rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании OR GROUP | Почему популярны и для кого подходят сделки SPAC?

SPAC как инструмент привлечения инвестиций известен фондовому рынку уже более 30 лет, однако только недавно он приобрел особую популярность и актуальность, причем не только на зарубежных рынках, но и в России. Так, в начале сентября OR GROUP объявила о планах привлечь акционерный капитал в микрокредитную компанию «Арифметика» через M&A сделку с публичной компанией Navigator Acquisition Corp., акции которой торгуются на Фондовой Бирже Торонто. В статье, которая выходила на Смарталабе, Антон Титов, основной акционер OR GROUP, рассказывал о том, зачем эта сделка нужна компании. Ранее «Мегафон» заявлял о планах вывести на американскую биржу дочернюю компанию «Первая башенная компания» через слияние со SPAC. Какие причины роста популярности таких сделок? Какие компании используют инструмент? И какие перспективы у SPAC на российском рынке?


Немного статистики


Согласно данным EY, в первом полугодии 2021 г. объем глобальных сделок SPAC IPO уже превысил рекордные показатели всего 2020 года. Львиная доля SPAC-сделок пока приходится на США, в Европе такой инструмент также набирает популярность. В США в первом полугодии было проведено 379 SPAC IPO, рост по отношению к 2020 году — 872%, объем привлеченных средств составил 114.3 млрд долларов, что на 846% больше показателей прошлого года. Количество сделок SPAC IPO составило 62% от общего объема сделок IPO; в денежном выражении на них пришлось 56% от общего объема привлеченных средств в ходе IPO.

Причины популярности и преимущества

Пандемия COVID-19 привела к росту уровня неопределенности на финансовых рынках. У эмитентов не было уверенности, что в ходе IPO будет возможность привлечь необходимый объем денежных средств. В таких условиях на первый план вышли альтернативные инструменты, позволяющие сократить сроки выхода на биржу и гарантирующие результат, такие как SPAC.

Среди преимуществ для частных компаний стоит отметить следующие:

  • Уверенность

Во время классического IPO стоимость акций компаний не имеет фиксированного значения и зависит от настроения инвесторов и рынка значительно больше, чем от качества самого бизнеса. Таким образом, компания не обладает представлением о своей оценке вплоть до дня IPO. Причем в текущей ситуации высокой неопределенности предсказать стоимость акций становится еще более сложной задачей.

Более того, стоимость классического IPO определяют инвестбанкиры, которые стараются максимально точно оценить компанию с точки зрения инвесторов. Эта оценка редко бывает идеальной: если инвестбанк оценил компанию в $10 за акцию, а после IPO цена выросла до $15 — это говорит о неверной оценке и недополученных стартапом деньгах.

SPAC позволяет исключить эту ценовую неопределённость и получить контроль над ценой размещения, несмотря на расходы и плату спонсору, хотя в теории при классическом IPO можно получить большее финансирование в случае благоприятной ситуации на рынке.

  • Сроки

Традиционное IPO может занять годы, что опять же мало приемлемо в условиях высокой волатильности. Процесс слияния через SPAC значительно быстрее и занимает 3-4 месяца, по данным PwC, что безусловно выглядит привлекательно для компаний, нацеленных выйти на биржу.

Однако это не значит, что компании нужно меньше готовиться. SPAC-сделка становится некоторым вызовом для бизнеса: нужно в столь сжатые сроки подготовить все те же необходимые для размещения документы, что и при классическом IPO, — финансовую отчётность, проверку регулятором и налоговым органом, соответствие технологиям и кибербезопасности.

  • Экспертиза

Стратегически-ориентированные SPAC предоставляют опыт и знания спонсора как аргумент в свою пользу, от чего выигрывает компания. Например, организация, производящая электромобили, может счесть более привлекательным SPAC, спонсор которого обладает экспертизой в таком бизнесе, особенно если он имеет планы занять место в совете директоров и продолжить работу с менеджментом компании после размещения.

Таким образом, стратегический SPAC служит той же цели, что и венчурный капитал для стартапов: компания получает выгоду не только и не столько от самого финансирования, сколько от экспертизы инвестора.

Для кого подходит?

В целом сложно выделить конкретный сектор компаний, которые пользуются SPAC или для которых такие сделки лучше всего подходят. Однако, если посмотреть на сделки SPAC за последние полтора года, то к такому инструменту, как правило, прибегают компании и стартапы, работающие на перспективных, высокотехнологичных рынках. Например, сфера цифровой медицины, мобильные технологии, производство электрокаров, а также финансовый сектор.

Есть ли перспективы на российском рынке?

Сделки SPAC вряд ли когда-либо полностью заместят IPO. Для разных вариантов инвестиций есть разные инструменты. Многие крупные компании все-таки будут предпочитать выходить напрямую на рынок публичных заимствований. Тем не менее SPAC можно считать новым этапом в развитии финансового рынка, поскольку этот инструмент предлагает молодым, перспективным компаниям возможность привлечь инвестиции здесь и сейчас, даже если у них нет необходимых временных и финансовых ресурсов для проведения успешного IPO.

Можно предположить, что тренд дойдет и до российского рынка, поскольку у нас также появляется много высокотехнологичных игроков в перспективных отраслях. На данный момент на российских биржах не существует компаний-оболочек, власти только изучают возможность допуска на биржу SPAC-компаний, что следует из проекта «Дорожной карты по формированию и развитию механизмов инвестиционного развития РФ». Если новый механизм инвестирования будет признан целесообразным, концепция SPAC-компаний может быть вписана в российское законодательство в четвертом квартале 2022 года.

Материал подготовлен на основе статьи, которая вышла на портале Инвест-Форсайт. Читать полную версию статьи: 
www.if24.ru/spac-kak-alternativa-ipo/

4 комментария
Я бы добавил хоть один абзац о том что такое этот SPAC

avatar
master114, добрый день. Спасибо вам за комментарий. SPAC — Special-purpose acquisition company (специализированная компания по целевым слияниям и поглощениям) — компания, созданная специально для слияния с другой частной компанией, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. Применяется при сделках, осуществляемых в США. SPAC позволяют розничным инвесторам осуществлять прямые инвестиции в перспективные компании, в том числе и с использованием заемных средств. SPAC— это альтернатива IPO для стартапов и компаний малой и средней капитализации.
avatar
www.youtube.com/playlist?list=PLB7OzwHg4RQcaROWZUY8szKSyw04gNDwN вот тут ряд горячих интересных SPAC которые сейчас на рынке актуальны
avatar
Добрый день. По мне вы в край обурели. 
ОРГрупп1Р4 3.2 14.4% 94.09


Вот так торгуются ваши облиги, сегодня пытайтесь разместить еще так как денег нет.

Во сколько раз сложилась акция после наипо сами посчитайте. 

Бежать надо от вас !!!
 
avatar

теги блога OR Group

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн