Есть положительная тенденция в расходах населения в России. Снижение прекратилось, пытаемся нащупать почву под ногами и перейти в рост.
▪️Все категории товаров и услуг в апреле показывали номинальный рост на 7.4%, в мае по 22 число включительно рост увеличился до 11.1% г/г
▪️Все товары в апреле выросли на 6.8% г/г, в мае рост на 12.9%;
▪️Непродовольственные товары в апреле минус 1.6%, в мае +1.7%; (пока это самая проблемная категория)
▪️Продовольствие в апреле +14.1%, в мае рост увеличился до 22.5%;
▪️Все услуги выросли на 7.9% в апреле против 11.7% в мае.
ЦБ РФ может сделать курс таким, каким захочет, даже имея ограничения на управление ЗВР. Для этого достаточно балансировать существующими ограничениями на валютный контроль, ограничениями на движение капитала и правилами реализации экспортной выручки.
Еще 12 маяя обратил внимание на тональность заявлений ЦБ РФ в своем отчете по денежно-кредитной политике, где не было прямых указаний к поддержке импортеров, однако нарратив свидетельствовал о изменении подхода от поддержки экспортеров к поддержке импортеров.
Есть уверенность в том, что это временный тактический ход. Зачем?
▪️Борьба с инфляцией, т. к. в структуре товарного сегмента, особенного инвестиционного уровня, реализуемого в России, до 60% — это импорт (за исключением продовольствия).
Нужно учитывать, что помимо курса на стоимость импортной продукции сейчас особо действуют следующие факторы:возросшие транзакционные издержки (в том числе полная предоплата), возросшие расходы на страхование, сильно возросшая стоимость логистики и удлинение сроков доставки. Все это в комплексе создает сильное ценовое давление на импорт, въедаясь в широкую номенклатуру отечественной продукции, зависимой от импортного сырья, комплектующих и оборудования.
До этого, 28-30% темпы роста денежной массы за аналогичный период (25 месяцев) были в январе 1973 (29% роста) и марте 1977 (30%).
Стоит ли удивляться, почему инфляция в США сейчас штурмует двузначные уровни? Год назад реальная денежная масса в США росла на 25% — это в 2.5 раза выше предыдущих пиков – в декабре 1971, в июне 1983 и в июне 2009 на волне агрессивных бюджетных стимулах. После подобных монетарных выбросов с лагом в 2 года формируется пик инфляции, а реальная денежная масса уходит в глубокий минус.
Рост инфляции в США не прекратится, пока инфляция не «сожрет» всю избыточную эмиссию.
Рынок трежерис парализован, Казначейство США практически полностью лишилось возможности размещать значимые объемы на открытом рынке. Чистое размещение трежерис с марта по апрель составило $28.9 млрд (где облигации сроком свыше года разместили на $256 млрд, а чистое погашение векселей составило $227 млрд). С 1 по 19 мая по моим расчетам чистое погашение составило $36.9 млрд, следовательно с 1 марта по 19 мая чистые погашения на $8 млрд.
Казначейство США на фоне парализованного рынка готовится к худшему, запасаясь кэшем и сильно зажимая расходы бюджета. На счетах ФРС $866 млрд кэша от Казначейства (+ $800 млрд с декабря). С 1 марта по 19 мая 2022 прирост кэша на $180 млрд обусловлен изъятием $308 млрд долл из экономики за счет рекордного профицита бюджета.
С 15 декабря за 2 месяца Казначейство успело воспользоваться конъюнктурой и занять свыше $600 млрд, когда инвестиционное сообщество по инерции функционировало еще с отключенными мозгами и поглощало по «супервыгодному» предложению трежерис по 2% при инфляции 9%.
Предполагается, что с 1 июня ФРС начнет сокращать баланс. На самом деле изъятие ликвидности уже идет почти полгода. Даже аналитики Wall-St не могут адекватно читать баланс ФРС, не учитывают операции Казначейства, которые оказывают фундаментальное значение на ликвидность в системе.
Международные агентства уровня Всемирного Банка и МВФ, профессиональные международные экономисты, инвестбанки и официальные чиновники из США и ЕС полностью неадекватны в оценке перспектив и рисков глобальной экономики в общем и американской экономики, в частности.
Еще в декабре прошлого года МВФ прогнозировали рост ВВП США на 4% (сейчас 3.7%), рост ВВП Еврозоны на 3.9% (сейчас 2.9%). ОЭСР ожидали 3.7% роста американской экономики в конце 2021 (сейчас 2.9%), по Еврозоне 4.3% и 3% соответственно. Прогнозы ФРС были 4%, стали 2.8%. Примерно такой же идиотический расклад с незначительной погрешностью был у Всемирного банка (, агентств S&P, Moody’s и Fitch, крупных инвестбанков уровня Goldman Sachs и далее по списку.
Они настойчиво заверяли всех нас в 2020-2021, что риски инфляции преувеличены, что ситуация под полным контролем фискальных и монетарных структур, обещали светлые перспективы на 2022, бурный инвестиционный цикл и безудержный рост рынка активов. Все прогнозное безрассудство задокументировано.
Возникает ощущение, что Минэкономразвития и ЦБ не в полной мере отдают себе отчет, что прогнозируют. О какой безработице можно говорить перед тем масштабом вызовов, которые стоят перед страной? О каком коллапсе инвестиций в 2022 и параличе инвестиций в 2023 можно говорить, когда страна на пороге, фактически, неограниченных инвестиционных проектов?
Экономический блок и ЦБ застряли пока в 2021, когда мы уже в новой реальности. Пора просыпаться, иначе, учитывая концентрацию и масштаб экономических и геополитических вызовов, страна не выдержит груза скопившихся проблем и накопленных дисбалансов. Попытка реанимировать прошлые паттерны реагирования на кризисные процессы, не является актуальными в условиях новой «постреальности», которая сформировалась после 24 февраля.
Объективно говоря,в стране более, чем достаточно пространства для развития на траектории высвобождения от гнета транснациональных корпораций. По моим недавним расчетам, в России иностранные компании (доля нерезидентов свыше 50%) формировали около 16% выручки, 18% валовой добавленной стоимости, около 20-21% чистой прибыли и обеспечивали работой 13% занятых в экономике для группы компаний, выручка которых превышает 20 млрд руб. Почти 90% этих компаний из списка недружественных стран.
С 1 января 2022 по 24 января 2022 Россия экспортировала нефть морскими путями (танкерами) на 3.06 млн баррелей в день, с 25 февраля 2022 по 6 мая 2022 экспорт вырос до 3.38 млн баррелей или на 10.5%! Важно отметить, последние 4 недели морской экспорт нефти из России достигает рекордных 3.62 млн барр/д, т.е. тенденция на увеличение!
Россия экспортирует нефть через: Новороссийск (Азово-Черноморский бассейн), Усть-Луга и Приморск (Балтийский бассейн), Мурманск (Арктический бассейн), Восточный (Дальневосточный бассейн).
За последние 4 недели 45% экспорта идет через Балтийский бассейн, 28% через Дальневосточный бассейн, 18.3% через Черноморский бассейн и 8.4% через Арктический. В Европу и Турцию сейчас поставляется 40% всего экспорта против 50% в январе 2022. Практически все перераспределение произошло в пользу Индии и Китая, где Индия взяла на себя 72% всего замещения и новых поставок.
Данные на основе Vessel tracking.
Торговый баланс стран ЕС стал рекордно отрицательным за всю историю существования стран ЕС – 28.5 млрд в евро за месяц не было никогда. Месячная статистика с 1999, однако квартальные торговые балансы с 1975 года подтверждают невероятный дефицит торгового баланса.
В январе 2021 был зафиксирован рекордный профицит на фоне низких цен на сырье. Деградация началась с марта 2021, резко ускорилась с августа 2021. В сентябре 2021 торговый баланс стран ЕС ушел в минус впервые с февраля 2012. Все стало очень плохо в декабре 2021, когда дефицит составил 20 млрд евро в месяц (37.0 млрд дефицита за 4 кв 2021). Но все худшее оказалось впереди, за 1 кв 2022 вышли в дефицит 65.4 млрд евро.
Причина – рекордный разгон импорта, свыше 4/5 в структуре прироста импорта сосредоточено в сырье, в первую очередь газ и уже далее нефть с металлами. Европа ранее формировала 80% чистых покупок ценных бумаг США, ресурс – торговый профицит.