Полный аналитический обзор читайте на сайте банка ЦентроКредит:
www.ccb.ru/services/analytics/blog/tematicheskie-obzory/alyuminiy-zelyenoe-budushchee/?-utm_source=smartlab&utm_campaign=analytics&utm_content=8-07-21
Рост спроса на экологически чистый алюминий обострил споры в области парадокса, заложенного в его основе: с одной стороны, алюминий является ключевым сырьем, необходимым для производства технологий декарбонизации, с другой стороны, его производство является достаточно углеродоемким и производит 2% глобальных выбросов. Тогда, как обеспечить достаточное количество алюминия для эффективной декарбонизации, сведя к минимуму воздействия на климат?
Разрешение данного парадокса заключается в изменениях технологий производства алюминия в сторону экологически чистого. «Зеленый переход», на наш взгляд, требует декарбонизации поставок алюминия, что в свою очередь, требует инвестиций и более высоких затрат алюминиевых заводов.
Отсюда, государственные политики должны стимулировать производителей и инвесторов изменить производственные технологии. Например, как Китай, ограничить производство угля, тем самым создав дефицит алюминия, который, в свою очередь, простимулирует производителей модернизировать технологии производства в сторону экологически чистых. В 2017 году Пекин ввел ограничение на плавильную мощность в 45 млн тонн наряду со строгими правилами замены старых мощностей на новые. Еще одним вариантом является включение цены на углерод в структуру затрат производителей, как это осуществляется в Европе. Таким образом, наиболее загрязняющие технологии становятся неконкурентоспособными на мировой арене. Такой подход позволяет постепенно изменить производственные технологии, не изменяя цен. Также стимулом может выступать, например, генерация «зеленой маржи». Она образуется в тех случаях, когда производителей обязывают платить углеродный сбор за выбросы углерода и в дальнейшем конкурировать с обезуглероженными аналогами, которые используют более дешевые методы производства. Стоит отметить, что для процесса модернизации производства необходим капитал, однако инвестиционная политика экологического, социального и корпоративного управления избегает углеродоемкого товарного производства.
Более того, для потенциальных инвесторов присутствует риск, касаемо проводимой политики в области климата, показателей выбросов и неопределенность в отношении будущих доходов, что также оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций. Отсюда, можно предположить, что рост предложения резко замедлится в середине десятилетия. Несмотря на то, что алюминиевый завод имеет более короткие сроки строительства, чем, к примеру, медный рудник, временные задержки, вероятнее всего, приведут к самому низкому уровню роста мировых поставок первичного металла за 40 лет в первой половине 2020-х годов. Спрос и потребление экологических металлов будут расти, что, согласно нашим предположениям, приведет к дефициту алюминия, который составит 3 млн тонн к концу 2023 года и 9 млн тонн к середине десятилетия.
Отсюда, мы предполагаем, что цены на алюминий в среднем должны составить 2450 долларов за тонну в 2021 году, 2900 долларов за тонну в 2022 году, 3250 долларов за тонну в 2023 году и достигнут устойчивого состояния в середине десятилетия – 3400 долларов за тонну в 2024 году и 3500 долларов за тонну в 2025 году.
Зеленый переход, несомненно, является одним из ключевых сдвигов в производстве промышленных товаров в 2020-х годах. За последние 12 месяцев произошел значительный сдвиг в сторону обязательств по целевым показателям выбросов со стороны крупнейших мировых эмитентов, таких как, Китай, США и ЕС. Страны сосредоточены на решении проблемы изменения климата и планируют значительно сократить выбросы парниковых газов в атмосферу. Переход на зеленые технологии, в свою очередь, требует большого количества металлов.
Отсюда, мы ожидаем, что спрос ветроэнергетики на алюминий, вероятно, будет возрастать на 7% ежегодно в течение следующего десятилетия. Также, на долю солнечной энергетики, предположительно, будет приходиться 20% спроса на зеленый алюминий. Это должно произойти в силу того, что потребление энергии растет и, вероятно, продолжит увеличиваться в течение 30 последующих лет, однако странам необходимо снижать выбросы. Отсюда, переход к более экологичному энергоснабжению неизбежен. Вследствие этого, мы предполагаем, что спрос на алюминий для солнечных и ветровых установок продолжит расти, так как он лежит в основе их конструкций и именно на них приходится 90% спроса на возобновляемые источники энергии.
Электромобили также станут двигателями спроса на зеленый алюминий. Их годовой объем спроса, предположительно, будет составлять 12 млн тонн алюминия к 2030 году и, согласно нашим прогнозам, будет расти на 20% ежегодно в течение оставшейся части десятилетия. Данный сектор экономики демонстрирует непрерывное расширение на фоне растущей поддержки со стороны правительств. Аналитики оценивают значительный рост проникновения электромобилей в Европу – до 70% к 2030 году и до 40% в США. Вместе с расширением рынка, растет и спрос на алюминий, на их долю приходится 65% всего спроса.
Подводя итог, сочетание ограничения производственных мощностей в Китае, которое, возможно, будет достигнуто в этом году, отсутствие существенного увеличения производственных мощностей за пределами Китая с 2022 года и динамика усиленного зеленого спроса обеспечат наличие и рост дефицита алюминия, что также окажет влияние и на рост его цен.