Блог им. Mistika911

🟢 Поле битвы – СПГ

🟢 Поле битвы – СПГ


В конце 2023 года одной из горячих тем было происходящее с Новатэком, а точнее, с его проектом Арктик СПГ-2.

Сейчас хочу произошедшее привести в единую систему, чтобы было ясно, что происходит и как, и от чего зависят ближайшие перспективы проекта. Собрала информацию из источников, заслуживающих доверия ©

Чем и поделюсь.

💥 В ноябре 2023 года проект Арктик СПГ-2 попал в SDN-лист США, подразумевающий запрет на взаимодействие с подсанкционной компанией.
Суть этой меры в том, что она воздействует на партнеров подсанкционной компании – США могут наложить санкции уже на них (“вторичные санкции”), что существенно повлияет на их бизнес. Во избежание этого такие “партнеры”, как правило, свою работу с целевой компанией сворачивают.
Так произошло и с $NVTK – участники проекта Арктик СПГ-2  объявили форс-мажоры по проекту (как и сам Новатэк).

💥 Как правило, иностранные партнеры в масштабный проект привлекаются не только для финансирования и технологий, но и для весомости проекта на международной арене. Что играет важную роль при возникновении трудностей. Так что, США, поместив Новатэк в SDN-лист, ударили в эту болевую точку: партнеры из проекта самоустранились.

💥 Для справки, в Арктик СПГ-2 доли участников таковы:

🔹 Новатэк  –  60%
🔹 Total Energies (Франция) – 10%
🔹 CNPC (Китай) – 10%
🔹 CNOOC (Китай) – 10%
🔹 консорциум Mitsui (Япония) и JOGMEC (Япония) – 10%.

💥 У такого объявления есть вполне форс-мажора прагматичная причина – это позволяет избежать штрафов по контракту за задержку или отмену поставок СПГ.

💥 Действует и обратное: объявление форс-мажора – это причина  приостановить участие в проекте уже самих “партнеров”.

🔥 Нужно уточнить, что трудности в Арктик СПГ- 2 начались не в 2023, а сразу после февраля 2022.

🔻 Западные подрядчики прекратили работу. результатом чего стали проблемы с поставкой части оборудования.
🔻 Total Energies приостановила инвестиции

В итоге, стали очевидными две проблемы:

👎 дефицит газовых турбин (Baker Hughes не успела поставить весь объем).
Забегая вперед: ответом на этот вызов в будущем стал проект Мурманский СПГ, где будет использована электроэнергия Кольской АЭС и электрический привод компрессоров, который проще импортозаместить.

👎  необходимое иностранное оборудование, которое получено не в полном объеме.

☝️ Вообще, процесс с СПГ можно разделить на три составляющие: добыча газа, его сжижение, транспортировка.
С добычей проблем нет. С заводами по сжижению – тоже, хотя и не все гладко. Вот США и ударили по транспортировке. Именно по этой логике в SDN-лист попали два новых перегрузочных комплекса (с СПГ-танкеров ледового класса на традиционные газовозы) – в Мурманске и на Камчатке. Они играют важную роль в логистике Арктик СПГ-2.

🟢 Поле битвы – СПГ


❗️ Изюминка ситуации в том, что в Арктик СПГ-2 участники проекта получают СПГ пропорционально своей доле. А в контракте прописаны отгрузки именно с этих перегрузочных комплексов. На них СПГ перевозится газовозами ледового класса.
В результате санкций возник дефицит газовозов, что сделало вопрос вывоза СПГ критически важным.

📌 Для Арктик СПГ-2 изначально планировалось построить 21 газовоз ледового класса (Arc7). 15 из них должны быть построены в России, на верфи Звезда + 6 –  на корейских верфях (три из них – для Совкомфлот, $FLOT).
📌 Сейчас ситуация такова: поставка судов с корейских верфей вследствие санкций под вопросом. Суда на Звезде строятся в партнерстве с корейской же Samsung Heavy Industries (поставляет ключевое оборудование). Есть информация, что из запланированных 15 судов будет построено 5. Что повлияет на сроки проекта.

🤔 Достаточно ли будет для Арктик СПГ-2 тех газовозов, которые есть?
Есть важный нюанс: можно использовать газовозы с проекта Ямал СПГ. Но количество необходимых для Арктик СПГ-2 судов критически зависит от направления экспорта: в Европу или на Восток (сильно разнятся сроки возврата, а значит, и необходимое количество танкеров).
На Ямал СПГ танкеров ледового класса тоже не избыток, а ведь необходимо обеспечивать вывоз всего объема СПГ – и с Арктик, и с Ямала.
☝️Ситуацию может исправить начало работы перевалочных комплексов – нагрузка на газовозы на Ямале СПГ снизится и чтобы в летний период обеспечивать вывоз всех объемов в восточном направлении. Начало работы перегрузочных комплексов может сильно изменить расклад – уменьшить загрузку газовозов ледового класса и высвободить часть дефицитных танкеров.

В итоге, перспективы Арктик СПГ-2 зависят от:

🔸 Возможности использования перегрузочных комплексов в Мурманской области и на Камчатке
🔸 Определение объемов экспорта СПГ в Европу. Если они снизятся (Европа не будет покупать подсанкционный газ), то это даст экономию на “транспортном плече”
🔸 Количество новых газовозов ледового класса.
🔸 Есть и такой важный “технический” нюанс: после перевалки в Мурманске и на Камчатке для дальнейшей доставки нужны обычные (не ледового класса) газовозы.  Но компании-перевозчики могут отказать в этом подсанкционному Новатэку. Есть вероятность, что $NVTK будет вынужден давать значительный дисконт, “заинтересовывать рублем”.

Из-за чего весь этот сыр-бор? И что может быть дальше?

🟣 Рынок СПГ стал и дальше становится еще более критически важным для мировой экономики.

🟣 Россия и США – одни из главных конкурентов на нем. Есть еще и Катар, но прямо сейчас он не у дел из-за ситуации в Красном море.
США ясно заявили, что “хотят убить” Арктик СПГ-2.

🟣 Такой настрой геополитического конкурента говорит о том, что нападки на наших производителей продолжатся – просто пока начали с ведущего, с Новатэка.

🟣 Поэтому развивать отрасль и осуществлять новые проекты придется с опорой на собственные возможности. Как технологические, так и финансовые.

🟣 Один из вопросов, повторюсь, это дефицит газовозов ледового класса. Дело в том, что существующие такие газовозы строились конкретно под российские проекты (глобального рынка судов ледового класса нет). После введения санкций, необходимость делать это иностранным производителям судов далеко не очевидна. Под новые российские заводы СПГ перевозчики могут не увидеть причин заказывать строительство новых танкеров – велика вероятность санкций и форс-мажора, после которых эти танкеры будут простаивать.

🟣 Примером решения стал вынос завода СПГ в незамерзающий порт — я о проекте Мурманского СПГ. Поэтому расчет на преодоление выстроенных конкурентами барьеров вполне оправдан.

🤯 Вот с такими вызовами сталкивается Новатэк. Эффективность преодоления всех указанных трудностей существенно скажется на бизнесе компании. Буду следить.

Mistika911|PRO Инвестиции ПРОСТО


★1
3 комментария
В Мурманск ещё газопровод тянуть. Самому Новатэку между прочим.
avatar
Спасибо 😊 победим конкурентов)
avatar
В пустые бутылки из под колы можно разлить)
avatar

теги блога Mistika911

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн