Гай Фиери с детства любил готовить — свой первый ресторанный бизнес он открыл в возрасте десяти лет, когда приделал к своему велосипеду тележку с солеными крендельками.
Всю свою прибыль юный ресторатор откладывал, чтобы поехать на стажировку во Францию — в итоге через шесть он переехал в небольшой французский городок, где в течение года совершенствовал свои кулинарные навыки.
После окончания университета Фиери вместе со своим другом открыл итальянскую закусочную, которая через несколько лет превратилась в необычный ресторан — его кухня совмещала в себе американский барбекю и японские суши.
В какой-то момент друзья уговорили Гая отправить свое видео-резюме на кулинарное реалити-шоу «Food Network» — его девиз «жить по-крупному, громко смеяться и дико готовить» понравился жюри, поэтому он попал в список участников.
С первых же выпусков Фиери стал звездой этого шоу — вокруг его фигуры поднялась настоящая волна хайпа, и он никого не мог оставить равнодушными. Некоторые зрители его искренне обожали, но большинство смеялось над ним и считало каким-то фриком.
В начале 1920-х годов производители автомобилей столкнулись с проблемой — из-за усложнения конструкции двигателя топливо в нем стало сгорать неравномерно, что вело к неприятному стуку и необратимым повреждениям.
Тогда инженеры обратились к химиками, и те быстро нашли решение — они добавили в бензин тетраэтилсвинец, увеличив его октановое число и снизив детонацию топлива.
Однако в 1924 году произошла трагедия — 15 рабочих нефтеперерабатывающих заводов скончались от предполагаемого отравления свинцом. После этого главный врач США приостановил производство такого бензина и создал специальную комиссию — ее целью было выяснить, какое влияние оказывает свинец на человеческий организм.
Эту комиссию возглавил известный токсиколог Роберт Кехо — в течение пяти лет он «кормил» свинцом группу испытуемых и внимательно изучал их анализы. Вскоре выяснилось, что содержание металла в их организме примерно такое же, как и у фермеров, работающих на свежем воздухе.
Почему бедные люди остаются бедными? На этот вопрос, кажется, у всех есть ответ:
«Бедные просто ленятся».
«Бедные не умеют распоряжаться своими деньгами».
«У бедных нет правильного мышления».
Эти теории в лучшем случае являются анекдотичными, а в худшем — просто оскорбительными. Проблема этих аргументов заключается в том, что они основаны на небольших размерах выборки, а не на эмпирических данных. Я согласен, что некоторые люди бедны по этим причинам, но недавние исследования показали истинную причину бедности.
В 2020 году ученые из Лондонской школы экономики опубликовали исследование на эту тему — они доказали, что отсутствие первоначального богатства (а не мотивации или таланта) удерживает людей в бедности.
Исследователи сделали следующее — в бедном государстве Бангладеш среди сельских жителей они случайным образом распределили домашний скот, а затем через какое-то время проверили их финансовое положение.
И вот к каким выводам они пришли: «Мы обнаружили, что если программа поддержки подталкивает людей к превышению порогового уровня первоначальных активов, то они в будущем избегают бедности. Если же они не достигают этого уровня, то в дальнейшем они вновь скатываются в бедность.
Моряк Попай стал самым известным персонажем студии Paramount Pictures – он был добрым, находчивым и изобретательным, но его главной фишкой была сверхчеловеческая сила.
Когда Попай попадал в критическую ситуацию, он открывал банку со шпинатом, съедал его и становился многократно сильнее — именно поэтому американские дети так полюбили шпинат и готовы были есть его в любом виде.
Но почему создатели мультфильма выбрали шпинат, а не фасоль или картофель? Они просто подбросили монетку или в этом был какой-то тайный смысл?
Математик Сэмуэль Арбесман в одной из своих книг дал ответ на этот вопрос:
«В 1870 году немецкий химик Эрих фон Вольф исследовал количество железа в различных зеленых овощах, в том числе и в шпинате. Переписывая свои данные из блокнота, он не заметил запятую и увеличил содержание железа в шпинате в 10 раз.
Хотя на самом деле в 100-граммовой порции шпината содержится 3,5 миллиграммов железа, общепринятым фактом стала цифра 35 миллиграммов. Это означает, что каждая такая порция равносильна съедению небольшого кусочка железной скрепки.
На фондовом рынке много денег, поэтому он всегда притягивал шарлатанов — особенно много их становится во время бычьих циклов, ведь именно тогда на биржу приходит много неопытных новичков.
Помимо растущего рынка, шарлатанов привлекают и другие моменты:
— когда балом правит жадность и эйфория;
— когда деньги становятся слепы к риску;
— когда инвесторы поддаются стадному чувству;
— когда рынки раскачиваются в обе стороны;
— когда различные IPO плодятся как сорняки.
По мнению Бена Карлсона, существует два типа шарлатанов — первых можно назвать ложноположительными, потому что они искренне верят в свои идеи, но доводят их до крайностей и ведут своих последователей в пропасть.
Вторые же являются обыкновенными мошенниками — они отлично понимают человеческую психологию и вполне осознанно оставляют людей без денег. Шарлатаны II типа заинтересованы только в собственной прибыли, и их совершенно не волнует, кто в итоге пострадает от их мошенничества.
Тот же Берни Мэйдофф сразу же действовал как шарлатан II типа — его финансовая пирамида стала крупнейшей в истории, и он прекрасно осознавал ее последствия. Элизабет Холмс, в свою очередь, начинала как шарлатанка I типа — она превратилась в мошенницу, как только поняла, что ее идея с Theranos провалилась.
Фолькерт Эверцзун и его команда были на пороге смерти — их шлюпка беспомощно дрейфовала по Индийскому океану, и они уже девять дней ничего не ели.
Но в этот самый момент произошло чудо — лодку с голодными и оборванными людьми выбросило на девственный берег Маврикия, по которому бродило целое стадо дронтов. Хотя на эту птицу охотились уже около столетия, до этого отдаленного острова охотники еще не добрались.
Поэтому дронты совершенно не боялись людей и первыми подошли к ним — вот как описывал это сам Эверцзун:
«Мы могли бы их поймать голыми руками… После поимки одного стада, следующее прибежало на помощь своим собратьям так быстро, как только могло — благодаря этому они так же были пойманы».
Люди пировали мясом дронтов всю весну 1662 года — именно этот год стал официальной датой полного исчезновения этих птиц...
С точки зрения дронта, агрессивное поведение Эверцзуна и его команды лежало за пределами их понимания — все дело в том, что до этого ни одно животное не нападало на них и не пыталось их съесть. Люди же разрушили эту модель — их появление превзошло ожидания несчастных дронтов.
Наверное, каждый инвестор в мире хотя бы раз слышал имя Роберта Кийосаки — книга «Богатый папа, бедный папа» сделала его знаменитым, и с тех пор он не теряет своей популярности.
Помимо своих произведений Кийосаки славится и рыночными прогнозами, причем чаще всего он «предсказывает» гигантские обвалы рынка — последний такой крах он прогнозировал в сентябре прошлого года, и с тех пор индекс S&P 500 вырос более чем на 15%.
Но еще интереснее другой его прогноз — в мае 2020 года он предупреждал о «бычьей ловушке», после чего рынок обязательно должен рухнуть. Как мы знаем, этого не произошло — в течение следующего года S&P 500 рос как на дрожжах и прибавил целых 40%.
Вообще, за последние десять лет Кийосаки «предсказал» одиннадцать падений, ни одно из которых не сбылось — зато единственный обвал весной 2020 года он предвидеть не смог.
Я ни в коем случае не обвиняю его, ведь он не единственный, кто все это время делал неверные прогнозы. Однако безответственность Кийосаки поражает — учитывая его авторитет и популярность, такие частые прогнозы о крахе рынка вряд ли добавляют рядовым инвесторам уверенности и мотивации.
Роберт Макнамара стал первым руководителем компании Ford, не принадлежавшим к клану ее основателя — он обладал феноменальным умом, за что и получил прозвище «человека-робота».
Его расчеты всегда были логичны и точны, так что из десятков различных вариантов он всегда выбирал оптимальный. Эти качества помогли ему сделать карьеру не только в бизнесе, но и в политике — в 1961 году Макнамара перешел на работу в правительство и стал министром обороны.
Когда началась война во Вьетнаме, он все посчитал и сделал следующий вывод — если вьетконговцев погибнет намного больше, чем американских солдат, то война обязательно закончится победой американцев. И командующий ВС США Уильям Уэстморленд был с ним совершенно согласен:
«Мы просто будем продолжать обескровливать их, пока Ханой не осознает, что они оказались на грани национальной катастрофы. Тогда им придется признать свое поражение».
Так война превратилась в математическую формулу, которая должна была привести американцев к победе — однако Вьетнам нос огромные потери, но и не думал сдаваться. В этой формуле была ошибка — она полагалось на рациональность и не учитывало эмоциональную сторону.