В 1995 г. владельцы «Альфа-Групп» во главе с Михаилом Фридманом открыли первый супермаркет «Перекресток» в Москве. В 1999 г. Андрей Рогачев с партнерами открыл первый магазин «Пятерочка» в Санкт-Петербурге. В 2006 г. сети «Перекресток» и «Пятерочка» объединились в холдинг X5 Retail Group, сохранив при этом свои бренды.
Затем X5 покупала «Карусель», «Копейку», «Красный Яр», «Слату», «Викторию», открывала сети «Чижик» и «Около». Вся ее история характеризуется постоянным агрессивным ростом.

Сейчас сеть из 27,5 тысяч магазинов является крупнейшей на российском продовольственном розничном рынке по годовой выручке — 3,9 трлн руб. с долей рынка 14,6%. Уверен, вы точно хоть раз в жизни заходили в «Пятерочки» (79% выручки), которые некоторые свежеиспеченные богатенькие буратины презрительно называют «магазинами для бедных» или «нищемаркетами».
Первичная эмиссия (выпуск) акций банка ВТБ состоялась в 1993 году. Тогда были выпущены обыкновенные и привилегированные акции номинальной стоимостью 10 рублей. Через год акции первичной эмиссии были конвертированы банком в акции номиналом 1000 рублей. В период с 1997 по 2005 год ВТБ провел еще 6 дополнительных эмиссий акций по той же номинальной стоимости. В 2006 году акции ВТБ подверглись дроблению: номинал одной обыкновенной акции стал равен 1 копейке (0,01 руб).
В 2007 г.
Строительство Норильского горно-металлургического комбината началось в 1935 году. За 50 лет здесь была создана гигантская производственная база по добыче никеля, меди, кобальта и платиноидов. После развала СССР комбинат переживал, как и вся экономика страны, далеко не лучшие времена. Долги, по некоторым данным, достигали 7 трлн руб, зарплата задерживалась, денег на развитие не хватало. В 1994 г. комбинат был преобразован в акционерное общество «Норильский никель». В то время свободные деньги водились в достаточном количестве у новых олигархов-банкиров. «ОНЭКСИМ-банк» Владимира Потанина и Михаила Прохорова оказался в нужном месте в нужное время и в 1994–1997 гг. на приватизационных аукционах купил контрольный пакет акций.
В начале нулевых владельцы перевели активы РАО «Норильский никель» в «Горно-металлургическую компанию „Норильский никель“ и обменяли акции РАО на ГМК в пропорции 1:1.
С 1984 года компанией бессменно руководит Владимир Богданов.

Объединение преобразовано в акционерное общество открытого типа в 1993 году. Помимо нефтегазодобывающего предприятия «Сургутнефтегаз», в АООТ были включены Киришский нефтеперерабатывающий завод и ряд предприятий нефтепродуктообеспечения на Северо-Западе России.
История приватизации — тайна за семью печатями. Конкретные собственники неизвестны. Представители компании заявляют, что «акции распределены между акционерами, ни один из которых не является конечной контролирующей стороной и не оказывает существенного влияния».
В статье 2 Федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» указано: акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Таким образом, акция удостоверяет право собственности на долю в бизнесе. Ну и от чего же еще могут зависеть цены акций, как не от финансового состояния этого самого бизнеса? Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку и заняться более важными делами.
Однако я с удивлением наблюдаю в информационном поле, как отдельные профессора и доктора экономических наук относят инвестиции в акции к фиктивным капиталам в противовес капиталам реальным, к которым, по их мнению, относится прямое владение производственными и торговыми предприятиями. Почему? Ведь с юридической точки зрения владение долями в АО и ООО, долями в объектах недвижимости и земельных участках, средствах транспорта и вообще любой собственности ничем не отличается. Неужели профессора этого не знают? Знают, конечно же. Ответ – в человеческом восприятии финансовых рынков.

Сегодня закрывается книга заявок на участие в IPO Jetlend. Если вы поспешите, то успеете. Однако не торопитесь.
Как устроено IPO? Директор компании вызывает начальников служб связей с инвесторами и общественностью (IR и PR) и дает им задание организовать продажу определенного пакета акций компании по определенной цене на бирже. На выполнение выделяется нехилый бюджет. Причем за продажу подороже и побольше сотрудники получат жирные бонусы.
Задача сотрудников — максимально эффективно распределить выделенный на IPO бюджет брокерам, блогерам и остальным СМИ, чтобы затраты, к примеру, в размере X принесли компании доход 3-5Х, а лучше 10-20Х.
Реклама — двигатель торговли. Вечнопродажные СМИ знают свое дело и устраивают массированную бомбардировку биржевых хомячков информацией из всех утюгов о «чудесной возможности заработать на будущем росте волшебные иксы». Многократное повторение рекламы творит чудеса, и человек послушно покупает то, что через несколько месяцев превращается из золотой кареты в тыкву.
“Два самых могущественных воина – это терпение и время”. Лев Николаевич Толстой.
С декабря 2019 года мы с супругой ведем долгосрочный проект #миллиондлядетей. Открыли брокерские счета для детей в Сбербанке на свое имя, так как до 18 лет дети ограниченно дееспособны. Пополняем счета ежемесячно на 5000 рублей и покупаем акции.
Уже 63 месяца подряд. Все отчеты собраны здесь. Всего с учётом детских пособий (3*10000) и подарков (6000) внесли 351 т.р.
Цель проекта: на реальном примере привить детям привычку откладывать деньги и грамотно их инвестировать, а заодно и накопить капитал в размере 1 миллиона рублей. В процессе объясняем, что инвестирование — это не увлекательное и азартное казино, а вложения в устойчивый и прибыльный бизнес. Мы не учим детей спекулировать, вредные привычки сложнее изживать, чем приобретать.
Срок проекта: с 9-12 летнего возраста детей до окончания учебы, то есть около 10 лет.
Стратегия заключается в регулярной покупке акций, отсутствии продаж (по возможности), получении и реинвестировании дивидендов.

В 2022 году я опубликовал эту картинку в Телеграм-канале с такой подписью:
Если бы вы в период с 1871 по 2018 год (147 лет – довольно большая выборка) просто покупали акции компаний, входящих в индекс Dow Jones, и просто владели ими, получая дивиденды, то вам удалось бы оказаться в “плюсе” при сроке вложений:
1 день – в 52% случаев
1 год – в 68%
10 лет – в 88%
20 и 30 лет – в 100%
Как видите, при краткосрочном трейдинге шансы примерно такие же, как при подбрасывании монетки, но удлинение срока инвестиций мощно повышает вероятность успеха. Время – лучший друг инвестора.
Остаётся только позаботиться о продолжительности и качестве жизни.
В России подобной выборки, по понятным причинам, нет, но есть данные за весь XXI век. Как думаете, там что-то другое?
Через год в Премиум-клубе я расширил и углубил этот тезис:
Если вы за 147 лет проверяли бы динамику изменения стоимости портфеля каждый день, то в 52% из всех дней на вашем лице появлялась бы радость, а в 48% – печаль. Если же снизить частоту проверок до одного раза в год, то повод для радости нашелся бы при 68% случаев, а для грусти – в 32%. Тенденция, думаю, ясна.
Когда прихожу на УЗИ, врачи смотрят на экран и даже изредка предлагают на него посмотреть. Вежливо подтверждаю, что что-то разглядел, хотя на самом деле ничего мне там не понятно.
Весной подписчик задал такой вопрос: ” Как отличить значимую новость от бесполезной? Например, как реагировать на сообщение о переносе Норникелем производства в Китай?” Тогда я вкратце ответил, что легкого пути нет, и придется погрузиться в детали, для чего не обойтись без глубоких знаний и навыков, которые есть у специалистов и которых нет у профанов. Годы учебы и практики – вот, пожалуй, в чем секрет.
Однако есть один универсальный лайфхак. Поможет мне в его описании книга «Антихрупкость» Нассима Талеба.
В университете в рамках курса философии мы изучали идеи Лао-цзы и его принцип «у-вэй» – недеяние, а точнее невмешательство в естественный порядок вещей и ход событий. Этот принцип – основа мышления китайцев, он абсолютно противоположен западной культуре с ее активностью и суетой, где действие поощряется, а бездействие осуждается.
Как-то мне прислали в личку интервью эксперта по фондовому рынку Василия Олейника в «Эмпатии Манучи». «Какой же он эксперт?» — удивился я, ведь с давних пор он известен в инвестиционной среде как ходячий мем, послушать которого стоит лишь для того, чтобы сделать наоборот. Почему? Мысли-то у Васи толковые, только слишком эмоционален.
Спустя несколько месяцев я сел смотреть беседу Олейника, постоянного ведущего канала «Деньги не спят», с Максом Орловским. Сел из-за Макса, которого всегда послушать полезно, человек 30 лет на рынке явно не зря провел. Но на ведущего просто было жалко смотреть, настолько силен был контраст между профи и с виду полным «чайником»: странные вопросы, отрывочные знания, слабая логика, страхи, сомнения, тревоги. В общем, Орловский в ходе разговора был в роли учителя начальных классов и психотерапевта, а Олейник сыграл ученика и пациента.
Занятно, что похожим на Василия образом ведёт себя Бабайкин, автор канала «На пенсию в 35 лет», который регулярно приглашает на интервью всяких алармистов и с большими глазами задает им дико тревожащие простых людей вопросы, а его заголовки почти не обходятся без слов «кризис», «катастрофа», «нищета» и так далее.