Блог им. IgorKokarev

ОФЗ-ИН дает доходность как портфель акций 30% и облигаций 70%

    • 17 апреля 2023, 11:46
    • |
    • Alexide
  • Еще
В продолжение моего исследования доходности ОФЗ-ИН.

Увидел таблицу доходности разных активов за 19,5 лет с 2003 года от УК ДОХОДЪ. 

Получается, что портфель из одной облигации ОФЗ-ИН (значение инфляции + 2,5% в год) теоретически дает почти такую же доходность (+11,2% в год) как портфель акций 30% и облигаций 70% (+11,3% в год) на длинной дистанции. 

Я перепроверил на дистанции в 10 лет с 1 марта 2013 года. Взял индекс полной доходности акций MCFTR и индекс полной доходности корзины ОФЗ постоянного купона RGBITR.

Не учитывая налоги и ребалансировку, по моим подсчетам получилось, что ОФЗ-ИН чуть-чуть опережает в доходности портфель из 30% акций и 70% ОФЗ с постоянным купоном (я учитываю и дивиденды и полученные купоны).

Неожиданный результат, правда? Без нервного стресса из-за проседаний портфеля акций, облигации ОФЗ-ИН стабильно растут год от года, опережая инфляцию.

Повторю, что это теоретический расчет, поскольку ОФЗ-ИН появились только с 2015 года.
★13
38 комментариев
ЗакрепитьКомментарий закреплен пользователем Alexide
В принципе, теперь мне больше не о чем писать.

Для своего долгосрочного пенсионного портфеля на ИИС я выбор сделал — на 100% из ОФЗ-ИН пары выпусков.

Основной долгосрочный портфель заполнил ОФЗ-ИН и валютными замещающими облигациями. Осталось купить долю акций, но по текущим ценам, не имея большого запаса прочности в цене я не готов покупать. Будет новый обвал на фондовым рынке — куплю, не будет, значит акций у меня не будет.

Основные деньги я зарабатываю вне биржи, и другим советую.
avatar
Alexide, таблица Дохода вероятно с ошибками. Вот ещё её обновлённая версия уже с учётом полного 2022г:
sun9-50.userapi.com/impg/pp1gSxLOq1iY131RfSFIuyOxZYURJIEDnN1t0g/pxNbgx0ZN3Q.jpg?size=1267x805&quality=96&sign=22c3c75db1278565efb32d9904d5efab&c_uniq_tag=n8VarZSPO67OslxQCTdQq9f3q9Xaa7U-YGl7qy-hDJ4&type=album

Цифры по недавним депозитам там и близко не такие как были. А значит и остальное может быть столь же нелепым, тем более в более отдалённых годах.
avatar
Дмитрий, спасибо за ссылку на обновленную таблицу!
Посмотрел последние данные. С 2003 года они насчитали среднюю инфляцию 8.5%, а портфель 30/70 дает 11.3% в год. Получается что ОФЗ-ИН даст 11%, что близко к портфелю 30/70.
2. В своем исследовании я сам пересчитал доход за 10 лет, у меня  получилось, что ОФЗ-ИН немного обгоняет портфель 30/70.
avatar
Alexide, по инфляции то у них данные совершенно верные (с их округлениями). Вот тут их можно самостоятельно перепроверить как таблично по годам, так и удобным калькулятором за произвольный период:
уровень-инфляции.рф/инфляционные-калькуляторы
У меня лишь претензия к взятым с потолка цифрам доходности депозитов. Особенно это сразу бросается в глаза на крайних двух годах.
А вот как там с облигами — я объективно судить некомпетентен. Ибо доселе не интересовался их индексом. Но за информацию спасибо. Антиинфляционные ОФЗ-ИН думал для себя применять в кач-ве инструмента для размещения кубышки годового потребления, т.к. живу с рынка, но заранее вывожу оттуда свой годовой бюджет, чтобы не влетать в моменты необходимых выводов приходящихся на локальные просадки.
Пользуясь случаем, позвольте тогда уточнить — по ОФЗ платится ли НДФЛ за доход от разницы курсового роста? (с любых купонов я знаю что платится).
avatar
Alexide, киньте тикеры
Сергей Сергаев, верно. Я делал рассчеты без учета налогов.
По ОФЗ-ИН пока нет ясности, есть ли налог на прирост номинала. Участник Смартлаба написал, что брокер ВТБ применил льготу ЛДВ на прирост номинала. А НДФЛ по купонам небольшой (13% от 2,5% в год), можно на ИИС-Б исключить этот налог.
Важный момент, ОФЗ-ИН не нужно ребалансировать, значит уменьшаются расходы на налоги и легко дождать 3 лет для ЛДВ.
avatar
Вы меня ранее чуток заинтересовали. Посмотрел на них живьем. Ликвидность близка к нулю, особенно у длинных. К чему все расчеты, если их не купить не продать на хоть сколько-нибудь значительную сумму  Только если брать на размещении и держать до упора.
avatar
Илья, да, действительно сегодня стакан выглядит странно.
Ранее полгода я проверял периодически стакан по ОФЗ-ИН серии 52004 всегда было не менее 3000 шт на покупку и продажу, видимо от маркет мейкера.
avatar
Илья, хотя в 52002 можно купить ОФЗ-ИН на сумму более 100 млн рублей — в стакане достаточно спроса.
avatar
Alexide, 

Да, по 52002 объем торгов «немного» больше, чем по длинным 
avatar
Илья, сегодня какая-то аномалия по торгам ОФЗ-ИН. Могу ошибаться.
avatar
Alexide, 

А вот торги за сегодня. 10 с хвостиком млн. руб. на все выпуски. В общем-то, я еще вчера по этой причине сделал выбор в пользу замещаек Газпрома. Хотя лучше бы сегодня, они падают.

P.s. Тинькофф лишился нескольких моих млн. У него в каталоге нет замещаек Газпрома 
avatar
Илья, вы с премией покупайте и с дисконтом продавайте — желающие тут же найдутся хоть на миллиард в день.
avatar
Илья, 52002 вполне ликвидна. Открыть позицию в несколько млн. руб. со спрэдом к рыночной цене в 5 пунктов легко. Для долгосрочного портфеля норм. Я свой долгосрочный портфель пополняю ОФЗ-ИН только с доходностью выше 3. Не часто выпадает такое. Зато в 2022 эта часть портфеля очень неплохо отработала.
avatar
26230, 26233, 26238 уделают ин и пк за 2-3 года
Петров Сергей, а риск высокой инфляции, или даже гиперинфляции не учитываете?
avatar
Alexide, не будет.
avatar
Петров Сергей, уделают. Но потом их надо продать с прибылью и уйти как раз в ОФЗ-ИН.
avatar
Радует, что низкорисковый портфель 10/90 по совокупной доходности на этом горизонте обогнал инфляцию
Сергей Нехаев, я бы сказал удивляет, что безрисковый ОФЗ-ИН примерно равен низкоризковому портфелю 30/70.
avatar
Alexide, интересный анализ. Может подвох какой есть, типа манипуляций с расчетом инфляции?
avatar
Wasd, да нет подвоха. Но много и не заработаете. Это только чтобы своё сохранить.
avatar
Вот только что посчитал у себя в калькуляторе. С учетом всех налогов и расходов доходность SU26230RMFS1 к погашению 10,70%. Эта цифра заранее известна, а офз-ин нет. Также важно понимать что инфляция у всех своя, может быть свою инфляцию офз-ин вы не покроете. Допустим, покупка автомобиля. Поэтому делать ставку только на инфляцию точно не стоит.

././, Вы можете исключить риск инфляции выше 10% годовых? А инфляции как в Турции под 80-100% годовых? А риск гиперинфляции из-за непредсказуемого исхода СВО?
Я лично не готов принимать такой риск с длинными ОФЗ с постоянным доходом. В мирное время еще более менее.
avatar
Alexide, ну давайте называть вещи своими именами, вы делаете ставку на то что в нашей стране будет все плохо и из этого убеждения строите свои прогнозы. В таком случае проще купить рус-28 и держать до погашения. Это позволит держать финансы в нашей стране, но при этом жить в инфляции зоны доллара
././, я желаю своей стране, России, самого лучшего. Но человек, инвестор, должен учитывать и худший сценарий при планировании своих финансов.
avatar
Alexide, согласен с тем что инвестор должен планировать худший сценарий при инвестировании. Таким сценарием может стать, в контексте офз-ин, инфляция в размере 5%, что даст доходность 5% по офз-ин, что в сравнении с 10,7% по SU26230RMFS1  будет грустно, а еще более грустно будет сравнивать с доходностью RUS-28 6,5% + валютная переоценка, допустим при курсе 85 к 2028 году — 8.37% в рублях, и при курсе 95 — 11,62%.
././, я отчасти понимаю Вашу логику.
Только маленькая поправка — если инфляция будет 5%, то ОФЗ-ИН дадут 7,5%.
Попробую объяснить иначе свои мысли:
1. С ОФЗ-ИН вы получаете доход 2.5% сверх инфляции при любой ситуации — низкой или высокой инфляции. У Вас нет чрезмерных рисков.
2. С ОФЗ фиксированный доход, вы получаете:
  — очень хорошую прибыль если инфляция в среднем будет очень низкой (например 5%)
— сравнимую с ОФЗ-ИН доходность если средняя инфляция будет 9% (9.1%+2.5% купона ОФЗ-ИН = 11.6%)
— Если инфляция будет  выше 9.1%, то ОФЗ-ИН будет выгоднее
— Если инфляция будет высокой (15-20%) у Вас будут существенные убытки
— Если будет гиперинфляция (100% и выше), вы теряете почти весь капитал.

Очень длинные ОФЗ-ПД дают вероятность получения хорошей прибыли, но и риск очень больших убытков.
avatar
Alexide, Именно по этой причине я за Rus-28. Бумага сочетает в себе плюсы офз-ин и плюсы офз-пд. Получается что-то среднее.
Сейчас точно прикинул по RUS-28 расчеты. Точка входа сегодня, курс 81,57, цена 126,31. Считаем к погашению с учетом реинвестирования купона под 8%, налогов, валютной переоценки, комиссии брокера.
Курс доллара к 2028 году, доходность в перерасчете в рублях:
1. 83 — 6,39%
2. 85 — 7,33%
3. 87 — 7,95%
4. 95 — 10,46%
5. 100 — 12,02%
6. 120 — 18,28%
Каждые 10% девальвации по среднемесячным ценам вносят 1.5-1.6 п.п к инфляции



././, Rus-28 несет свои риски:
— Она торгуется существенно выше номинала. Есть риск досрочного погашения по номиналу (небольшой риск, но есть).
— Валютный риск. Бумага все еще не перевыпущена в юрисдикции РФ вроде как.
А так тоже интересный вариант.
avatar
Alexide, в проспекте эмиссии оферта уже прошла и давно, больше оферт не предусмотрено. Расчеты проходят через НРД, выплаты в рублях по курсу ЦБ
Посмотрев историю офз-ин 52001, с учетом выплат и роста стоимости без налогов, всего с 2015 ок. 80%. 70/30 по исправленной таблице дал 100%. Т.е. офз-ин 8% в год, на уровне депозитов и хуже отмеченной там инфляции.
avatar

Menachem Slonimski, у Вас где-то ошибка в расчетах.
ОФЗ-ИН 52001 была эмитирована в июле 2015 года по номиналу 1000 руб. 
Сегодня ее номинал: 1556 руб
Если Вы возьмете любой калькулятор инфляции (например) и посчитайте инфляцию за этот период у Вас как раз получится примерно эта сумма (у меня вышло 1562 руб с поправкой на инфляцию, если взять 1000 руб от июля 2015 и посчитать по апрель 2023).
Но еще платятся купоны по 2,5% в год на текущий номинал. Купоны накинут еще где-то 260 руб за тот период.
Итоговая доходность, как и должна быть = инфляция + 2,5% в год

avatar
Alexide, только вы не учитываете что комиссии и НДФЛ с купона и с тела облигации скушают не менее 0,6-1,5% от итоговой доходности. Допустим, биржа пишет доходность к погашению по текущей цене 8,5%. Значит чистая доходность будет около 7,9-7,3%.



././, я уже писал об этом. Держите ОФЗ-ИН дольше 3 лет. ВТБ применяет льготу ЛДВ на прирост номинала.
НДФЛ с купонов снижает прибыль до 2,17%. На ИИС этого можно избежать.
Обычные облигации и акции тоже облагаются НДФЛ.
avatar
Alexide, вы правы, спасибо!
avatar

теги блога Alexide

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн