические моменты.
▪️Первое. Темпы ужесточения от ФРС выше (рост ставок и планы сокращения баланса), чем траектория денежно-кредитной политики у ведущих мировых ЦБ в развитых странах. Это переконфигурирует денежные потоки в долларовую зону при прочих равных условиях.
▪️Второе. Чисто технический момент. Основные мировые долги номинированы в долларе, поэтому при кризисе (финансовом, экономическом или даже политическом) идет бегство в доллар не потому, что он лучше или надежнее других валют, а по причине необходимости исполнения обязательств в условиях дефицита фондирования и роста стоимости фондирования. Кризис ликвидности — кризис доверия = спрос на доллары для исполнения обязательств.
Несколько слов о крипте. Количество зарегистрированных валют свыше 10 тыс, капитализация на пике достигала почти 3 трлн долл, сейчас 1.3 трлн (вчера проваливалась до 1.17 трлн), оборот торгов за 24 часа балансирует от 110 до 160 млрд долл. На последние недели утилизация стоимости составила 30-99%
Единственная причина недавнего роста всего этого криптоидиотизма заключалась в избыточной ликвидности, продуцируемой безумной фискальной и монетарной политикой и как следствие в ролевой игре «поиска финансового суррогата» на траектории подрыва доверия к фиатным валютам. Говоря простым языком, когда ликвидность распирала систему из всех щелей, необходим был достаточно емкий механизм утилизации всего этого импульса монетарного безумия.
Этим инструментом стал криптомусор, фундаментальная цена которого НОЛЬ, однако создавались целые аналитические центры при инвестиционных банках, которые искали «лучшие и самые перспективы цифровые монеты», пытаясь создать рациональное зерно там, где его нет и быть не может.
Время хайпа, разврата и безумия закончено. 2021 год ознаменовался затмением сознания и терминальной стадией нарко-спекулятивного угара, когда при неограниченной ликвидности участники рынка полностью утратили инстинкт самосохранения, разгоняя активы до абсолютно невменяемых уровней.
Наиболее хайповые помоечные активы (с точки зрения отдачи от инвестиций) торговались с коэффициентами 50-100 капитализации к выручке и под 1000, иногда 2000 p/e. Например, Affirm Holdings, Aurora Innovation, Roblox Corporation, Rocket Lab, Palantir Technologies, Beam Therapeutics торговались совсем недавно по P/S свыше 60-70, т.е. по 70 годовой выручке (даже не прибыли!)
Просто, чтобы понимать какие кретины на рынке. Малоизвестная биотех компания 10x Genomics с выручкой в 500 млн и перманентными убытками полгода назад торговалась по цене Газпрома. Я могу сотни примеров абсурда привести.
Netflix, PayPal, Zoom Video рухнули в 4-6 раз от максимума. Реддит резиденты: Coinbase Global, AMC, GameStop туда же!
Среди крупных компаний, подавших заявки на сохранение программы, были НЛМК, НОВАТЭК, «Фосагро», АФК «Система» и другие, а на прекращение — «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Аэрофлот», Сбербанк, ВТБ и другие.
Абсурдная логика — им закрывают дверь, так они в окно! Уже и жесточайшие санкции наложили, разорвали инвестиционные и торговые контракты, уже даже активы изымают. Они все угомониться не могут с попытками встроиться в «Западный мир».
Либо мы производим согласованную, консолидированную, равную и понятную, предсказуемую для всех политику. Либо мы опять играем с полумерами, выстраивая иллюзорные мосты в Западный мир. Одним можно, другим нельзя. Одни правильные, другие неправильные. Одни «голубых кровей», а другие отщепенцы.
Эмитент отмечает, что решение «дает время на оценку имеющихся возможностей, а также проработку необходимых решений, направленных на сохранение инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе». Ну что за вздор? О какой инвестиционной привлекательности можно говорить в нынешних обстоятельствах?
В соответствии с объявленными Минфином России изменениями в бюджетной политике предполагается, что механизм бюджетного правила в 2022 будет временно приостановлен. Дополнительные нефтегазовые доходы станут замещать сокращение ненефтегазовых доходов и других источников, а также направляться на меры по поддержке населения и бизнеса.
Для целей модельных расчетов базового сценария предполагается, что нормализация бюджетной политики начнется в 2023 г., а с 2025 г. будет действовать бюджетное правило, модифицированное с учетом новых внешних условий. Дополнительные доходы будут накапливаться внутри страны в национальной валюте, поэтому операции конвертации на внутреннем валютном рынке проводиться не будут, и, соответственно, изменение резервов не будет отражаться в статистике международных резервов. Модельные предположения будут уточнены по мере принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации.
Инвестиции в России стагнируют 15 лет, нет вообще никакого прогресса. Импульс роста был с 1999 по 2008, когда инвестиции в основной капитал утроились, с 2004 по 2008 выросли на 70%, с 2008 по 2021 выросли … на ноль процентов! 2022 может быть весьма драматическим для частных инвестиций, если только государство не предпримет меры, выходящие за привычную парадигму управления.
Стандартные механизмы управления привели к 15 потерянным годам. Нужен иной подход.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентами в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.
Включает следующие компоненты:
➕приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов;
➕затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов;
➕затраты на улучшение непроизведенных материальных активов;
➕расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Инвестиции в основной капитал и расходы на конечное потребление населения показывают, что исчерпала себя прежняя парадигма развития, сформированная либеральным курсом и беззастенчивыми попытками встроиться в мировую элиту.
В первом квартале 2022 российский ВВП вырос на 3.4% согласно моим расчетам по опубликованным макро-индикаторам за первый квартал. Это очень хороший рост.
По статистике Росстата, рост ВВП в 3 кв 2021 составил 4% г/г, в 4 кв 2021 5% г/г. Импульс роста в первые два месяца 2022 был значительным – в среднем около 4.5% г/г на фоне восстановления инвестиций, нормализации внутреннего потребления домашних хозяйств и рекордного чистого экспорта. В марте 2022 падение ВВП составило около 1.5% к февралю с очищением от сезонности. Это вновь шикарный результат, т.к реакция экономики на COVID локдаун в апреле 2020 составила около минус 8.2% м/м.
Но что значит 12% падения экономики в 2022, если прогнозы Минфина оправдаются? Учитывая высокий импульс роста в 1 кв 2022, за следующие 3 квартала экономика должна рухнуть на 16.5% — это чистая математика.
Я смоделировал это падение и сравнил с кризисом 1998, 2008, 2015 и 2020.