Блог им. Koleso

Империи против ожирения: два главных игроки на войне за перспективный рынок.Американская Eli Lilly и датская Novo Nordisk вступили в схватку

Империи против ожирения: два главных игроки на войне за перспективный рынок.Американская Eli Lilly и датская Novo Nordisk вступили в схватку 
Перед прочтением, пожалуйста, подпишитесь на канал «Куда идем? Дзен лучше продвигает контент, читаемый подписчиками.

Американская компания Eli Lilly и датская Novo Nordisk вступили в схватку за лидерство на рынке препаратов от ожирения, оставив своих конкурентов в далеком позади. Успех обеих компаний столь впечатляет, что многие аналитики предсказывают формирование дуополии.

Согласно прогнозам Goldman Sachs, мировой рынок средств против ожирения может вырасти почти в 16 раз, достигнув $100 млрд к 2030 году, с $6 млрд в 2023 году.

По оценкам банка, Eli Lilly и Novo Nordisk могут разделить до 80% этого рынка. Bloomberg рассказывает об интригах этой фармацевтической гонки и том, какие препараты вышли из нее победителями.

В сентябре компания Novo Nordisk на короткое время стала самой дорогой в Европе благодаря успехам препаратов Wegovy и Ozempic. Эти препараты имитируют действие гормона GLP-1 (глюкагоноподобный пептид-1), ответственного за контроль уровня сахара в организме. Впервые разработанные для лечения диабета 2-го типа, эти препараты в ходе исследований показали, что они способны регулировать чувство сытости и помогают в снижении веса.

Еще в 1990-х годах группа ученых в составе Eli Lilly, включая заслуженного профессора биохимии Ричарда ДиМарчи, занималась изучением GLP-1. Тогда, три десятилетия назад, ДиМарчи доказал, что GLP-1 снижает аппетит и приводит к потере веса. Несмотря на это, руководство компании не заинтересовалось этим направлением.

»Ожирение не является болезнью", — цитирует ДиМарчи аргументы топ-менеджеров, «никто не будет делать инъекции ради похудения».

В конечном итоге ДиМарчи решил взять инициативу в свои руки. После ухода из Eli Lilly в 2003 году, он потратил 22 года на коммерциализацию своего открытия и запатентовал его. Создав три успешные биотехнологические компании, занимающиеся лечением диабета и ожирения, он продал две из них Novo Nordisk за необозначенную сумму и одну Roche Holding за почти $540 млн. После истечения срока действия патента ДиМарчи в 2017 году, Novo Nordisk начала производство препарата Ozempic, а год спустя — Wegovy, оба основанные на семаглутиде, имитирующем GLP-1. Оба препарата принесли Novo около $33 млрд, сообщает Bloomberg.

И вот тут компания Lilly наконец решила вступить в битву. В декабре 2023 года фармацевтический гигант объявил о запуске своего ключевого препарата для снижения веса Zepbound (активный ингредиент — тирзепатид) на рынке аптек США, рядом с уже одобренным Mounjaro. Исследования, проведенные с Zepbound, показали, что он эффективнее снижает вес по сравнению с любым другим продуктом от Novo, и при этом потенциальные побочные эффекты менее выражены.

Это вызвало большие надежды у инвесторов на дальнейший рост компании. В августе ее рыночная капитализация впервые среди фармацевтических компаний превысила $500 млрд.

Инвесторы советуют «просто покупать [акции] Lilly», как рассказывает аналитик Джун Ли из Truist Securities, дочерней компании финансовой корпорации Truist Financial.

Бизнес Lilly в области создания препаратов от ожирения в некотором смысле стал результатом цепочки случайностей. В 2017 году, когда пост главного исполнительного директора занял Дэвид Рикс, он поручил ведущему научному сотруднику Дэниелу Сковронски найти наиболее перспективные исследования компании в области борьбы с диабетом. Тот обнаружил небольшой отчет о тирзепатиде и заметил, что некоторые участники клинического испытания этого препарата потеряли столько веса, что были исключены из исследования.

После изучения отчета Рикс решил немедленно вывести Zepbound на рынок. В ноябре того же года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) официально одобрило использование препарата Zepbound для снижения веса.

Через месяц после запуска, аналитики зафиксировали поразительный спрос на Zepbound. За неделю количество выписанных рецептов увеличилось на 192%, свидетельствуют данные BMO Capital Markets, цитируемые в издании. Препаратам Novo потребовалось в три-четыре раза больше времени, чтобы достичь подобного результата.

Эта конкуренция между Eli Lilly и Novo Nordisk на самом деле началась еще в прошлом столетии. Тогда диабет считался смертельным диагнозом, пока в 1922 году не была изобретена первая инъекция инсулина. Eli Lilly начала коммерческое производство в США, а Novo за пределами американского рынка. С тех пор компании соперничали, давая начало новому классу препаратов — агонистам гормона GLP-1. В Lilly этим занимался ДиМарчи в 1990-х, а в Novo — Лотте Бьерре Кнудсен, ныне главный научный консультант компании.

Оба ученых немедленно осознали преимущества гормона GLP-1 в процессе снижения веса. Кнудсен вспоминала, что потенциал был неоспорим. В то время ДиМарчи полагает, что именно на этой стадии развития компаний они пошли по разным путям.

В то время как Novo Nordisk, исторически известная как ведущий производитель инсулина, не спешила с научным прорывом в области снижения веса, внутри компании Кнудсен сталкивалась с пренебрежительным отношением со стороны коллег к исследованию лечения ожирения. Тем не менее, в компании были те, кто верил в ее исследование, и руководство поддерживало ее.

С другой стороны, в компании Lilly инсулин не рассматривался как приоритетное направление, несмотря на стабильную прибыль. Вместо этого они боролись с другими заболеваниями, включая успешные продажи антидепрессанта Prozac, составлявшие 35% от общего объема продаж в 1990-х годах. Однако к 2001 году патент на Prozac истек, что означало появление дженериков на рынке.

Тогдашний генеральный директор (CEO) Сидни Торел выступил против разработки нового препарата-блокбастера. Компания выпустила примерно десяток продуктов для лечения различных заболеваний, но не уделила внимание ожирению, несмотря на продолжающиеся исследования в области использования гормона GLP-1 для борьбы с диабетом. С течением времени патенты на их продукты истекали, и к 2008 году Lilly потеряла треть выручки, столкнувшись с резким снижением прибыли.

Параллельно с этим Кнудсен в Novo продолжала бороться за свой проект GLP-1. С улучшением результатов исследований росла поддержка. Переломным моментом стало признание Американской медицинской ассоциации в 2013 году ожирения как болезни. К тому времени препарат от Novo, Saxenda, был почти готов. Компания подала заявку FDA на одобрение Saxenda для снижения веса, и спустя год этот первый препарат на основе GLP-1 был успешно запущен в продажу, при том, что Novo успешно оспорила патент ДиМарчи.

В это время Lilly углубилась в исследование болезни Альцгеймера, потратив на это $3 млрд. Несмотря на это, инвестиции не окупились. Продолжая приносить деньги компании, препарат Trulicity от диабета, новый генеральный директор Дэвид Рикс в 2017 году, узнав о потенциале тирзепатида для снижения веса, приказал Сковронскому «бежать эту эстафету как можно быстрее».

Через два года исследование компании показало, что из 318 испытуемых некоторые пациенты, употреблявшие лекарство, потеряли до 25 фунтов (11 кг) за 26 недель. Ранее считалось, что такой результат возможен только при хирургическом вмешательстве.

Перспективы

Что касается дальнейших шагов, хотя Lilly начала активное продвижение на рынок препаратов от ожирения с некоторой задержкой, у компании имеются более перспективные химические соединения для создания лекарств, согласно утверждениям Матиаса Чопа, который трудился в компании с ДиМарчи в конце 1990-х годов. Этот успех во многом приписывается усилиям Сковронского, научного и медицинского руководителя Lilly, который для догоняния Novo вынужден был существенно ускорить процесс разработки.

Действующее вещество Zepbound, тирзепатид, имитирует действие двух гормонов — GLP-1 и GIP, регулирующих чувство голода. По данным отдельных исследований, препарат способен помочь снизить массу тела на до 20,9% за 72 недели. В сравнении, пациенты, принимающие Wegovy, в среднем теряли 14,9% за 68 недель. В настоящее время препарат в форме таблеток находится на последних стадиях клинических испытаний.

В дополнение к этому, находящийся в разработке агонист — ретатрутид, имитирующий действие трех гормонов: GLP-1, GIP и GCGR. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что при приеме лекарства масса тела испытуемых снижается почти на треть за 48 недель.

Аналитики из Goldman Sachs видят в Zepbound «будущего лидера рынка» с учетом его клинического профиля, сильного присутствия Lilly и надежной цепочки поставок. За последний год стоимость акций компании выросла примерно на 80% (в то время как акции Novo выросли примерно на 50%). Инвесторы и аналитики допускают, что Lilly может стать первой фармацевтической компанией с оборотом в $1 трлн.

Медики, в свою очередь, обращают внимание на стоимость препаратов. По официальному прайс-листу, Zepbound предлагается за $1060 в месяц в США, что на $289 ниже, чем у Wegovy. Согласно информации от Bloomberg, такое ценообразование было выбрано не только с целью привлечения клиентов, но и для успешного позиционирования на прибыльном американском рынке страхования.

На основе предоставленной информации можно сделать следующие выводы и предложить рекомендации:

  1. Конкурентная борьба между Novo Nordisk и Eli Lilly: Обе компании активно разрабатывают препараты для снижения веса на основе гормона GLP-1. Novo Nordisk с Saxenda и Eli Lilly с Zepbound конкурируют за лидерство на рынке.
  2. Перспективы Eli Lilly: Eli Lilly проявляет высокий потенциал в области разработки препаратов от ожирения. Zepbound, вмешивающийся в регулирование чувства голода, и другие перспективные химические соединения, такие как ретатрутид, указывают на сильное научное направление компании.
  3. Инвестиционные возможности: Акции Eli Lilly за последний год выросли примерно на 80%, что свидетельствует о растущем интересе инвесторов. Goldman Sachs видит в Zepbound «будущего лидера рынка» благодаря его клиническому профилю и устойчивому положению компании на рынке.
  4. Прейскурантная цена и стратегия: Снижение цен на Zepbound по сравнению с конкурирующим препаратом Wegovy может привлечь больше клиентов. Также, согласно Bloomberg, это может быть стратегическим решением для успешного вхождения на американский рынок страхования.
  5. Стремление к инновациям: Успешное внедрение новых препаратов отражает стремление обеих компаний к инновационным решениям и разработке лекарств, несмотря на трудности и конкуренцию.

Рекомендации: Инвесторам следует тщательно отслеживать динамику компаний Eli Lilly и Novo Nordisk, учитывая успешность их исследований и внедрение новых препаратов. Стоит также обратить внимание на реакцию рынка на новые продукты и конкурентные действия.

А Вы бы купили акции этих компании? Напишите.

5 комментариев
невероятно по ххх  обе
avatar
ВВШ, но рынок то перспективный?
Андрей Колесников,  да
avatar
Те, кому реально нужно похудеть — это как раз бедный слой населения, на плохих\гормональных продуктах питания. У них просто нет таких денег. Дженерики порвут рынок, а эти свой рост уже отыграли задолго.
Брахман Пилорама, а как же тогда эксперты рынок считали?

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн