Эпиграф: “Сложнее всего после фразы «Не верю!» приходилось жене Станиславского.”
Высокую волатильность в американских акциях объяснить просто — любая новость или любое событие инвесторы рассматривают как повод угадать, в какую сторону качнет рынок. Но как мы с вами знаем, угадать в краткосрочной перспективе невозможно, рыночные шумы раскачивают лодку фондового рынка.
Анализировать надо более длинные периоды, обращать внимание не на сиюминутные настроения, а на фундаментальные факторы, а тут мы видим растущий разрыв между ожиданиями и реальностью на горизонте 1-2 года.
Когда идет рост, неверие в него и страх заставляют искать любой негатив и плохие новости, которые в случае падения казались бы позитивными, та самая ситуация “чем лучше тем хуже”.
Конечно, никто не может сказать, является ли последнее снижение акций всего лишь перерывом в восстановлении или мы увидим новые минимумы. Однако, большинство экспертов склоняются к тому, что индекс S&P 500 до конца года опустится до 4750 пунктов. Давление на американский рынок могут оказывать застопорившийся прогресс в замедлении инфляции, неопределенность в отношении сроков снижения базовой процентной ставки ФРС, а также вероятная волатильность деловой среды во второй половине этого года в связи с президентскими выборами.
Много вопросов от студентов про евро, выживет ли валюта и сам ЕС?
Еврозона — это 27 стран, которые до сих пор не объединили свои рынки капиталов. Нет единых правил в банковской системе, страховании (даже страхование депозитов разное).
На биржах разные требования к листингу, да и законы о рынке ценных бумагах разные. Налоговые системы, бухгалтерский учет — все это мешает привлечению капитала и, соответственно, экономическому росту.
В этом и кроется отставание Европы от США. 70% привлечения инвестиций в бизнес в Европе — это банковские кредиты, и только 30% — выпуск ценных бумаг! И кстати, именно поэтому европейский бизнес привлекает инвестиции в США.
На депозитах в ЕС — 33 триллиона евро частных лиц.
Выйти на IPO в Европе не так-то просто, по финансовым технологиям и законодательно РФ намного опережает старый свет, который по-прежнему раздроблен на 27 удельных княжеств.
Налоговая система ЕС устроена так, что банковское финансирование имеет льготный налоговый режим, а финансирование в акционерный капитал — нет! Это и снижает спрос на ценные бумаги.
Дискуссия по сравнению ВВП и капитализации компаний плавно перетекла в разговоры о реальности расчета ВВП.
Вспомним классическое определение ВВП — это стоимость всех произведенных товаров и услуг для потребления. Фактически, это “стоимость” экономики, а если смотреть за разные годы, то понятна динамика изменений. Конечно, нет возможности рассчитать точно: есть домашний труд, если женщина домохозяйка; есть фермеры, которые выращивают фрукты и овощи для себя.
Кроме того, есть понятие “Вмененная рента” — это сколько вы тратите на свое жилье. Кажется, мелочь, но может сильно искажать показатели инфляции. Вместо того, чтобы инвестировать в экономику, люди инвестируют в “бетон”, фактически замораживая капитал.
Не учитывается в ВВП и “неформальная экономика” — наличные, неденежный оборот и все, что не учитывается официальной статистикой. И кстати, движение FIRE (откладывать значительную часть дохода и не увеличивать расходы) в этом плане вредно для экономики.
Вы накопили много денег и спрятали их куда-то «на черный день». Но мы знаем, что тот, кто хочет спасти свои деньги от инфляции — должен их инвестировать, и обязательно в бизнес, который создает ценность, решая проблемы и боли клиента.
Сейчас инфляция выше банковской ставки и жить в долг выгоднее. Жалко пенсионеров, жалко работающих людей, которые копят на пенсию — все их накопления уничтожит инфляция, если они не направлены в бизнес.
А ведь достаточно элементарных знаний о том, как устроена экономика и как работает бизнес, и это очень важно!!! Надо либо создавать бизнес, либо инвестировать в него, а без знания и опыта это невозможно или приводит к убыткам.
Руководители компаний малого и среднего бизнеса, не тех, которые «великие» IT-проекты с миллиардными капитализациями и с планами изменить этот мир, должны подумать о том, где они смогут получить дополнительные навыки, опыт и, главное — знания о том, как привлечь капитал в непубличную небольшую компанию. Всегда, во время любого кризиса, есть успешные бизнесмены, которые умудряются находить супер прибыльные ниши. Но часто именно таким бизнесменам не хватает инвестиций для масштабирования.
Еще пару лет назад об этом кричали только маргиналы и армагеддонщики, то теперь уважаемые аналитики из приличных инвестдомов пишут об этом.
Пока спрос превышает предложение. В 2024 году было 4 размещения.
США сильно зависит от иностранных инвесторов, а те начали почему-то диверсифицировать свои инвестиции, и размещаться становится все труднее. Особенно после ареста активов РФ.
Китай, кстати, не самый большой кредитор ($780 млрд) США, Япония держит облигаций США на почти $1,2 триллиона!
Пока нет никакой альтернативы облигациям США, особенно для пенсионных фондов, банков и других крупных институционалов. Просто нет больше такого эмитента, с таким масштабом и ликвидностью.
В 2022 году рубль укрепился и делать прогноз было очень просто, что все и сделали: “курс вернется назад к уровню 100 в течении года, максимум двух”. Всех теперь интересует, а что дальше? Давайте сначала посмотрим, что изменилось за эти 2 года.
Главное событие — ставка ЦБ 16% и рост в два раза с 7,5%. Это помогло переломить страх на этом уровне курса и подогрело жадность зарабатывать больше в рублях, чем в долларах. Никто уже не боится волатильности рубля до 15%. Макро тоже в норме, высокие цены на нефть и слабый рубль не дают сильно расти импорту, а геополитика мешает выводу капитала (кто хотел — вывез, но уже завозит обратно).
Государству выгодно продолжение девальвации, но под уровнем 100 наметился баланс. Пока бюджет не трещит по швам, здесь примерно и будем, с корректировкой на инфляцию. С инфляцией ЦБ пока справляется, и прекращение падения цен на ОФЗ тому подтверждение. Но борьба не только со спросом, идет рост предложения через стимулирование внутреннего производства. Реального производителя государство поддерживает льготными ставками (пром. ипотека 5% годовых, лизинг 4.5%, дотации на покупку оборудования и подключение к сетям и т. д.)
(Спойлер: пока нет никаких предпосылок).
Прогнозы аналитиков часто меняются на основании происходящих событий. Рост мирового ВВП постоянно пересматривается от 3% до 3,5% с удивленными комментариями:
— Как же так? Почему же высокие ставки на нас не влияют?
Инфляция, рост ставок и, соответственно, проблемы с долгом у государств и корпораций никак не влияют на продолжение бычьего тренда на рынке акций. Почему? Да просто фондовый рынок — не рынок реальных событий, а рынок ожиданий, и прогнозы аналитиков бесполезны и, вообще, дело неблагодарное. Рынки включают в себя всю информацию, в том числе и их ожидания, и последствия этих ожиданий.
Прогнозы — это попытка объединить прошлое, то что уже реализовалось, с будущими оценками. В кучу собраны проблемы и страхи за последние годы, но уже в несколько измененном виде, с поправкой на оптимизм. Пока на рынке полно аналитиков-скептиков и армагеддонщиков, и при этом отсутствуют реально ужасные, фундаментальные факторы, мы абсолютно и спокойны за рынок!
Когда же продавать? Этот вопрос нам задают уже почти год. А рост продолжается! Да, волатильность растет. Но волатильность — это абсолютно нормально для растущего рынка акций. Геополитика снова напоминает о себе: хорошо, что все началось и закончилось в выходные, рынки не успели испугаться.
Высокие ставки, похоже, с нами будут намного дольше, чем мы думали. Что делать в такой ситуации? Вспомнить свои цели и сохранять спокойствие. Использовать полезные советы: “выйти покурить” или погулять в парк, чтобы не продавать “на эмоциях”.
Сохранять хладнокровие легче, когда изучаешь исторические данные. Например, высокие ставки на растущем рынке акций, а также по потребительским кредитам и по ипотеке — в 80 и 90-х годах в США. Был реальный бум, несмотря на ставки, отличное время и для экономики, и для акций. Кстати, ставки были примерно на том же уровне, что и сейчас. У нас похожая ситуация — мы видим огромные инвестиции в IT и Интернет.
Надо просто знать, как действовать в условиях дорогих денег. Мы забыли об этом, привыкнув к нулевым ставкам за целое десятилетие.