rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Яндекс | Про нашу прибыль и почему она снизилась за 9 месяцев 2021 года.

Всем привет, сегодня будет пост про то, почему скорр. прибыль Яндекса снизилась год к году за 9 месяцев 2021 года.

🔎Куда смотреть в отчетности Яндекса?🔎

Вообще, у нас не очень простая отчетность (что уж говорить), много бизнесов и много разных табличек. Поэтому начнём с объяснения, где искать ключевые цифры.

Самые основные показатели (финансовые и некоторые важные операционные тоже), на которые смотрят наши институциональные (профессиональные) инвесторы мы приводим в самой первой таблице в пресс релизе (там данные за последний квартал и динамика год к году). Также с прошлого квартала мы начали делать инфографику, и обязательно продолжим это при объявлении последующих результатов.

Найти динамику показателей накопленным итогом с начала года (например, за 9 мес. 2021 года, а не только за последний квартал) можно в разделе «Консолидированные результаты» в пресс релизе – там смотрим на табличку с ключевыми фин. показателями с учётом консолидации Яндекс.Маркета (т.н. like-for-like, потому что мы консолидировали Маркет в июле 2020 года, до этого убытки Маркета не учитывались, а показатели like-for-like скорректированы на это и позволяют сравнить яблоки с яблоками – как если бы Маркет был с нами с самого начала 2020 года). Мы добавили эту табличку в приложении ниже 👇🏻. 

Так, за 9 мес. 2021 года скорректированная прибыль Яндекса снизилась на 56% до 5,4 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Теперь давайте разбираться почему.

📍Основные факторы, влияющие на динамику прибыли Яндекса📍

Разделим факторы на две группы:

1️⃣ Снижение показателя скорр. EBITDA (на 29% год к году за 9 мес. 2021 г.)

2️⃣ Финансовые показатели ниже EBITDA. Тут ключевую роль сыграл рост расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов (в 2020 году мы купили Маркет с его нематериальными активами, активно наращивали складские мощности и оборудование для нашего e-commerce бизнеса, строили дата центры и органически росли).

Со вторым пунктом всё понятно, посмотрим повнимательнее на первый – на динамику EBITDA. 🧐

Как мы уже говорили, у нас сейчас есть два стабильно генерирующих прибыль бизнеса — рекламный и такси, которые за 9 мес. 2021 заработали на 44% больше, чем в предыдущем году (то есть очень хороший, качественный рост). Благодаря тому, что эти бизнесы обеспечивают нам стабильный прирост денежного потока, у нас есть возможность ре-инвестировать его в новые, перспективные направления с большим потенциалом (в первую очередь, еком и фудтех, финтех, медиа и Яндекс.Плюс). В эти новые направления надо вложить капитал (из-за чего общая EBITDA по группе может временно сократиться), нарастить объем, чтобы потом получить позитивный эффект масштаба и постепенно выводить EBITDA новых бизнесов в положительную зону. 

❗️Когда-то и Такси было убыточным, а сейчас, благодаря постоянной работе над операционной эффективностью и оптимизацией затрат, это один из ключевых «добытчиков» для Яндекса. Наш каршеринг Драйв тоже приносил убытки, а теперь приносит положительную скор. EBITDA уже 5 кварталов подряд. И наш бизнес по доставке из ресторанов мы тоже выводили в плюс в 3 квартале 2020 года, правда потом решили дополнительно проинвестировать в развитие нового направления — доставки из ритейл магазинов.❗️

Подводя итог, все эти инвестиции нам нужны, чтобы: ✔️расширять свой целевой рынок и в целом бизнес компании с фокусом на те направления, где есть синергии с уже существующими вертикалями, и где мы можем максимально использовать наш технологический потенциал (но не во все подряд, вот в игры мы, например, не идем), ✔️поддерживать высокие темпы роста бизнеса, ✔️увеличить акционерную стоимость Яндекса.

Мы верим, что у нас получится 🙂

 Про нашу прибыль и почему она снизилась за 9 месяцев 2021 года.

★5
52 комментария
Вот это крутые посты, спасибо. Наверное первый и единственный эмитент, кто так делает.
Олег Кузьмичев, спасибо, что обратил внимание👍 Мне тоже приятно видеть Яндекс у нас
Да уж, неожиданный пост! Яндекс не разучился приятно удивлять
Напёрсточники 


avatar
Несколько раз задавал вам вопросы, ответа так и не получил ни на один из них.

1) Почему вы выдаёте себя за второй Google, но зарплаты программистов ниже рыночных даже по меркам Москвы?
2) Почему вместо финансовых вознаграждений программистов вы рассказываете сказки о том, что работа в вашей фирме — это работа для  улучшения мира?
3) Чем вы объясните ваши обвиния в зарплатных сговорах, цель которых — искусственное удержание зарплат программистов ниже рыночного значения? Лично слышал от людей, близких к руководству других фирм о том, как те с вами договаривались.
3) Этично ли для вас нанимать реальных и потенциальных преступников в такси-агрегатор и ни за что не отвечать?
4) Прокомментируйте слухи о том, что информация о переводах яндек-денег, которую совершают обычные законопослушные граждане, сливается спецслужбам.
5) Прокомментируйте рассказ о том, как в одном городе такси в среднем стоило 70 рублей, после чего с помощью демпинга и доплаты водителям вы снизили цены до 40 рублей, а после разорения таксопарков подняли цены до 150 рублей. Числа примерные, но смысл понятен. Чем вы это объясните?
6) Этично ли нанимать зарубежных граждан с купленными медкнижками для доставки еды? Отдаёт ли ваша организация себе отсчёт о том вреде, который могут получить люди?
7) С одной стороны, вы активно поддерживаете «линию партии», что заметно по материалу, который выставлен в новостной ленте. С другой, вы почему-то предпочли находиться в голландской юрисдикции. Чем вы это объясните?
avatar
V.V., не путаете смартлаб с хедхантером? Такие вопросы задаете, что я думаю, вряд ли компания станет на них отвечать. Все-таки Яндекс у нас представлен как объект для инвестиций, а не как работодатель, например.
Тимофей Мартынов, мы иногда смартлаб с pornohub путаем.
avatar
V.V., а зачем мед книжка для доставки еды? первый раз слышу
avatar
V.V., иди на хабр со своими портянками. 
avatar
V.V., яндекс-деньги уже не их тема. Слили их сберу. Теперь это юмани.

В остальном, вопросы интересные.
Я бы добавил свой:


Когда Яндекс начнет платить дивиденды?
avatar
V.V., у гугла тоже довольно нищенские предложения,
но не думаю что стоит здесь обсуждать вакансии
avatar
V.V., вместо того чтобы задавать глупые вопросы, не пора ли отказаться от навязчивых сервисов Яндекса в пользу других организаций
avatar
Не пользуюсь.
Сужу по их качеству по словам тех, кто пользуется.
Только в «маркете» цены иногда сверяю.
avatar
Ништяк, покупаю ваши акции со времен домашнего ареста Кальви, т.е. <2тыс
❗️Когда-то и Такси было убыточным, а сейчас один из ключевых «добытчиков» для Яндекса.

У меня есть опасения некоторые на этот счет. 
Яндексу удалось занять почти монопольное положение на рынке такси, и со временем это дало возможность поднять цены и выйти в плюс.

На рынке е-коммерса конкуренция гораздо более жестокая, Яндекс даже не является лидером, поэтому тут есть сомнения, что бизнес-модель Яндекс-Маркета, отягощенная дорогостоящей логистикой, сможет приносить хорошую прибыль
Тимофей Мартынов, Не цены поднять, а комиссии. Тимофей, не путайте. Цены только падают из года в год.
avatar
Пузыревский Александр, отнють. отвечаю за время до пандемии и поле цены вырасли процентов на 30-50.
чисто такси эконом
Константин Дубровин, я точно знаю, что 5 лет назад я с ул. Тельмана в Питере до метро Дыбенко меньше, чем за сотку на Яндексе доехать не мог, а вчера доехал за 54 р. Точно знаю, что со стрелки Васильевского острова до метро Новочеркасская меньше, чем за 450-500 было не доехать, а сегодня Яндекс предложил мне доехать за 200. И, кстати, это я ещё инфляцию не учел. Так-то за 5 лет бензин процентов на 30 подорожал. А поездки только дешевеют. Так что не понимаю о чем вы. Если вы о ценах в утренние и вечерние часы пик, то это немного другая история
avatar
Пузыревский Александр, посчитал у себя, с прошлого года +27% к цене. Маршрут примерно одинаковый, ≈180 поездок в год. Цена точно увеличилась. Я езжу на комфорте.
avatar
Aneto, считаете 2021 по отношению к 2020? Конечно увеличилась. В 2020 в разгар пандемии вообще мало кто куда ездил. Ценник упал ниже плинтуса на поездки даже в часы пик. Да и оставшая часть 2020 года прошла под знаком низкого спроса. В общем если сравнивать эти года, то да, есть небольшое увеличение цен. Но я отталкивался от того, что речь в статье об убыточности такси и высоких ценах идёт всё же про период становления сервиса, т.е. где-то то 2018 года, когда цены были явно выше нынешних, но при этом количество поездок в сервисе было пропорционально меньше и комиссии были сильно ниже.
Вот буквально сейчас сделал скриншот. Смотрите цену и скажите — могли ли вы года 3-5 назад по такой цене прокатиться в Яндексе? Расстояние 3 км.
 cloud.mail.ru/public/VoPG/fvgDcNSwu
avatar
Пузыревский Александр, ну в 2019 у меня было в 4 раза меньше поездок и маршруты другие, но по километражу отличается на 0,5 км от среднего, там +17% на 2020 год. В 2018 на такси особо не ездил, если ток в аэропорт, так что статистика не репрезентативная.

Инфляция общая за этот промежуток меньше, так что средний чек в моем случае увеличился. Сейчас в Челябинске комфорт меньше 250 ₽ на 8 км не найти. В Ситимодуле обычно 200-220₽ тот же маршрут, но ждать ≈7-10 минут подачи.
avatar
Aneto, вы меня прям удивили. Пандемийный 2020 в Челябинске на 17% выше, чем 2019. Поразительно просто. В Питере все так же, только наоборот 
avatar
Пузыревский Александр, может в вашем районе просто таксистов много, по-другому не могу это объяснить.
avatar
Пузыревский Александр, вот тоже самое да наоборот, СПБ-Московский район 1.5км год назад стоили 50-70р, теперь в среднем это 150, а когда и 350р. Мягко говоря оборзели со своими ценниками. До поликлиники ездил за 90-100р ровно год назад, сейчас 200 если повезет, а ехать в среднем 7 минут. Я уже молчу про такси до аэропорта к примеру от метро Звездная или Московское, ехать минут 10, ценник 600+900, а год назад и за 300 мог уехать.
avatar
DJ, ну хрен знает где вы такие цены находите. Вот прям щас ткнул на две случайные точки в московском районе. Результат — cloud.mail.ru/public/Nvuc/BstdQAra2 
avatar
Пузыревский Александр, хрен знает это где вы берете (отвечаю как вы выразились), прям сейчас открыл ткнул 10 минут езды эконом 183р до поликлиники.

avatar
DJ, те же адреса прямо сейчас -https://cloud.mail.ru/public/9GQa/9fJd46iGC
33 р. на экономе. Это ваще пздц
avatar
Пузыревский Александр, признавайтесь откуда у вас такие эксклюзивные ценники)))? У моей жены открыл сейчас на телефоне, то же самое что и у меня.
avatar
DJ, да вроде я ничем не отличаюсь от обычного человека)) так что не знаю чем это объяснить.
avatar
DJ, это у Яндекса надо спросить что у них за система. Вот в топике они об этом не рассказывают. Нейросети… Что тут добавить?
avatar
Пузыревский Александр, согласен, но я прям только что опять обновил, и у меня 185 + эконом…
avatar
DJ, в аэропорт в 2014-2017 годах ценник был в Яндексе фиксированный — 1000 руб. из любой точки города. Хоть с Пулковского шоссе  Потом фикс убрали. И в аэропорт даже с северных районов щас реально доехать рублей за 700. От метро Московская — примерно 300-400, если не в час пик. Прямо сейчас — 352 р. В час пик может быть и 800. Так что не разделяю ваше мнение. cloud.mail.ru/public/vpHQ/SJaxtYnfE
cloud.mail.ru/public/nuds/JJyZJfSqA 
avatar
Пузыревский Александр, Раз на раз не приходится, могут и скидку влепить на 5 минут и уехать более менее за не дорого, а можно пару часов прождать и уехать в итоге за космический ценник (проверено моей тещей), как-то засиделась и все пробовала подешевле уехать, увы.
avatar
Тимофей Мартынов, они ж сказали, что готовывливать деньги в экомерс до тех пор пока конкуренты не вымрут.
Пу сути у ленты магнита х5 и даже валбереса нет неограниченной кэш подушки от поисковой рекламы... 
к кого не удастся задавить — потом купят.
Финансовые показатели ниже EBITDA. Тут ключевую роль сыграл рост расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов (в 2020 году мы купили Маркет с его нематериальными активами, активно наращивали складские мощности и оборудование для нашего e-commerce бизнеса, строили дата центры и органически росли).
Вы даже не можете объяснить снижение прибыли. По знакомству работаете в Яндексе?
Рост активов происходит как правило всегда. Дата-центры не каждый год вводятся после строительства.  Включение стоимости приобретенных активов в цену товаров, работ и услуг повлияло на снижение прибыли! Расскажите это на собрании акционеров.
Да хорош лишнюю информацию разводить.

Конкретный вопрос СКОЛЬКО дадут дивидендов ? 
avatar
Skifan, этот вопрос — это троллинг?)
Алексей, а вдруг проговорятся )) 
avatar
Skifan,

Вы неправильно задаёте вопрос.

Вопрос

Когда у Яндекса закончатся деньги?

Ответ

Когда выкупят долю у Uber. Потом надо или занимать или делать допку
avatar
Skifan, А мне их дивы нафиг не нужны, пусть быстрее развиваются, занимают рынок. Для дивов в портфеле есть другие бумаги.
Маркиз Лафайет, ага, лучше пусть сделают байбэк.
avatar
прорыва нет, надо брать крипту за услуги или выпустить свой коин, а по сути  просто мигрантов наняли и заставили за копейки работать, вот все и преимущество,
Поездки Яндекс Такси в Питере на короткие расстояния раза в 2 подорожали за год.
Поясните в табличке что значит чистый убыток в скобках ( 3908) — это типо прибыль? 
Константин Дубровин, в фин. отчётности значение в скобках говорит об отрицательном значении. В данном случае убыток в 3,9 млрд рублей за квартал 2021, по сравнению с прибылью 21,7 в том же квартале 2020 года.
avatar
 И расскажите как развивается Яндекс-банк, есть сроки запуска?
понятно только, что выручка растёт, фин. рез-ты… непонятно, комментарии несерьёзные
avatar
Кормовая база оскудела.
avatar
 Это конечно всё хорошо, но какие перспективы роста? Монополии не будет, есть Деливери, есть СитиМобил, ДиДи, маркетплейсов море. 
Прочитал с удовольствием. Так держать! VK до вас как пешком до Луны.
avatar

теги блога Яндекс

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн