
Для меня отчеты банка за последние несколько лет стали невозможно скучными и предсказуемыми. Вот тоска – опять богатеть. Согласно Грэму, надежно заработать на акциях можно двумя способами: от роста прибыли или от роста оценки рынком. Прибыль вышла на плато с однозначными темпами увеличения. Я рассчитываю лишь на пересмотр рыночных оценок в большую сторону. Почему? Ответ прост: снижение стоимости денег. Мое отношение к Сбербанку как к одному из лидеров в портфеле не меняется.
Кстати, я намедни подробно на своем опыте описал популярную нынче тему ПДС. Читайте в моем ТГ: t.me/intelligent_investor/2746
Чистая прибыль = 36,8 млрд руб или 44 руб на акцию (-55% к прошлому году).

Выручка снизилась на 11%, EBITDA — на 38%. Рентабельность EBITDA лежит на 22%. Свободный денежный поток (СДП) во втором квартале положительный, но всего 3,6 млрд руб, полугодовой СДП по-прежнему в отрицательной зоне = — 29,1 млрд руб.
Как обычно, одним из последних посмотрел дебютное выступление Сергея Таболина на конференции Смартлаба, озаглавленное организаторами весьма интригующе: «На балансах у банков триллионы кредитов, которые никто никогда не вернёт».
Я знаком с Сергеем более 2 лет, импонирует его умение читать информацию между строк и не отдаляться от реальности.
На конференции он как следует отрезвил аудиторию, набившуюся в модные истории типа ВТБ. И загипнотизировал её, как удав Каа из мультфильма" Маугли", масштабами вероятной катастрофы в банковском секторе.
Как экс-начальник отдела банка, подтверждаю, что у каждой кредитной организации есть свои скелеты в шкафу, маленькие или большие. Неискушенный частный инвестор просто не в состоянии их обнаружить. Поэтому я держусь от тех, чей менеджмент не внушает доверия, подальше.
В то же время надо заметить, что обрушение крупных банков — это всего лишь один из потенциальных сценариев будущего, для реализации которого должен одновременно случиться ряд событий, входящих в резонанс и образующих эффект домино. Так что повторения 2008 года не будет, если ЦБ не накосячит.

Самая таинственная компания российского фондового рынка раскрыла оба отчета лишь 6 июня 2025 г. Я подождал с разбором до собрания акционеров, которое прошло 30 июня.
Для глубокого понимания контекста полезен вводный нарратив по Сургутнефтегазу.
Чистая прибыль за 2024 год = 923,3 млрд руб или 21 руб на акцию (-31% к прошлому году). Больше данных в отчете о прибылях и убытках нет — одни крестики.

В балансе крестиков прибавилось, и кубышку посчитать стало невозможно. Однако наметанный глаз видит рост валюты баланса за год на 1,256 трлн руб (+15%), что нормально сходится с прибылью.
«В жизни у меня было много неприятностей, большинство из которых так и не случились».
Марк Твен
С декабря 2019 года мы с супругой ведем долгосрочный проект #миллиондлядетей. Открыли брокерские счета для детей в Сбербанке на свое имя, так как до 18 лет дети ограниченно дееспособны. Пополняем счета ежемесячно на 5000 рублей и покупаем акции.
Уже 67 месяцев подряд. Все отчеты собраны здесь. Всего с учётом детских пособий (3*10000) и подарков (6000) внесли 371 т.р.
Цель проекта: на реальном примере привить детям привычку откладывать деньги и грамотно их инвестировать, а заодно и накопить капитал в размере 1 миллиона рублей. В процессе объясняем, что инвестирование — это не увлекательное и азартное казино, а вложения в устойчивый и прибыльный бизнес. Мы не учим детей спекулировать, вредные привычки сложнее изживать, чем приобретать.
Срок проекта: с 9-12 летнего возраста детей до окончания учебы, то есть около 10 лет.
Стратегия заключается в регулярной покупке акций, отсутствии продаж (по возможности), получении и реинвестировании дивидендов.
В стародавние времена бывалые водители шутили в адрес неопытных коллег, что чаще всего в автомобиле требует замены прокладка между рулём и сиденьем.
Коренное отличие моего канала от многих других инвестиционных каналов состоит в том, что они описывают исключительно внешнюю по отношению к инвестору окружающую среду: биржевые котировки, финансовые и операционные отчеты, процентные ставки, отраслевые, политические новости и так далее. То есть то, что происходит с инструментами или активами.
Я же большое внимание уделяю внутренним факторам, определяющим восприятие, мышление, поведение инвестора. Иначе говоря, изучаю ту самую прокладку между рулём и сиденьем.
Почему? Потому что с окружающей средой, активами, финансовыми инструментами все может быть в порядке, а вот с умами инвесторов — нет. И чем дольше я инвестирую, тем больше наблюдаю внутренних проблем. С 2020 года процесс ускорился, а в 2022-м углубился.
С одной стороны, как инвестору мне данная ситуация на руку: чем туманнее мир для других участников рынка, тем больше выгоды я могу извлечь из рыночных неэффективностей.
События на мировом рынке нефти 23-24 июня многих повергли в шок.
После атаки США и ответа Ирана по американским базам СМИ наперебой пугали интернет-аудиторию возможным перекрытием Ираном Ормузского пролива и взлетом нефтяных цен до 100-200 долларов за бочку. Однако Brent под звуки воздушной тревоги в Катаре с уровня 80+ стремительно скатился ниже 70. И тут Трамп вдруг снова стал миротворцем и объявил о примирении сторон.
Почему же Иран не стал перекрывать пролив, через который идет 20-30% мирового экспорта нефти? Ведь можно было сделать больно всему проамериканскому Западу, как в 70-е годы XX века, когда арабы наказали Запад за поддержку Израиля нефтяным эмбарго.
Дело в том, что Иран не собирается рубить сук, на котором сидит. Отличие сегодняшней ситуации от 1973 года в том, что страна слишком сильно зависит от нефти, обойтись без экспорта будет катастрофически тяжело. И зависимость мира от иранской нефти высока. Неизвестно, кто больше потеряет от очередного эмбарго. Глобализация сделала свое дело.

Венчурный капиталист, писатель Патрик Макгиннис, будучи студентом Гарварда, придумал этот термин в 2004 году, когда испытывал сильнейшее беспокойство из-за того, что может пропустить какое-нибудь важное и полезное мероприятие в университете. В этой книге он описал, помимо FOMO, ещё два страха, связанных с принятием решений – FOBO (Fear of a Better Option) – страх лучшего варианта, и FODA (Fear of Doing Anything) – паралич действия или страх вообще что-то делать.
FOMO называют новой болезнью века. Ее эпидемия стремительно захватывает мир с помощью интернета, социальных сетей и маркетинга.

Устали от убытков в акциях и обменяли их на фонд денежного рынка? В прошлом году такие действия были сверхпопулярны. Нынче тенденции обратные.
Хотите убедиться, что Земля круглая? Взлетайте на высоту 18-20 км.
Хотите увидеть полную картину финансового рынка? Изучайте макроэкономическую аналитику из надежных источников, например, ЦБ.
В январе 2025 г. отвечал на вопрос, куда пойдут рекордные 50 с лишним триллионов рублей на депозитах россиян. Выводы успешно подтверждаются временем.
Мой ТГ-канал: t.me/intelligent_investor