Блог им. M2econ

О прогнозе рынка легковых автомобилей

Ниже приведён прогноз рынка легковых автомобилей России до 2030 года по разным прогнозным моделям.

Базовый сценарий: рынок вырастет до 1 млн. в 2023 году и до 1,5 млн. в 2024 году.

Динамика рынка легковых автомобилей

Рынок легковых автомобилей в России подвержен сильным колебаниям.

График 1. Рынок легковых автомобилей в 1997-2022 годах

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Попробуем выявить взаимосвязь рынка с макропоказателями и построить на этой основе прогнозную модель.

Реальный ВВП

Связь рынка с реальным ВВП есть, но не очень тесная.

График 2. Реальный ВВП и рынок легковых автомобилей

   О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Если убрать из рассмотрения годы «аномально» высоких объёмов рынка 2006-2008 и 2010-2014, а также 2022 год, как аномально низкий из-за ухода западных производителей, то связь становится более тесной (график 3).

График 3. Взаимосвязь реального ВВП и рынка легковых автомобилей кроме лет высокого спроса

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Корреляция – более 90%, R-квадрат 0,84.

Построенная на этой зависимости модель даёт результаты, показанные на графике 4.

График 4.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Для построения прогноза необходимы данные по ВВП (прогноз) до 2030 года.

Прогноз правительства предполагает в 2023-2026 годах рост ВВП на 1,2%; 2,0%; 2,6%; 2,8%, соответственно. Для 2027 и последующих годов примем рост ВВП 2026 года (+2,8%).

При такой динамике ВВП рынок легковых автомобилей вырастет по модели к 2030 году до 1,86 млн. единиц (график 5).

График 5.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Можно предполагать, что фактический рынок может оказаться как ниже значений по модели (например, в 2023 году восстановится примерно до 1млн.), так и выше, как это бывало в прошлом.

Но, исключая экстремальные ситуации, подобные уходу в 2022 году западных производителей и введению импортных ограничений, прогноз по реальному ВВП можно воспринимать как некий базовый спрос, нижнюю границу этого спроса.

ВВП в долларах по текущему курсу

ВВП в долларах по текущему курсу (далее $ВВП) учитывает такой важный (как минимум, в прошлом) показатель, как курс рубля по отношению к доллару.

$ВВП и рынок легковых автомобилей приведены на графике 6.

График 6.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Достаточно сравнить график 6 с графиком 2, чтобы увидеть, что $ВВП лучше объясняет взлёты и падения рынка легковых автомобилей примерно с 2009 года.

С 2009 по 2021 год связь рынка легковых с СВВП особенно тесная, корреляция более 90%, R-квадрат 0,85 (график 7).

График 7.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Рассчитанные по такой модели значения рынка с 2009 по 2021 год показывают хорошее совпадение с фактом (график 8).

График 8.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Сложность в использовании такой модели в том, что нужен прогноз ВВП в долларах на период прогнозирования, например, до 2030 года.

Воспользуемся прогнозом МЭР до 2026 года, в котором есть и прогноз номинального ВВП и прогноз курса доллара (таблица 1).

Таблица 1.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Две нижние строки таблицы (объём ВВП в долларах США и прирост к прошлому году; обведены красным) рассчитаны нами.

Для прогноза на 2027-2030 годы примем, что ВВП в долларах продолжит расти как в 2025-2026 годах, то есть на 5% в год.

Если подставить значения ВВП в долларах из таблицы 1 в модель, то мы получим следующий прогноз до 2030 года (график 9).

График 9.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

По этому прогнозу рынок в 2026 году вырастет до 2,8 млн. штук (это повторение исторического рекорда 2008 года), а к 2032 году вырастет до 3,9 млн.

Такой прогноз выглядит излишне оптимистичным.

Для удобства числовые значения обоих прогнозов (по реальному ВВП и по ВВП в долларах) приведены в таблице 2.

Таблица 2.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Попробуем на этой основе предположить реалистичную картину рынка на ближайшие 2-3 года.

Оценка полученных результатов

Оба прогноза (по реальному ВВП и по ВВП в долларах) приведены на графике 10.

График 10.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Прогноз по модели «ВВП реал» можно считать неким базовым спросом, ниже которого рынок опускается лишь в экстремальных ситуациях наподобие 2022 года.

Прогноз по модели «$ВВП» можно считать верхней границей возможного спроса. Выходу на эту границу, как представляется, могло бы способствовать снятие импортных ограничений (как на поставку готовых автомобилей, так и поставку комплектующих для их производства); возвращение части зарубежных производителей и запуск их производственных мощностей в России.

Кроме того, для реализации этого прогноза необходимо исполнение прогноза МЭР по курсу рубля. В случае ослабления рубля прогноз по модели «$ВВП» будет пересматриваться в сторону понижения.

Прогноз на ближайшие годы

По нашей оценке, в 2023 году рынок может вырасти до 1 млн., причём зависеть это будет в большей степени от возможности насыщения рынка. То есть, ограничения будут со стороны предложения, а не спроса.

В 2024 году рынок выйдет на базовый уровень порядка 1,5 млн.

Далее, в зависимости от обстоятельств, рынок может как расти постепенно по траектории прогноза «ВВПреал» до отметки 1,8 млн., так и время от времени подниматься вверх до 2 млн. или даже выше.

Графически такой сценарий может выглядеть так, как показано на графике 11 темно-синей пунктирной линией.

График 11.

  О прогнозе рынка легковых автомобилей 

Резюме:

1. Восстановление рынка до 1,5 млн., по нашей оценке, произойдёт быстро, в течение 2023-2024 годов.

2. В дальнейшем рынок будет находиться в диапазоне 1,5 – 2 млн. автомобилей.

=============

  • Этот прогноз я подготовил 22 мая, попросили уважаемые люди. Делюсь с вами результатами.
  • О том, что рынок может вырасти до 1 млн. я уже писал в начале мая (см. «Рынок легковых автомобилей взлетел»).

P.S.

Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР

Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.

___

Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм

Телеграм : https://t.me/m2econ

Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ

Подписывайтесь!

Буду благодарен вам за лайки и комментарии

    8 комментариев
    дельно...


    avatar
    ves2010, После СВО 1941-45 годов люди ходили в самодельной обуви с подошвой из дерева на работы.  Я бы рассмотрел рынок велосипедов до 2030 года, вело машины не требуют топлива, минимум смазки, после замены покрышек и подшипников снова готовы к работе, хранить можно в коридоре коммунальной квартиры.  Автомобиль-это барское излишество сытных лет, типа поездок грузчиков и уборщиц в Египет и Турцию .  Пора спускаться с небес на землю.
    Ну просто умора смотреть на попытку связать ужа с ежом: ВВП — вещь в себе, нарисованная Решетниковым (Орешкиным), а авто — реально физическая, поддающаяся натуральному счету
    avatar
    Перекладывая такие прогнозы на улицы городов, приходишь в ужас. Пробки, пробки, пробки…
    avatar
    Хм, интересно. А если в эту же модель включить периодическое обновление автомобиля, в связи с его естественным устареванием? Ведь бум покупок в определенный период однозначно влияет на перспективу его повторения, например, через 5-6 лет (период, когда возникает острая необходимость замены авто).
    avatar
    Годовые регистрации новых автомобилей иди всех?
    avatar
    Oleg, новых

    теги блога Сергей Блинов

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн