С начала 21 века более половины ежегодного прироста спроса на нефть в мире обеспечивает Китай. В 2024 г. в КНР наблюдается первое с 1990 г. снижение спроса на черное золото (без учета спада в 2022 г. из-за пандемии). По данным
Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка за 9 мес. 2024 г. импорт нефти в Поднебесную упал на 2,8% г/г до 412 млн т. Причины слабой динамики спроса заключаются не только в замедлении экономического роста в Китае, но и в активной электрификации транспорта. В сентябре доля электромобилей в общих продажах автотранспорта превысила 51%. Объем проданных электромобилей составил 1,3 млн шт. (+42% г/г), что привело к падению спроса на бензин и дизель в Китае летом 2024 г. на 1% г/г (-200 тыс. барр./cут. ) и стало толчком для снижения цен на нефть в мире. Тем не менее замедление спроса и падение импорта нефти не оказали влияние на российский экспорт в Китай, который в январе-сентябре 2024 г. вырос до 80,6 млн т (+1% г/г).
Вместе с этим, по информации
Центра ценовых индексов К (ЦЦИ), российская нефть ESPO впервые с 2022 г. торгуется в Китае с премией — $0,7 за баррель к эталону Dubai. Такое решение связано с высоким спросом со стороны китайских нефтеперерабатывающих заводов. ESPO является наиболее востребованным российским сортом в Китае благодаря высокому качеству и короткому транспортному плечу, а также снижением поставок в Китай арктических российских сортов и сокращением закупок иранской нефти. Ранее нефть продавалась с дисконтом, но в конце октября премия вернулась. C учетом прогноза о сокращении спроса в Китае, вызванного плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов, сложно говорить об устойчивости такого тренда, отмечают эксперты ЦЦИ. Принимая во внимание заявления нового президента США относительно введения пошлин на импорт нефти, не исключено, что в будущем Саудовской Аравии придется диверсифицировать поставки в том числе и на рынки Азии.
Подписывайтесь на блог Газпромбанка!