Копипаст
Земельный участок площадью около 64 га, ранее находившийся в собственности ПАО «Электроцинк» передадут в муниципальную собственность Владикавказа. Соответствующее поручение министерству имущества и земельных отношений республики Северная Осетия-Алания в ходе аппаратного совещания дал глава региона Сергей Меняйло, сообщает пресс-служба правительства субъекта.
«Готовьтесь принимать территорию «Электроцинка» в собственность города», – цитирует Меняйло информационный портал «15-й регион».
Решение вопроса «Электроцинка» было первоначально оговорено с президентом России Владимиром Путиным. Хотя сам поиск возможных вариантов использования обширного куска земли в центре республиканской столицы шел давно. Так еще в июне текущего года Меняйло рассказал ТАСС во время Питерского экономического форума, что территорию завода могут использовать как промплощадку.
История «Электроцинка» — боль и страдания«Электроцинк» — одно из крупнейших в России предприятий цветной металлургии. Основанный еще в советское время завод был крупнейшим налогоплательщиком и работодателем республики. Завод производил цинк, кадмий, серную кислоту, цинк-алюминиевые сплавы. Предприятие прочно входило в так называемое промышленное ядро СКФО, о котором писал «Эксперт Юг», составляя рейтинг крупнейших компаний этого округа. По итогам 2017 года выручка предприятия составляла 4,7 млррд рублей. С этого же года оно приступило к реализации программы техперевооружения, «направленную на оптимизацию производства и улучшение экологической обстановки во Владикавказе». На эти цели «Электроцинк» собирался направит 10 млрд рублей. На территории завода было запланировано строительство нового цеха электролиза цинка.
Однако в 2018 году работа завода «Электроцинк» была приостановлена более чем на два месяца в связи с крупным пожаром в цехе электролиза. На чрезвычайное происшествие резко бурно отреагировал тогдашний глава Владикавказа Махарбек Хадарцев, потребовав перенести производство на Урал. «От имени жителей города, от себя лично, обращаюсь к руководству УГМК с требованием: закройте завод Электроцинк, уберите убийцу нашего здоровья, нашего будущего из Владикавказа. Сегодняшняя катастрофа ещё раз показала: никакие модернизации, никакие частичные улучшения производственного процесса не в силах изменить главного — завод «Электроцинк» губит здоровье жителей Владикавказа».
В ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) реакцию главы города назвали эмоциональной, но, спустя два года, косвенно согласились с таким замечанием. Спустя некоторое время после происшествия УГМК приняла решение о консервации завода.
Как сообщается, в 2019 году произошло массовое сокращение работников завода. По данным пресс-службы предприятия было уволено 1128 человек, но по информации ТАСС, сократить должны были порядка 2000 человек. По словам бывшего главы РСО-Алания Вячеслава Битарова, также озвученных в интервью ТАСС, с 2016 по 2018 годы предприятие приносило региону ежегодно от 300 млн рублей налогов. Битаров также отметил, что после закрытия завода трудоустраивать бывших работников завода можно в сфере туризма. В тот момент в регионе как раз запускались крупные инвестпроекты, например, курорт Мамисон.
Потери владельцев «Электроцинка» были гораздо существеннее. Как писал ранее «Эксперт Юг», всего за два месяца простоя, потеря выручки предприятия составила 830 млн рублей. А совокупный ущерб, вместе с косвенными экономическими потерями составил 6,2 млрд рублей.
План сделать из завода браунфилд пока буксует«Это промышленная площадка. Рядом находится завод «Победит», который работает, и еще другие предприятия, то есть территорию будем использовать как промышленную площадку», — говорил глава республики Меняйло журналистам. Также он отметил, что рекультивация находящихся на территории отходов займет не один год, а подходящую технологию пока только ищут.
Однако во время встречи с Путиным в августе 2021 года на тот момент еще временно исполняющий обязанности главы региона заявил, что земли завода «Электроцинк» можно включить в городское пространство. По мнению Меняйло, здесь можно создать, в том числе, общественные территории и жилые кварталы.
«Мы с Минпромторгом и с Минэкономразвития по этому вопросу уже работаем, для того чтобы эти промышленные земли втянуть в оборот. Там, где это невозможно, – создать соответствующие общественные пространства или строительство жилья», — следует из стенограммы разговора на сайте Кремля.
Президент заметил, что главной проблемой станет решение вопроса с нынешним собственником ПАО «Электроцинк» — «Уральской горно-металлургической компанией». На это Меняйло ответил, что встречался с представителями компании и обсуждал вопрос дальнейшей судьбы завода. Главной проблемой является рекультивация клинкера – хвостохранилища.
В пресс-службе предприятия на запрос «Эксперта Юг» по этому поводу не ответили.
Проблемы рекультивации: кто за это будет платитьПо словам предшественника Меняйло, Вячеслава Битарова, объем отвалов клинкера достигает 1,5 млн тонн отходов. Рекультивация должна была стартовать в 2021 году, однако, о ходе мероприятий пока ничего не известно. По последней информации нынешнего главы республики Сергея Меняйло, в Осетии все еще ищут подходящие технологии для очистки территории от остатков деятельности металлургического предприятия.
Вообще, «Электроцинк» постепенно включается в городское пространство. Так, например, этим летом завод завершил очистку пруда в центральном парке. Это один из двух водоемов, ранее обеспечивавших нужды самого предприятия. На бывшие технические пруды у администрации города есть планы.
«Мы планируем продолжить развитие парка, возобновить на прудах катания на лодках и катамаранах, архитектурное решение по этим вопросам специалисты ранее подготовили в рамках реконструкции», — цитирует «15-й регион» главу Владикавказа Вячеслава Мильдзихова.
«Эксперт Юг» обратился с запросом о ситуации вокруг «Электроцинка» в правительство республики Северная Осетия-Алания, но на момент публикации материала, ответ так и не был получен. Представители владельца завода Уральской горно-металлургической компании отказались давать комментарий о дальнейшей судьбе предприятия.
Зато представители общественности определенно положительно оценивают планы по рекультивации завода «Электроцинк». Так, доктор исторических наук, профессор СОГУ Северная Осетия Руслан Заров, рассказал, что жители республики воспринимают закрытие завода как норму, и вообще давно этого добивались.
«Вредное предприятие закрыли. Это был лишь вопрос времени. Если бы не политическая и экономическая ситуация, его могли бы закрыть еще раньше – в 90-е. Говорить о том, что предприятие было нужно республике, могут провокаторы. «Электроцинк» строился для переработки местного сырья, но, когда оно закончилось, поставлять сюда мусор стали со всего мира. Первые призывы закрыть «Электроцинк» прозвучали еще в 1988 году. Хорошо это помню, потому что сам в этом участвовал», — вспоминает Руслан Заров.
В ситуации «Электроцинка» пока больше вопросов, чем ответов. Завод закрыт с 2018 года, когда в октябре здесь произошел пожар, во время тушения погиб один из пожарных. Причины возгорания и виновные так и не были названы, хотя пресс-служба предприятия сообщала, что имел место поджог.
УГМК пыталась продать завод, но не вышлоУГМК, принадлежащая очередь миллиардеру Искандеру Махмудову, попыталась продать «Электроцинк» в 2020 году за 1,2 млрд рублей. На продажу был выставлен имущественный комплекс, включающий три земельных участка площадью 64,4 га, 216 зданий площадью 432,5 тыс. кв. м, из них производственных — 169,3 тыс. кв. м, 141 транспортное средство, более 4,5 тыс. единиц оборудования, железная дорога, система электроснабжения мощностью – 110 МВт, система водоснабжения и канализация, а также газоснабжающая система и технические водные коммуникации. Желающих приобрести актив не нашлось.
По информации ТАСС, в сентябре 2021 года Уральская горно-металлургическая компания снизила стоимость «Электроцинка» до 900 млн рублей. Информация подтверждается данными площадки «Авито», где размещено объявление о продаже.
expertsouth.ru/news/-vladikavkazskiy-elektrotsink-ukhodit-v-proshloe-territoriyu-zavoda-peredayut-gorodu/
Махарбек Хадарцев и Ко отрабатывали заказ?
кто выиграл то от закрытия завода?