Учимся сливать 17 ярдов!
Новое руководство «Ленэнерго» нашло способ сокращения долга перед подрядчиками и поставщиками размером 17 млрд рублей. Как стало известно «Фонтанке», почти всем компаниям предложено расторгнуть часть контрактов, а по ряду остальных договоров сократить их стоимость. Для этого им необходимо подыскать технические ошибки и дефекты в собственной работе. Дело принесло первые плоды — за месяц долг «Ленэнерго» сократился на 2 млрд. Так сетевая организация выходит из положения, в котором оказалась из-за проблем банка «Таврический», где предприятие держало 13,4 млрд.
С начала 2011 года «Ленэнерго» провело 7,5 тыс. закупок на общую сумму 127 млрд рублей. Среди подрядчиков «Ленэнерго» — несколько десятков компаний, которые делят между собой заказы предприятия.
За четыре года 246 заказов с общей начальной ценой 10,6 млрд рублей выиграла компания «Энерговектор», 137 заказов на 6,3 млрд рублей выиграл «Энергосервис проект», 240 заказов на 5,5 млрд — ПСК «Энергия», 132 заказа на 2,7 млрд — «Эрконстрой», 24 на общую сумму 2,3 млрд — «ЭФЭСК». Компания «ВЭСТ» выиграла 328 заказов на 3,1 млрд, фирма «Росинжиниринг энерджи» — 145 заказов на 2,2 млрд. Также среди подрядчиков «Ленэнерго» — фирмы «Ленэлектропроект», «Регионэлектромонтаж», «Спецэлектромонтаж», «Гидроэлектромонтаж», «ЛИК-94», «Энергия», «ЗЭТО СМП Северо-Запад» и другие.
Эти и другие компании по заказу «Ленэнерго» занимаются проектированием, строительством и реконструкцией подстанций, прокладкой высоковольтных линий, строительством ЛЭП, технологическим присоединением абонентов и иными работами. «ЭФЭСК», например, проектировала подстанцию «Лахта», которая обеспечивает электричеством северную часть Приморского района, где проживает 400 тыс. человек. «Энерговектор» прокладывал 75 км кабельных линий для подключения к электросетям станций метро «Бухарестская» и «Международная», занимается технологическим присоединением станций строящегося участка Красносельско-Калининской линии (от «Казаковской» до «Обводного канала — 2»). «ЛИК-94» участвовал в оснащении оборудованием подстанций «Выборгская», «Ржевская», «Ниссан».
Долг «Ленэнерго» перед поставщиками и подрядчиками, согласно отчету организации за третий квартал 2014 года, составляет 17,3 млрд рублей. По оценке подрядчиков, около 14 млрд рублей приходится на долг перед строительными компаниями, которые занимаются строительством и реконструкцией подстанций, прокладкой высоковольтных линий, технологическим присоединением потребителей.
В январе 2015 года ушел в отставку гендиректор «Ленэнерго» Андрей Сорочинский. Причиной послужили проблемы банка «Таврический», в котором предприятие держало 13,4 млрд рублей. Его место занял бывший глава департамента энергетики «Роснефти» Василий Никонов. Спустя месяц его работы выявилась новая политика компании, которая, по оценке подрядчиков, заключается в том, чтобы «во что бы то ни стало» сократить долг перед строительными и проектировочными компаниями, но не за счет расчетов за выполненные работы, а, как считают бизнесмены, за счет узаконивания отказа от этих расчетов.
Как рассказали «Фонтанке» сразу несколько подрядчиков, сотрудники энергетической компании предлагают предпринимателям подыскать технические ошибки в документах контрактов, которые могли бы послужить основанием для их расторжения, и доложить о результатах.
В противном случае предприятие угрожает составить акт технического осмотра, в котором указано, что в результате осмотра работ, выполненных по определенному договору, были выявлены серьезные дефекты. В одной из таких бумаг, реально составленной в отношении одной из компаний, а затем разосланной по другим компаниям в качестве угрозы, говорится: «Опоры железобетонные имеют недопустимые сколы, трещины, самонесущий изолированный провод разлохмачен, местами изоляция повреждена, арматура по количеству и составу не соответствует проектной документации». Шаблон «угрозы» есть в редакции «Фонтанки».
Еще ряд подрядчиков получили проекты дополнительных соглашений к контрактам, в которых предлагается исключить из договоров часть выполненных строительно-монтажных работ в связи с «обнаружением многочисленных дефектов и повреждений используемых материалов и оборудования». «Использование материалов и оборудования ненадлежащего качества делает невозможным соответствие результатов работ требованиям договора и лишает заказчика безопасной эксплуатации», — говорится в одном из таких писем. Одна из фирм согласилась и подписала все эти документы, другие подрядчики получили эти же бумаги в качестве «примера» и руководства к действию.
Другой пример воздействия на подрядчиков связан с особенностями расчетов по контрактам на строительство подстанций, которые стоят обычно от 200 млн до 1 млрд рублей. Около 70% стоимости такого контракта — это цена оборудования, и лишь 30% — сами работы. Как правило, подрядчики на этапе подготовки к началу строительства заказывают оборудование на трансформаторных заводах и платят 30-50% его стоимости в качестве предоплаты, остальной расчет выполняется позже. После того как подрядчик получил оборудование, он по документам отчитывается перед «Ленэнерго», которое принимает устройства и передает их на ответственное хранение либо подрядчику, либо производителю. Более 10 компаний получили от «Ленэнерго» уведомление о невозможности расплатиться за товар и финансировать работы, что препятствует подрядчикам окончательно рассчитаться перед заводом. Как минимум три компании с этим уже смирились.
Наконец, еще одна мера касается особенностей банковских расчетов. Сотрудники «Ленэнерго», со слов предпринимателей, стали сообщать им об уплате денег за выполненные работы, однако фактически они до подрядчика не доходят. Заказчик объясняет бизнесменам, что расчет считается успешным, когда деньги списываются со счетов «Ленэнерго». Дальнейшее движение денег он не отслеживает. При этом на просьбу предоставить в качестве подтверждения оплаты платежный документ, работники «Ленэнерго» отказывают, утверждают бизнесмены. В результате непонятно, оплачивались ли на самом деле выполненные работы. Возможно, оплата производилась со счета в банке «Таврический», который сейчас ждет решения Центробанка об отзыве лицензии или санации.
Все эти мероприятия, по оценке ряда подрядчиков, позволили «Ленэнерго» буквально за месяц сократить долг перед ними с 14 млрд до 12 млрд рублей. Большинство предпринимателей, которые рассказали «Фонтанке» о новой политике заказчика, не хотят быть названными в тексте. Остальные, с кем мы связывались, узнав о предмете разговора, либо отказались от общения, либо заявили, что у них «нет никаких проблем» с заказчиком.
В «Ленэнерго» не стали отрицать факт прекращения расчетов с подрядчиками. Правда, объяснили меры по сокращению долгов перед ними «внутренней проверкой финансово-хозяйственной деятельности», в ходе которой «анализируются фактические объемы выполненных строительных работ и корректность ценообразования». «В случае найденных нарушений будут приниматься решения в установленном законом порядке», — отметили там.
Кроме того, в «Ленэнерго» сообщили, что деньги предприятия, с 2013 года размещавшиеся в банке «Таврический», — это «свободные средства компании, а не деньги конкретных подрядчиков». В то же время, вопреки этому утверждению, «Ленэнерго» рассчитывалось ими со строителями и другими поставщиками, перечислив в общей сложности 2,2 млрд рублей, говорится в комментарии предприятия. Эти деньги сейчас находятся в картотеке банка, то есть учтены как необходимые к отправке, и фактически будут отправлены только в том случае, если Центробанк решит санировать кредитную организацию, а не отзывать у нее лицензию. «Эти средства… «Ленэнерго» перечислило в том числе и подрядным организациям за выполненные работы… банк до сих пор не перевел [их] получателям», — сообщили на предприятии. В компании также отметили, что «спекуляция ситуацией в банке «Таврический» [в СМИ] начинает носить тенденциозный характер».
Размер долга перед подрядчиками, характер его изменения за последнее время, имена крупнейших исполнителей контрактов, список расторгнутых договоров и их общую сумму в «Ленэнерго» называть отказались: «Наши комментарии ограничены тем сообщением, которое мы вам прислали».
Любопытен тот факт, что, если во второй половине 2014 года «Ленэнерго» ежемесячно размещало по 150-200 заказов на общую сумму от 5 млрд до 15 млрд рублей (если считать только заказы, в которых указана начальная цена), то за январь-февраль 2015 года предприятие разместило всего 20 заказов на сумму 89 млн рублей (из числа также содержащих начальную цену). При этом в феврале «Ленэнерго» объявило о поиске юристов и правоведческих фирм для «оказания юридических услуг при рассмотрении дел в судебных инстанциях». Компания готова заплатить за два года представления ее интересов в судах 400,6 млн рублей.
Так, по мнению подрядчиков, «Ленэнерго» готовится к валу исков о взыскании долгов. Отсутствие этих заявлений в судах бизнесмены объясняют тем, что у многих подрядчиков срок расчетов по контрактам истекает весной 2015 года, и до истечения этого срока в суд обращаться бессмысленно.
Денежные проблемы «Ленэнерго» уже отразились на компаниях, которые занимаются строительством жилья. Из адресной программы предприятия на 2015-2016 годы исключили новостройки, которые планируется достроить в нынешнем году. По информации нашего издания, список компаний, которые пострадают, состоит по меньшей мере из полутора десятков позиций (подробнее об этом читайте на «Фонтанке» в ближайшее время).
«Из-за несвоевременного выполнения ОАО «Ленэнерго» обязательств по заключенным договорам технологического присоединения и систематического нарушения сроков выполнения работ по созданию схем электроснабжения, корректируются сроки ввода в эксплуатацию объектов, готовых к сдаче и заселению еще в 2014 году. В результате готовые к вводу в эксплуатацию и заселению жилые дома простаивают, застройщики несут материальные убытки, страдает их деловая репутация, что влечет за собой подрыв доверия со стороны потенциальных покупателей и неуверенность в положительном результате сотрудничества со стороны участников долевого строительства», — говорится в материалах комитета по энергетике.
Теперь на строительный рынок вернется практика заключения имущественных договоров с застройщиками, согласно которой девелоперы сами будут строить сети и энергообъекты, после чего передавать их в собственность «Ленэнерго». Такая практика была распространена до 2008 года, в период строительного бума, когда энергетическая компания не справлялась с заказами на техприсоединение.
Также проблемы «Ленэнерго» отразились в делах электросетевого монополиста в Ленобласти — «ЛОЭСК», которому предприятие задолжало около 700 млн рублей за транзит электроэнергии. Руководство «ЛОЭСК» в феврале написало письмо губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, в котором заявило о полном прекращении исполнения своей инвестпрограммы в 2015 году. Это явление приведет к тому, что сложности начнутся уже у подрядчиков, работающих в области, а не только петербургских.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»
www.fontanka.ru/2015/02/26/160/