Рецензии на книги

Рецензии на книги | Детство человека и детство цивилизации

Суббота. Я нетрезв, надо что-то написать в свой блог.

Недавно на одном частном мероприятии я повстречал одноклассницу. Тысячи километров, десятки лет и бац — одноклассница!
Наши малые веселились на мероприятии, а мы ходили кругами и вспоминали, какое было у нас детство и обсуждали то, что у нас сейчас. Уверительно, но нас привело к этой общей точке множество общих фактов. Мы в разных ситуациях принимали одни и те же решения, имели схожий поход к развитию. Время расставило все на свои места. Если ты долго-долго что-то делаешь правильно, то в конечном итоге получишь определённый результат. Проиллюстрирую воспоминания об атмосфере нашего общения хорошей песней и перейду к сути.

Недавно я прочитал замечательную книгу известного историка, специалиста по древнему миру Джерри Тонера  «Как управлять рабами». Книга написана в соавторстве с Фалксом Марком Сидонием патрицием, внуком консула и сына сенатора Рима, владельца многих сотен рабов. Книга мне показалась интересной и потому я решил рассказать о ней в своем личном блоге. Я выберу случайно пять отрывков и поясню, чем они оказались интересными для меня.

👉После общения с образованным варваром Сидоний рефлексирует: «Можете себе представить? Общество без рабов! Слыхано ли дело? Как же оно функционирует? Кто же выполняет грязную тяжелую работу, недостойную даже самого низкорожденного свободного человека? И что делать с захваченными в плен во время войны? Как вообще продемонстрировать окружающим свое благополучие? В голове моей роились все эти вопросы, но гнев мой пошел на убыль.» 
Интересен этот текст тем, что далее в книге приводится отсылка к апостолу Павлу. Павел отослал беглого раба своему хозяину. Эта новозаветная история много лет использовалась для идеологического обоснования правильности владения рабами при христианстве. Корень возникновения Прав человека и основанной на этом Праве идеологии — современной цивилизации вовсе не христианский, а варварский. 

👉 «Выращивание рабов дело дорогостоящее и хлопотное. [...] Не покупайте слишком много рабов из одной среды. [...] Случайно ставших рабами лучше не покупать. [...] Работорговцы самый недобросовестный народ. вопросы. Не принимайте ничего из того, что говорит работорговец, за чистую монету. [...] После того как вы, соблюдая все предосторожности, выбрали раба и договорились о цене, обязательно получите на руки контракт. [...] Обязательно возьмите письменную гарантию от продавца относительно качеств раба.»
В общем, как и сейчас, при формировании коллектива лучше отдавать предпочтение сложившимся специалистам, а не только начинающим работникам. Сидоний говорит, что однозначно коллективы рабов с разнообразной культурой и психологией работаю лучше. Он приводит множество примеров этого. Однородный коллектив лишен внутренней силы и спевшиеся друг с другом рабы будут вместо работы совместно отлынивать прикрывая друг-друга.

👉Я примерно прикинул, один Римский сестерций это 2 Евро. В книге есть цены древнего Рима:
— Самый дорогой купленный раб о котором знает Сидоний — грамматик Дафнис по цене 750 тыс. сестерциев (1,5 млн. Евро).
— После штурма города, в котором учавствовал автор, примерно половина пленных (14 тыс. чел) выкупило себе свободу за 2000 сестерциев каждый. Оставшиеся 13 тыс. чел. были проданы в рабство.
— Цена обычного раба плюс-минус 800 сестерциев. Раб, обученный навыкам, стоит гораздо дороже.
— Бедный человек с семьей в Риме живет в течении года на 500-1000 сестерциев. Но рацион беден — крупы и хлеб.
— Небольшая ферма стоит 100 000 сестерциев.
— Виноградник на площади 15 гектар продан по цене 400 000 сестерциев.

👉 «Для обработки виноградника в 25 гектар нужно 25 рабов:
— смотритель;
— эконом;
— 10 разнорабочих;
— погонщик мулов;
— пастух;
— свинарь.»
Слово «эконом» часто встречается по тексту, где Сидоний рассуждает о хозяйстве. Так же есть интересный момент, где ему докладывают о хозяйственных счетах и общих итогах работы поместья. Что тут сказать? Там, где появляется богатство, там нужны профессиональные и разнообразные экономисты!

👉 Особое место в книге отведено воспитанию топ-менеджера древних времен — управляющего поместьем.
«Управляющий должен:
— поддерживать строгую дисциплину, но без неоправданной жестокости;
— занять рабов делом – так, чтобы им некогда было устраивать разборки;
— соблюдать соответствующие религиозные праздники (умилостивить богов, которые дадут процветание вашему хозяйству);
— противодействовать присвоению хозяйского имущества;
— улаживать ссоры, возникающие между рабами, таковых обычно немало;
— иметь уверенность, что рабы не страдают от голода или холода;
— помнить: если вы не провоцируете рабов на волнения, волнения случаются заметно реже;
— поощрять за хорошую работу и наказывать за плохую;
— наказывать провинившихся справедливо и пропорционально ущербу, причиненному их действиями;
— оставаться на работе подольше;
— быть трезвым и не уклоняться от общего обеда;
— не думать и не действовать так, будто вы умнее вашего хозяина;
— не обращаться с друзьями хозяина, как со своими собственными;
— слушать все, что говорит вам хозяин, и слушать тех, кого велит вам слушать хозяин;
— не одалживать никому денег, пока на то не будет распоряжения хозяина;
— если хозяин не позволяет вам брать кредит или расширять его, я считаю, что его следует немедленно погасить;
— не давать никому семян, кормов, ячменя, вина или масла;
— поддерживать дружеские отношения с двумя-тремя соседскими поместьями, чтобы можно было взять людей, товары и инвентарь, если в том возникнет нужда;
— регулярно просматривать счета/отчетность вместе с хозяином;
— не использовать поденщиков слишком много или больше, чем на один день за один раз;
— не покупать ничего без одобрения хозяина;
— не иметь секретов от вашего хозяина;
— не иметь никаких любимцев среди рабов;
— не общаться с гадалками и астрологами;
— не тратить понапрасну семян кукурузы – это путь к катастрофе;
— убедиться, что вы знаете, как идут дела в имении, и, если в ваших знаниях есть пробелы, ликвидировать их; тогда вы будете понимать, что думают о делах сами рабы;
— помнить, что рабы будут работать более охотно на того, кто понимает их проблемы;
— заботиться о здоровье и высыпаться;
— перед сном убедиться, что в имении все в порядке, животные накормлены и все спят там, где им положено;
— первым вставать с постели и последним ложиться спать.»
Зачем знать об этом всем обычному трейдеру? Дело в том, что часто трейдеры считают, что для понимания работы предприятий нужно знать только отчеты и цифры. Но после определенного уровня и при непосредственной вовлеченности в процесс приходит понимание, что одной отчетности и цифр недостаточно. Именно такие книги, основанные на мудрости тысячелетий, помогают улучшить понимание человеческой природы. 

Много еще интересного есть в книге, что достойно цитирования. Но я решил ограничится 5 тезисами и потому остановлюсь. Ролевые модели поведения не меняются тысячелетиями. 
Всем спасибо и хороших выходных!

★5
5 комментариев
Текст интересный плюсанул.
Книгу найду, почитаю.
Пьян рановато, даже по субботним меркам.
avatar
Откуда кукуруза в Древнем Риме? :-0
avatar
Arrach, современные горе переводчики, corn — у них не злаки а исключительно кукуруза
Сдается мне что содержание книги не имеет отношения к древнему Риму. Автор просто выдал свои фантазии как бы он управлял рабами исходя из знаний современного менеджмента. Ну и заодно накинул на вентилятор, типа и сейчас менеджмент управляет рабами.
avatar

теги блога Влад

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн