Рецензии на книги

Рецензии на книги | Главная книга Адама Смита

еория нравственных чувств — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского Просвещения.

Книга не рекомендуется к прочтению адептами секты «Невидимой руки рынка»

Большинство людей читали аргументы в поддержку капитализма в «Wealth of Nations» Адама Смита: «Не от благосклонности мясника, пивовара или пекаря, ожидаем мы добротный обед, а от их отношения к их собственным интересам». Смит является прототипом защитника человека как существа, прежде всего эгоистичного, материалистического и озабоченного только утилитарными и практическими аспектами экономики. 
Это ложь людей, которые ныне называют себя рыночники и либералы.
Нет ничего более далекого от правды. В этой книге Адам Смит показывает, что человек гораздо больше, чем homo economicus (человек экономичный).

Невидимая рука рынка — это любимый термин либералов, объясняющий почему жадность и эгоизм каждого отдельного бизнесмена ведет к процветанию общества в целом. 
Ни о каком рынке Адам Смит не говорил. Это всё вырывание отдельной фразы из контекста!
Более того, произведение Адама Смита, объявленного столпом либерализма, начинается со слов, вбивающих в крышку гроба адептов секты невидимой руки рынка последний гвоздь - критики эгоизма:

Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем.

Также там есть идея про общество:
Без сомнения, не может считаться хорошим гражданином и человек, не старающийся всеми зависящими от него способами содействовать счастью и благоденствию всего общества

Также у Адама Смита присутствует бредовое для Либералов утверждение про Государство:
Страна или государство, в котором мы родились, в котором мы выросли, под покровительством которого мы живем, представляет собой великое множество людей – общество, на благоденствие или на несчастье которого оказывает влияние наше доброе или злое поведение. Общество это необходимо интересует нас больше всего. Помимо нас самих, все, что нам дорого, – наши родители, наши дети, наши друзья, наши благодетели, то есть лица, которых мы более всего любим и уважаем, составляют часть этого великого общества, благосостояние и безопасность которого есть их благосостояние и их безопасность. 

И еще:
изменник, приносящий в жертву своим личным интересам интересы своей страны, человек, вопреки голосу своей совести постыдно отдающий предпочтение себе перед теми, кто должны быть ему дороги, кажется нам презреннейшим человеком.

Интересное про самопожертвование: 

Добродетельный человек готов в любое время пожертвовать своим личным интересом ради интересов (не слыхано для нынешних рыночников!) сословия или отдельного сообщества, к которому он принадлежит. Он равным образом желает, чтобы интересы этого сословия или сообщества уступали более широким интересам государства, часть которого оно составляет. Поэтому он должен желать, чтобы интересы его страны приносились в жертву еще более широким интересам всего мира, интересам огромного общества чувствительных и разумных существ, непосредственный управитель и высший судья которых – Бог. 

Мне кстати очень понравилось мнение Адама Смита про домашнее обучение:
Воспитание далеко от дома – мальчиков в училищах и школах, а девочек в монастырях, – по-видимому, нанесло во Франции и в Англии существенный вред семейной нравственности и, стало быть, домашнему счастью высших слоев общества. Хотите ли вы воспитать детей таким образом, чтобы они нежно любили родителей, братьев, сестер? Тогда заставьте их быть обязательными, вежливыми и любящими братьями и сестрами. Воспитывайте их в родительском доме: отсюда они могут посещать общественные школы, но они не должны жить вне родительского крова. Уважение, которое вы внушите им к себе, будет для них благодетельной уздой, а для себя вы найдете такую же узду в уважении к их неопытности и к их нравственным свойствам. Выгоды, доставляемые общественным воспитанием, не могут полностью вознаградить за необходимо связанные с ним потери. Домашнее воспитание есть установление природы, а общественное – человеческое изобретение. Нет нужды говорить, которое из них более мудро. 

Также интересная цитата про героизм и презрение к смерти в завершение:
Это презрение к смерти и к мучениям встречается у всех диких, нецивилизованных народов. На Африканском побережье нет ни одного негра, который бы великодушием и мужеством в этом отношении не превзошел всего, что только может вообразить себе его презренный хозяин. Еще никогда судьба не поступала так жестоко с человечеством, отдав эти героические народы в руки европейских подонков, тем презренным людям, которые не знакомы ни с добродетелями своей родины, ни с добродетелями той страны, которую пришли разорять, людям, которые заслужили справедливое презрение собственных жертв своей алчностью, зверством и подлостью. 

Вы поняли о ком говорит Адам Смит? Именно о Вас — о адептах секты невидимой руки рынка!

★2
2 комментария
Andrey, вам нужен оригинал или чтобы переводчик поправил и дополнил Адама Смита  добавив немого от себя про стартапы и того что помнил с лекций по экономике?
avatar

теги блога Павел

....все тэги



UPDONW