Блог им. M2econ
Ниже приведён прогноз рынка легковых автомобилей России до 2030 года по разным прогнозным моделям.
Базовый сценарий: рынок вырастет до 1 млн. в 2023 году и до 1,5 млн. в 2024 году.
Рынок легковых автомобилей в России подвержен сильным колебаниям.
График 1. Рынок легковых автомобилей в 1997-2022 годах
Попробуем выявить взаимосвязь рынка с макропоказателями и построить на этой основе прогнозную модель.
Связь рынка с реальным ВВП есть, но не очень тесная.
График 2. Реальный ВВП и рынок легковых автомобилей
Если убрать из рассмотрения годы «аномально» высоких объёмов рынка 2006-2008 и 2010-2014, а также 2022 год, как аномально низкий из-за ухода западных производителей, то связь становится более тесной (график 3).
График 3. Взаимосвязь реального ВВП и рынка легковых автомобилей кроме лет высокого спроса
Корреляция – более 90%, R-квадрат 0,84.
Построенная на этой зависимости модель даёт результаты, показанные на графике 4.
График 4.
Для построения прогноза необходимы данные по ВВП (прогноз) до 2030 года.
Прогноз правительства предполагает в 2023-2026 годах рост ВВП на 1,2%; 2,0%; 2,6%; 2,8%, соответственно. Для 2027 и последующих годов примем рост ВВП 2026 года (+2,8%).
При такой динамике ВВП рынок легковых автомобилей вырастет по модели к 2030 году до 1,86 млн. единиц (график 5).
График 5.
Можно предполагать, что фактический рынок может оказаться как ниже значений по модели (например, в 2023 году восстановится примерно до 1млн.), так и выше, как это бывало в прошлом.
Но, исключая экстремальные ситуации, подобные уходу в 2022 году западных производителей и введению импортных ограничений, прогноз по реальному ВВП можно воспринимать как некий базовый спрос, нижнюю границу этого спроса.
ВВП в долларах по текущему курсу (далее $ВВП) учитывает такой важный (как минимум, в прошлом) показатель, как курс рубля по отношению к доллару.
$ВВП и рынок легковых автомобилей приведены на графике 6.
График 6.
Достаточно сравнить график 6 с графиком 2, чтобы увидеть, что $ВВП лучше объясняет взлёты и падения рынка легковых автомобилей примерно с 2009 года.
С 2009 по 2021 год связь рынка легковых с СВВП особенно тесная, корреляция более 90%, R-квадрат 0,85 (график 7).
График 7.
Рассчитанные по такой модели значения рынка с 2009 по 2021 год показывают хорошее совпадение с фактом (график 8).
График 8.
Сложность в использовании такой модели в том, что нужен прогноз ВВП в долларах на период прогнозирования, например, до 2030 года.
Воспользуемся прогнозом МЭР до 2026 года, в котором есть и прогноз номинального ВВП и прогноз курса доллара (таблица 1).
Таблица 1.
Две нижние строки таблицы (объём ВВП в долларах США и прирост к прошлому году; обведены красным) рассчитаны нами.
Для прогноза на 2027-2030 годы примем, что ВВП в долларах продолжит расти как в 2025-2026 годах, то есть на 5% в год.
Если подставить значения ВВП в долларах из таблицы 1 в модель, то мы получим следующий прогноз до 2030 года (график 9).
График 9.
По этому прогнозу рынок в 2026 году вырастет до 2,8 млн. штук (это повторение исторического рекорда 2008 года), а к 2032 году вырастет до 3,9 млн.
Такой прогноз выглядит излишне оптимистичным.
Для удобства числовые значения обоих прогнозов (по реальному ВВП и по ВВП в долларах) приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Попробуем на этой основе предположить реалистичную картину рынка на ближайшие 2-3 года.
Оба прогноза (по реальному ВВП и по ВВП в долларах) приведены на графике 10.
График 10.
Прогноз по модели «ВВП реал» можно считать неким базовым спросом, ниже которого рынок опускается лишь в экстремальных ситуациях наподобие 2022 года.
Прогноз по модели «$ВВП» можно считать верхней границей возможного спроса. Выходу на эту границу, как представляется, могло бы способствовать снятие импортных ограничений (как на поставку готовых автомобилей, так и поставку комплектующих для их производства); возвращение части зарубежных производителей и запуск их производственных мощностей в России.
Кроме того, для реализации этого прогноза необходимо исполнение прогноза МЭР по курсу рубля. В случае ослабления рубля прогноз по модели «$ВВП» будет пересматриваться в сторону понижения.
По нашей оценке, в 2023 году рынок может вырасти до 1 млн., причём зависеть это будет в большей степени от возможности насыщения рынка. То есть, ограничения будут со стороны предложения, а не спроса.
В 2024 году рынок выйдет на базовый уровень порядка 1,5 млн.
Далее, в зависимости от обстоятельств, рынок может как расти постепенно по траектории прогноза «ВВПреал» до отметки 1,8 млн., так и время от времени подниматься вверх до 2 млн. или даже выше.
Графически такой сценарий может выглядеть так, как показано на графике 11 темно-синей пунктирной линией.
График 11.
Резюме:
1. Восстановление рынка до 1,5 млн., по нашей оценке, произойдёт быстро, в течение 2023-2024 годов.
2. В дальнейшем рынок будет находиться в диапазоне 1,5 – 2 млн. автомобилей.
=============
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм : https://t.me/m2econ
Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии