Главный принцип успешного инвестирования – выбор стратегии с положительным матожиданием.
Математическое ожидание — понятие в теории вероятностей, означающее среднее (взвешенное по вероятностям возможных значений) значение случайной величины.
Или по-другому, то матожидание — средний результат, полученный перемножением различных исходов на вероятности их наступления.
Пример: разыгрывается лотерея с суперпризом. Цена билета 100 рублей. Вероятность выиграть 50 рублей – 10%, вероятность выиграть 100 рублей – 6%, выиграть 200 рублей — 3% и выиграть суперприз в 5300рублей – 1%
Тогда матожидание выигрыша будет M=0,8*(-100)+0,1*(-50)+0,06*0+0,03*100+0,01*5200=-30р
Кстати, о лотереях мы сегодня и поговорим. Потому что практически все лотереи – это игры с отрицательным матожиданием. Понимая, как устроены лотереи, мы от противного поймем, как следует действовать на фондовом рынке.
На интуитивном уровне понятно, что лотереи устроены не для того, чтобы народ на них зарабатывал. Что, однако, не особо останавливает поток желающих испытать удачу. Правда, удачу они понимают ложно: на мой взгляд, удача уже улыбнулась тому человеку, который решил держаться подальше от лотерей (кстати, легко заметить, что чем ниже образовательный и имущественный уровень человека, тем больше он рассчитывает на фантомное счастье).
Кажется, контуры будущего ипотечного кризиса постепенно вырисовываются.
Наверное, те, кто изучает последствия ипотечного кризиса в США, недоумевают. Как так: умные дяди годами смотрели на то, как банки толкают сабпрайм ипотеку, а ипотечные агентства надувают пузырь ипотечных деривативов, и не только ничего не пытались сделать, но, и вообще не обращали на происходящее особого внимания, пока не стало слишком поздно (отдельные оракулы не в счет).
Так и у нас в обществе царит олимпийское спокойствие – в конце концов, ипотеку заливают на рынок не первый год, и ничего страшного пока не произошло, наоборот – поскольку уровень владения собственной недвижимостью в России один из самых высоких в мире, многочисленные бенефициары радостно потирают руки.
Конечно, трудно не заметить, что кредитование принимает все более нездоровые и уродливые формы (нерыночные ставки, низкий первоначальный взнос, «кредитные каникулы» на первые годы выплаты и прочее-прочее), но опять-таки, это же делается на благо строительному сектору, дающему высокий мультипликативный эффект по всей экономике и бла-бла-бла.
Попробую ее описать. Назовем ее «стратегией сопротивления». А сопротивляемся мы сокращению счета во время падения активов. В случае же роста, надеемся заработать.
Российский фондовый рынок рухнул на четверть от максимумов, достигнутых в октябре 2021 года и свежие российские инвесторы, не привыкшие к таким сюрпризам, запаниковали. Внешний фон тоже не радует: S&P валится, ФРС из-за инфляции больше не может накачивать рынки деньгами, вот-вот разразится война (или по крайней мере, многие этого ждут), национальные лидеры не страдают адекватностью… В общем, все немного ужасно, и некомфортно в такой ситуации покупать акции.
Заметим, несколько месяцев назад, эти же люди как ни в чем не бывало рекомендовали Сбербанк по 350 рублей, и их все устраивало. А сейчас, по 230 это страшно дорого (или просто страшно)…
Давайте немного отвлечемся от хитросплетений политики и реальной ценности компаний. Давайте подумаем, а почему вообще активы растут /падают?
Из-за хороших мультипликаторов и перспектив? Как бы не так.
Когда российская недвижимость в 2018-2021 годах существенно подросла в рублях, произошло ли это из-за роста потенциальной доходности таких вложений? Напротив, такое движение было вовсе нелогичным: стагнация доходов населения, снижение потенциальной доходности от аренды из-за бегства из городов, снижение потенциальной доходности от вложений в новостройки из-за перехода на эскроу-счета, рост предложения новостроек – все это намекало, что вкладываться в недвижимость, как минимум рискованно. И все же, цена выросла, ведь один фактор перевесил все: сформировался нетто
Особенно учитывая, что на моем канале имеется определенный крен в сторону жилой недвижимости, а вот про коммерческую — материалов немного.
Напомню, в первой части речь шла о том, что важную экономическую роль в процессе разорения регионов (и соответственно, богатения столиц) играет экспансия федеральных сетей.
Федеральный ритейл, безусловно, обеспечивает определенное удобство и низкие цены для потребителей, но дается это ценой разорения местных мелких предпринимателей и, соответственно, перераспределением значительной части маржи из регионов в столицу.
Но то были общие рассуждения, а что насчет конкретных цифр?
Держать деньги в банках становится невыгодно, но недвижимости от этого мало профита
Никогда еще в новейшей истории России ставки не были так низки. Что в очередной раз возрождает надежды владельцев недвижимости сорвать депозитный джекпот (объем вкладов населения превысил 30 трлн. руб.).
Они об этом куше (или кэше) с вожделением мечтают уже лет десять, да все что-то им не везет. За исключением двух-трех месяцев 2014 года, когда вкладчики действительно в панике снимали средства и перекладывали в «реальные активы», существенных кейсов по перетоку денег из банков в недвижимость не было. Подробнее о причинах я писал тут.
Но возможно в этот раз все будет по-другому? Ведь 3-4% по депозитам – совершенно новая реальность для российских вкладчиков. И нервы у многих уже не выдерживают и они ищут, куда бы припарковать свои кровные. Может недвижимости все-таки что-то обломится?
Давно меня этот вопрос занимает. Уж если недвижимость в России настолько зависит от сырьевых цен (подробнее о связи я пишу, например, тут и тут), то логично будет и цену привести к баррелю нефти. Наверное, аналитики давно так и считают, подумал я. И попытался найти что-нибудь в интернете. Но ничего путного, а тем более свежего, не нашлось, кроме нескольких старых статей.
Как обычно, если чего-то не хватает, значит, надо делать самому. Во всяком случае, будет интересно.
Сказано – сделано. Скачал себе цифры по нефти (сорт «Брент», наиболее приближенный к тому, чем торгует Россия) и цены на недвижимость (официальные длинные ряды Росстата) с начала этого века и наложил одно на другое.