Ниже ключевые моменты онлайн-выступлений перед инвесторами Натальи Загвоздиной, директора по корпоративным финансам и связям с инвесторами X5 Retail Group, и Альберта Аветикова, директора по связям с инвесторами «Магнит».
Российский рынок продуктовой торговли занимаем седьмое место по размерам во всем мире. Если бы не кризис 2014-2015 года, в долларовом исчислении он бы показал гораздо больший рост, чем мы сейчас имеем.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Самый емкий сегмент рынка – это дискаунтеры и традиционная розница. Далее из современных форматов торговли следуют супермаркеты, потом – гипермаркеты. Онлайн-торговля сейчас составляет очень небольшую долю всего рынка: по результатам 2019 года, ее оборот составляет всего 2 млрд руб. по сравнению с 16 трлн руб., которые россияне в целом тратят ежегодно в продуктовой рознице. Но по темпу роста онлайн – самый привлекательный сегмент.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Та ситуация, с которой мы столкнулись в этом году, несомненно, выходит за рамки стандартных финансовых кризисов и потребовала от нас нестандартных действий. В марте мы столкнулись с несколькими волнами экстраординарного спроса со стороны покупателей. Первая волна была вызвана девальвацией рубля и привела к ажиотажному спросу на отдельные категории, в первую очередь, импортных товаров. Вторая волна пришла через неделю и была вызвана ожиданиями различных ограничительных мер, связанных с коронавирусом. В этот период перед нами стояли две главные задачи: обеспечение безопасности покупателей и обеспечение спроса. Последнее потребовало от нас увеличить объемы поставок, мощности наших распределительных центров, нанять временный дополнительный персонал в магазинах и в распределительном центре. На обеспечение мер безопасности мы потратили за короткое время – в течение марта – около 1 млрд руб. дополнительных расходов, связанных с коронавирусом.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Говоря о бизнесе Х5 Retail Group, у нас двузначный рост темпов выручки и более 7 млн м2 торговых площадей. Темпы роста выручки складываются из открытия новых магазинов (но их количество мы в последние годы сокращаем) и из прироста продаж сопоставимых магазинов. Уже много лет у нас этот показатель положительный. Соотношения чистого долга к EBITDA у нас остается неизменным и даже снижается. После первого квартала 2020 года долг составил 1,5х к EBITDA – это невысокая нагрузка на компанию, растущую так быстро.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Первый квартал «Магнит» закрыл с высокими сопоставимыми продажами, их объем составил 7,8%, выручка выросла на 18,5%, за первые несколько месяцев 2020 года улучшились все цифровые показатели, такие как EBITDA и чистая прибыль.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Последние несколько лет компания фиксировала отток покупателей, и это требовало серьезных, срочных и качественных мер, связанных с улучшением бизнес-процессов в компании и магазинах. Основные изменения, которые компания проводила еще с 2019 года, повлияли на наши результаты в 3-4 квартале 2019 года. Те результаты, которые рынок увидел в первом квартале (мы продолжаем видеть этот тренд в апреле и в мае) не являются просто последствиями экстраординарного спроса из-за коронавируса, а являются свидетельством того, что клиенты видят качественные изменения, которые мы пытаемся реализовать в своих магазинах.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Наша дивидендная политика ограничивает нас только уровнем долга. По 2019 году мы выплачивали до 100% чистой прибыли, что говорит о том, что компания уверенно себя чувствует, чтобы делиться своими достижениями с акционерами. 29 мая мы выплатим 30 млрд руб. нашим акционерам, дивидендная доходность составит 5%. Мы продолжим это делать и увеличивать дивидендную доходность с темпами выручки. Абсолютный дивиденд должен с каждым разом увеличиваться. Общий дивиденд растет примерно с тем же темпом, с которым растет и выручка.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Здоровый бизнес должен распределять прибыль среди акционеров. Мы считаем, что «Магнит» имеет такую возможность. Это показала история дивидендных выплат компании, и сейчас у нас нет предпосылок предполагать, что текущая ситуация как-либо изменится.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Инвесторы часто спрашивают нас, имеем ли мы какую-нибудь четкую цель, к которой стремимся. Если говорить о долгосрочных целях, мы не видим факторов, которые бы нас ограничивали в том, чтобы занять через 9 лет 20% российского рынка (сейчас 11,5%). Как мы достигнем такого уровня? У нас есть стратегия, которая включает три ключевых направления: (1) усиление текущего бизнеса, потому что именно там генерируются денежные потоки; (2) цифровая трансформация: мы достаточно уже в этом продвинуты, у нас есть надежная IT-инфраструктура, единственное, что мы можем доработать, – это client value management – оценка доходности каждого клиента для ритейлера в течение всей жизни; (3) переход в ритейл следующего поколения, где потребитель хочет видеть омниканальное предложение, где потребитель хочет экспресс-доставку.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Мы хотим входить в топ-3 по бизнесам, которые развиваем. В электронной коммерции продуктов питания мы уже первые. Мы видим большой потенциал в развитии экспресс-доставки. Маркет-плейсы, безусловно, будут развиваться и оставаться достаточно ощутимой долей рынка, но сервисы экспресс-доставки, где работает «Самокат», «Яндекс.Лавка», дадут больший потенциал.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Мы будем смотреть и на возможности открытия новых магазинов, и на возможности приобретений среднего и малого размера сетей в регионах. Компания должна открывать новые квадратные метры и наращивать свою долю на рынке как магазинами, так и качественным предложением для покупателей. Но все эти пункты должны сопровождаться ростом доходности наших инвестиций. Новые квадратные метры должны приходить с соответствующей рентабельностью и соответствующей доходностью на вложенный капитал. Тогда, когда мы будем убеждены в том, что можем достигать этих таргетируемых показателей, мы, безусловно, нажмем на газ. Эти качественные улучшения должны продемонстрироваться и дать результат уже сейчас.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Возникновение онлайн-формата зависит от двух вещей: от готовности потребителя и от готовности технологий. Даже для тех, у кого раньше покупка чего-либо онлайн не была частью ежедневной активности, сейчас это стало очень естественно, большое количество потребителей были вынуждены это попробовать.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
В экспресс-доставке мы сейчас далеки до того, чтобы эти операции были прибыльные. Любой из новых бизнесов для Х5 – экспресс-доставка или perekrestok.ru - он должен стать EBITDA profitable на третий год после запуска. Рerekrestok.ru должен стать таким в 2021 году, экспресс-доставка – в 2022-2023-м.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Сейчас много разговоров и рассуждений на тему развития доставки, все они вызваны резким ростом онлайн-продаж во время пандемии. Я не думаю, что мы должны предпринимать срочные шаги, чтобы удовлетворить спрос сейчас, мы должны более системно смотреть на этот рынок. Мы на сегодня отстаем от основных конкурентов, так как у нас нет собственного канала онлайн-продаж, но мы не считаем, что опаздываем. Мы делаем быстрые шаги, чтобы получить больше знаний об этом рынке, и в определенное время надеемся найти решение, как можно оперировать в этой нише с приемлемым уровнем доходности. Наши конкурентные преимущества, которые нам в будущем позволят выйти на рынок с интересным решением, – это диверсифицированная сеть магазинов по всей стране, крупнейший в стране транспортный парк крупнотоннажных грузовиков, наша сила с точки зрения ценовых преимуществ перед другими ритейлерами в части объемов, которые мы покупаем у поставщиков, и последнее – команда профессионалов, которая должна обеспечить прорыв в области онлайн-продаж.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Сейчас мы заметили изменившийся тренд в наших продажах: если в предыдущие месяцы мы видели сильный рост трафика покупателей в наших торговых точках, то сейчас продажи обеспечиваются в основном ростом корзины – среднего числа товаров, который потребитель приобретает за одну покупку. Покупатели стали ходить в магазины реже, но покупать за раз – больше. Потребители пока не переключаются на более дешевые альтернативы. Это то, чего боялся рынок. Мы видим небольшое усиление инфляции по сравнению с предыдущими месяцами, но повышение цен незначительное и не превышает уровень официальной инфляции Росстата.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Мы очень аккуратны сейчас в вопросе повышения цен. Мы понимаем, что потребитель будет в этом году нелегко, и сделаем все, чтобы остаться на его стороне. Значит ли это, что у нас должна упасть маржинальность? Нет. Вся стратегия по цифровой трансформации нацелена на то, чтобы повысить эффективность без ущерба рентабельности.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
Мы смотрим во второе полугодие 2020 года с большой осторожностью. В моменте мы не видим негативных изменений и trading down. Мы заметили, что потребители сейчас не сократили, а увеличили свою корзину, что они стали покупать более качественные продукты. Люди ходят в магазины реже, но покупают гораздо больше. Что будет дальше – посмотрим. Нефть не так плоха, рубль – тоже, и за это спасибо бюджетному правилу. Возможно, и не будет чего-то очень драматичного. Когда ВВП падает (а мы еще не знаем, насколько реально он упадет), реальные доходы населения отвязаться от него не могут и тоже будут сокращаться. Тогда мы увидим trading down.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
В этом году мы откроем на 20% меньше новых магазинов от плана. Если мы понимаем, что доходы населения будут падать, то спешить с открытием новых магазинов не нужно. Мы понимаем, что это не тот сегмент, где произойдет взрывной рост. Будут ли нужны новые магазины у дома, несмотря на переход в онлайн? Да. Именно они сейчас показывают большой спрос, они покупателю нужны. Во всем мире формат магазинов у дома показывают свою состоятельность и релевантность.
Наталья Загвоздина (X5 Retail Group)
В настоящее время уже происходит нормализация потребительского спроса. В марте он был смещен на товары долгого хранения, в апреле – на свежие продукты. В июне процесс нормализации спроса, как мы ожидаем, только укрепится. Риск сокращения покупательской способности потребителей исключать не следует, к нему нужно быть готовым. Мы позитивно смотрим на наши способности адекватно на это ответить и готовы предложить покупателям доступные цены на широкий ассортимент во всех регионах.
Альберт Аветиков («Магнит»)
В этом году мы планировали закрывать нерентабельные магазины по каждому нашему формату и открывать новые, но в меньших масштабах по сравнению с прошлыми годами. Главный KPI, который стоял на этот год, – это улучшение качественных и финансовых показателей магазинов, которые должны привести к росту доходности наших инвестиций. Пандемия внесла определенные коррективы в наши планы: в ситуации естественных ограничений на передвижение в большинстве регионов мы не могли эффективно продолжать открытия новых магазинов и редизайн существующих. Поэтому сейчас мы пересматриваем планы на этот год. Но уже понятно, что новых магазинов в этом году мы откроем меньше, чем изначально планировали.
Альберт Аветиков («Магнит»)
Виктор Дима, старший аналитик по потребительскому сектору «АТОН».
Информация о предстоящих онлайн-дискуссиях доступна на сайте и страницах «АТОН» в социальных сетях.
Подписывайтесь на наш блог! Здесь аналитики, управляющие и трейдеры компании «АТОН» делятся своими инвестиционными идеями и мнением относительно важных новостей.
Читайте нас в удобном формате: в Telegram, Facebook, Instagram.