Часть 1
Содержание 1 части:
Секс, шоколад, шахматы, музыка, крестики-голики, золотое сечение, поэзия, красота, технический анализ…
Вещи, казалось бы, никак меж собой не связанные. Но есть то, что их всех объединяет — они относятся к человеческой деятельности, и содержат внутри себя абсолютно одинаковые механизмы воздействия на человека.
Что бы мы ни делали, любой наш поступок или желание можно свести к одной единственной идее – выжить и продолжить род (что, практически, есть одно и то же). Некоторые логические цепочки между поступками и их целью более короткие и очевидные. Другие – длиннее и менее очевидны. И наконец, третьи — совсем мало очевидные.
Почему розничные трейдеры теряют деньги на бирже? Действительно ли это происходит от недостатка знаний методов финансового анализа, отсутствия эффективной торговой системы, незнания принципов риск-менеджмента и проблем с психологическими аспектами трейдинга? В данной книге причины неудач большинства рассматриваются с позиции влияния на людей индустрии онлайн-трейдинга— окружающей трейдеров реальности, полной иллюзий, предубеждений и ложных путей достижения успеха.
Книгу Виктора Першикова, бывшего (настоящего?) сотрудника ряда крупных финансовых компаний, включая Инста Форекс, посоветовал мне на прошлой неделе один из покупателей моей собственной книги «Я — трейдер. Спекулятивная бихевиористика». Почему посоветовал? Видимо потому, что посчитал, что она рассказывает о трейдинге в похожем ключе.
Соглашусь, что местами идеи (и даже ряд предложений/фраз) двух книг перекликаются. Но я сразу и решительно отвергаю главную мысль, проходящую через всю книгу и занесенную в ее название. А именно, о том, что в неудачах большинства трейдеров следует винить индустрию трейдинга. Это все равно, что обвинять систему физичечкой подготовки в средней школе в том, что мало спортсменов (а именно всего три) занимает призовые места на олимпийских играх.
Я везде повторяю и буду повторять, что в условиях борьбы за ограниченные ресурсы только самым лучшим из лучших будут доставаться «призовые места», лишь ничтожная часть трейдеров получит сверхдоходы, и лишь незначительная часть трейдеров получат от рынка хоть какие-то доходы. Как я пишу в своей книге «потому что так устроена эта игра» и других причин нет.
Большинство участников рынка окажется в проигрыше без того, чтобы к этому приложила руку индустрия, и даже без ее отсутствия вообще.
Это логика обычного имущественного расслоения, присутствующая не только в рынках, но и в жизни в общем.
В настоящей книге В. Першикова очень много спорных идей и высказываний (кроме выше озвученного). Сам он рассказывает в ней, как вызывал на конференциях по финансовым рынкам горячие возражения и нападки со стороны слушателей. Но это не умаляет ее достоинства в целом, как попытку разобраться проблемах современного трейдинга.
Книга написана на основании опроса-исследования автором ста трейдеров с разным уровнем подготовки и опыта. Першиков признает, что количество участников опроса может не соответствовать критерию значимости выборки, и эта его готовность признать и отдельно обговорить возможную спорность некоторых его утверждений подкупает при прочтении книги.
Сегодня я вернулся с отдыха, вдохновленный на этот пост историей, произошедшей со мной по пути, и иллюстрирующей важность психической устойчивости человека в любых ситуациях. Особенно, трейдера)))
Итак я прибыл в Париж из Тель-Авива и должен был вскоре лететь далее в Москву. При проходе через секьюрити Шарль-де-Голя, меня попросили выложить в отдельный лоток два моих планшета (один из которых был совершенно новым, подаренным к моему завтрашнему (19 дек) дню рождения. Что я и сделал. После рентгеновского аппарата, меня спросили про железную банку в моем рюкзаке, про которую я совсем забыл. То была банка с тунцом. Мне сказали, что ее взять с собой на борт нельзя (а летел я только с ручной кладью). На вопрос «почему», ответили, что жидкость провозить с собой нельзя. Я им стал возражать, что жидкости в этой банке не больше чем в свежих томатах (выращенных в жестких условиях израильского пустынного кибуца) в пакете, который я держал свободной рукой и которыми хотел угостить своих подмосковных родственников. Мы открыли банку и убедились, что так оно и есть — масла там было кот наплакал. Но секьюрити были непреклонны, и банка отправилась в мусорный бак. Я, немного расстроенный, сел в зале ожидания шатла, чтобы переехать в другой терминал.
Минут через десять подошел автобус. По приезду в нужный мне терминал, я понял, что оставил в лотке свои планшеты и стал объяснять местному секьюрити, что мне нужно обратно, откуда я приехал. До отлета в Москву было около полутора часов, и я был уверен, что все успею. Меня посадили на очередной шатл, объяснили, где выйти, и я, сказав «мерси» и «оревуар», поехал обратно. Но по прибытию в «нужное» место, понял, что это не то место, где меня недавно досматривали. Я стал обращаться к разным сотрудникам аэропорта, включая одну уборщицу, чтобы те объяснили мне, где тот самый первый секьюрити чек пойнт, на котором я забыл свои гаджеты.
Меня посылали в самые разные места и на очень большие расстояния))). Когда до вылета оставалось пол-часа, а я еще даже не вернул свои планшеты, я стал по-настоящему нервничать. Наконец, через час беготни по большому терминалу огромного аэропорта мне принесли мои планшеты, видимо упакованные и запротоколированные по всем правилам оставленных вещей, и сообщили, что скорее всего я на свой рейс не успею. До моего гейта была 21 минута ходьбы, а ведь мне еще предстояло вновь пройти паспортный контроль и секьюрити, так как я покидал пределы аэропорта.
Но русские не сдаются))). И я рванул что есть силы с рюкзаком за плечами в сторону выхода на посадку. Пробежав километра полтора за 5 минут и быстро пройдя паспортный контроль (благо к полуночи людей в аэропорту почти не было) я снова оказался у секьюрити, где мне предложили вынуть заново все вещи для досмотра. Не смотря на мой взбудораженный вид, пожилая секьюритерша стала не спеша делать свою работу, в результате которой я лишился еще трех тюбиков крема с минералами мертвого моря. Не желая вступать с ней в дискуссию о свойствах жидкостей, дабы у меня остались хоть какие-то шансы попасть на свой рейс, я, приняв и этот удар судьбы, рванул к своему самолету. Посадка уже закончилась, двери были закрыты, но (опуская некоторые подробности) меня таки запустили в лайнер и я плюхнулся на свое место под неодобрительные взгляды пассажиров, мокрый с головы до трекинговых ботинок фирмы Mammut.
Пока летательный аппарат выруливал на ВПП, я приводил мысли в порядок. Что, собственно, произошло? Я оказался у первых секьюрити без плана действий и без стоп лосса. Я не был готов к потери консервированного тунца, и этот первый небольшой лосс вывел меня из равновесия, после чего события начали развиваться в негативном направлении как снежный ком, и я чуть не пропустил свой рейс. За этим небольшим лоссом мог последовать уже куда более серьезный — в виде потери двух планшетов (которые неизвестно когда мне бы вернули назад). Только чудом я оказался у секьюрити чек-пойнта в тот момент, когда туда принесли мои гаджеты. Только чудом я бежал именно с той скоростью, чтобы поймать последний возможный момент для посадки…
Как часто начинающий трейдер входит в сделку без четкого плана действий на случай неблагоприятных ценовых движений? Постоянно. Как часто трейдер надеется на описанные выше чудеса — в нашем случае на возврат цены из минусовой зоны? Постоянно. И не только начинающий. Нам только кажется, что мы сможем совладать с собой в критических ситуациях, что сможем руками закрыть при необходимости убыточную сделку. Чтобы это делать, нужны стальные нервы и еще кое-что стальное. В противном случае потери могут быть катастрофическими, какими они и бывают у 95-ти процентов.
ситуация сейчас меняется, трейдинг становится более открытым ремеслом, есть много хороших форумов и достаточно качественных обучающих курсов
Установка, гласящая, что если я зарабатываю, то кто-то при этом теряет, неверна, ограничивает мышление и ведет к неспособности работать на рынке.
рынок – система абсолютно нелинейная. Количество факторов, стимулов и причин, влияющих на все, что на нем происходит, таково, что вариантов развития событий становится огромное множество. Даже графических моделей, пытающихся описать жизнь и движение рынка, можно насчитать, по моим данным, около трех миллиардов. Нетрудно понять, что итоговое число комбинаций этих моделей равняется бесконечности.
Исходя из этого, мы можем смело поставить под сомнение утверждение о том, что если на фондовом рынке кто-то выигрывает, то кто-то, напротив, должен проиграть. Это совершенно не обязательно. Безусловно, на рынке существует немало рядовых трейдеров, пытающихся что-то заработать и смутно представляющих, что они делают. Есть и управляющие компании, которые стараются вести торговлю осознанно и профессионально. А есть и различные хедж-фонды, которые только покупают или продают.
Но вместе с тем на рынке присутствуют компании, которые продают и покупают реальные активы, ресурсы и товары, влияющие на экономику. И совокупность данных процессов приводит к тому, что могут как выиграть все, так и проиграть все. Установка, гласящая, что если я зарабатываю, то кто-то при этом теряет, неверна, ограничивает мышление и ведет к неспособности работать на рынке.
Да, на рынке есть спекулянты, да, там есть дилетанты, теряющие все свои деньги, но надо понимать, что все они – капля в море. Они не являются фундаментальными факторами этой системы. С другой стороны, если вы проиграли, это не означает, что кто-то выиграл именно за ваш счет. Совершенно не обязательно. Эти вещи могут быть вообще никак не связаны между собой.
Факторов, влияющих на поведение рынка, повторю, огромное количество. Одни могут выигрывать, другие проигрывать, но это – просто жизнь указанной финансовой сферы, а не какая-то система взаимозачетов. Могут и все выиграть, и все проиграть. Здесь не стоит искать каких-то четких бухгалтерских закономерностей.
То, что в свое время Китай со своими нефтяными контрактами буквально закабалил множество нефтяных компаний и стран, не имеет лично к вам никакого отношения. И вы со своими ставками в этих случаях никак на цену нефти не влияете. Из-за вас никто не выигрывает и не проигрывает. Событий и факторов столько, что просчитать и предсказать все достоверно и научно просто нереально.