Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск частного инвестора Василия Кошелева к банку ВТБ — истец требовал возместить убытки из-за принудительного закрытия позиций по ряду ценных бумаг, в том числе акциям Сбербанка, «Газпрома» и нескольких выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ), на брокерском счете. Из решения суда (на него первое обратило внимание издание «Фонтанка») следует, что брокер госбанка должен восстановить ценные бумаги на счете инвестора, а также компенсировать недополученные купоны по облигациям и дивиденды.
Как следует из материалов, Кошелев открыл короткие позиции под залог активов на 1,3 млн евро 26 января 2022 года. Однако через месяц в России случился обвал рынка. Банк 24 февраля предупредил клиента о возможном принудительном закрытии позиций по маржин-коллу, а вечером того же дня осуществил продажу части бумаг. Через несколько дней, 28 февраля, ВТБ осуществил принудительное закрытие позиций клиента, приобретя для этого 1,28 млн евро по курсу 120,92 рублей за одну единицу. В тот же день торги на Московской бирже были приостановлены. После возобновления торгов облигациями в конце марта ВТБ продал со счета клиента некоторый объем бондов.
Инвестор счел, банк не имел права принудительно реализовывать активы, поскольку на его счетах было достаточное обеспечение. «Суд всесторонне изучил материалы дела и доказательства сторон и вынес справедливое решение, в соответствии с которым восстановил не только активы Кошелева В.В., но также его задолженность перед банком ВТБ, имевшуюся до указанных в решении событий», — сообщили «РБК Инвестициям» в пресс-службе группы «Созидание и развитие», чьим руководителем является Василий Кошелев. В ВТБ заявили, что будут обжаловать решение, так как с ним не согласны.
frankmedia.ru/147904
Я, например, знаю случаи, когда 24 февраля 2022-го сокращали шорты RI, тем у кого не хватало обеспечения для поднятого биржей ГО, но не слышал, чтобы сбывали обеспечение.
А ГО вообще можно и обнулить, закрыв позицию, а не активы, если закрытие позиции не приводит к минусу. Ну а если закрытие приводит к минусу, то брокер конечно имеет право на продажу активов на эту сумму убытков.
И если 24 февраля по текущим ценам было то, что описал в предыдущем абзаце, то брокер прав. И совершенно неважно, что было бы по счету по будущим ценам.
А из постановлений ЦБ следует, что если закрытие позиции по текущим ценам приводит к убыткам, то брокер вправе продать активы клиента, заложенные под обеспечение позиций в размере данного убытка. Поэтому если прибыль позиции была в ценах 24 февраля, то не прав брокер, а если в ценах 24 февраля убыток и его нет только в будущих ценах, то не прав суд.
А у тех клиентов, у кого не было таких ограничений в договорах ДУ уже Тройка выиграла все суды и ничего не поменялось.
Живём «по понятиям».