Заседание ФРС не было достаточно убедительным чтобы остановить рост рыночных ставок. Доходность по 10-летним казначейским облигациями США вновь обновила локальный пик, перевалив за 1.7% в четверг. Признав, что ВВП и инфляция будут расти более быстрым темпом чем предполагалось ранее, ФРС в целом оставил прежними прогнозы по первому повышению ставки — не раньше 2024 года. QE в нынешнем объеме $120 млрд./месяц (80 млрд. Трежерис + 40 млрд. MBS) будет продолжаться до тех пор пока не появится «значительный прогресс в достижении целей по безработице и инфляции».
ФРС значительно повысила прогноз роста ВВП — с 4.2% до 6.5% (4 квартал 2021 года по сравнению с 4 кварталом 2020), а инфляции — с 1.8% до 2.2%. Тем не менее dot plot показал, что большинство членов FOMC не проголосовали бы за повышение ставки раньше 2024. То есть мнение большинства, по сравнению с прошедшим заседанием, не изменилось. Число участников FOMC ожидающих повышение до конца 2023 выросло с 5 до 7, а тех, кто проголосовал бы за повышение до конца 2022 – с 1 до 4 участников.
Цены на нефть резко снизились во вторник, оставаясь под давлением продавцов и в среду. Снижение длится уже третий день. Американская валюта укрепилась, а страны ЕС продлили локдауны, притормозив при этом вакцинацию из-за возникших проблем с вакциной – такой новостной фон отбивает охоту покупать. Китайские данные, хоть и превысили прогноз, однако поднять настроение не смогли, так как вмешался эффект низкой базы. Промышленное производство выросло на 35.1% в годовом выражении, а розничные продажи на 33.8%, что выше прогноза, однако пик рецессии из-за китайских локдаунов в прошлом году пришелся как раз на февраль-март, поэтому удивляться нечему – это просто отскок от дна. Похожая динамика и в потреблении нефти – в январе-феврале китайские НПЗ переработали 14.19 млн. б/д., что выше на 12.12 млн. б/д по сравнению с январем-февралем прошлого года, однако сравнивая с декабрем 2020 можно сказать, что спрос вышел на плато.
Однако главный вызов – добыча сланцевой нефти, пока щадит рынок, позволяя ОПЕК более-менее эффективно контролировать цены. Добыча восстанавливается медленно, а вчерашний отчет EIA по буровой активности показал, что она и вовсе может снизиться на 46К до 7.46 млн. б/д. в апреле. Количество незавершенных буровых скважин продолжает снижаться и уже достигло минимума с ноября 2018 года. Чем меньше это число – тем ниже потенциал восстановления добычи.
Европейские рынки растут вместе с американскими фьючерсами на индексы акций, так как недавний фактор ослабления – коррекция на рынках суверенного долга, отходит на второй план. На первый план возвращаются темы глобальной экспансии, бычьего рынка в сырьевых товарах, бюджетного импульса в США.
Доходности бондов США и Германии после короткого периода стабилизации вновь растут, так как местные ЦБ стоят на своем и не собираются сдерживать тенденцию. И не мудрено ведь на самом деле в последние несколько недель в бондах происходит весьма желанная для центральных банков динамика — растет реальная процентная ставка. Обычно это ассоциируется с «качественным» ростом экономики, повышением производительности. До середины февраля основной вклад в рост номинальных ставок делали инфляционные ожидания, что могло беспокоить ЦБ, но затем подключилась реальная ставка и сразу стало поспокойней. Кстати, поэтому обрушилось и золото, так как рост реальной ставки означает для него повышение альтернативных издержек (упущенной выгоды от владения альтернативным доходным активом c похожим уровнем риска):