Блог им. IgorKokarev
Решил посчитать теоретическую доходность ОФЗ-ИН. Как известно, облигация ежедневно индексируется на индекс потребительских цен (т.е. инфляцию) с лагом в 3 месяца + 2,5% купонами в год. И небольшая рыночная премия, т.к. облигация торгуется чуть ниже номинала.
ОФЗ-ИН появились только в 2015 году, но я решил посчитать доходность на исторических данных, т.к. много споров вызывает доходность ОФЗ-ИН в связи с критикой расчета инфляции Росстатом.
Взял 3 периода — 10, 15 и 20 лет по март 2023 года:
20 лет
Официальная инфляция: 393.85 %
Цены увеличились в 4,9 раза
ОФЗ-ИН дала бы прирост в 6,7 раз.
15 лет
Официальная инфляция: 193.31 %
Цены увеличились в 2,9 раза
ОФЗ-ИН дала бы прирост в 3,8 раза
10 лет
Официальная инфляция: 97.29 %
Цены увеличились в 1,97 раз
ОФЗ-ИН дала бы прирост в 2,39 раз
По доллару. Если бы вы продали доллар и купили ОФЗ-ИН:
Март 2003
Продали по курсу 31.38 и купили ОФЗ-ИН, сейчас это было бы 210 руб
Неплохо, где вам дадут 200 за доллар? А ОФЗ-ИН дали бы.
Март 2008
Продали по курсу 23.75 и купили ОФЗ-ИН, сейчас это было бы 90,25 руб.
Март 2013
Продали по курсу 30.80 и купили ОФЗ-ИН, сейчас это было бы 73,612 руб
Да, получается хуже чем держать валюту.
Кстати обратите внимание, что с 2003 по 2013 год, т.е. за 10 лет доллар не вырос в рублях, несмотря на инфляцию в 151.16% в рублях.
При расчете доходности ОФЗ-ИН я не учитывал налоги. Если держать ОФЗ-ИН дольше 3 лет, то по идее можно получить ЛДВ на прирост номинала, как недавно поделился один автор на SL брокерским отчетом из ВТБ — налог удержался только с купонов.
Выводы. Я думаю, что доходность ОФЗ-ИН вполне соответствует реальной инфляции в России. За 20 лет по Росстату цены увеличились в 4,9 раза. А по ОФЗ-ИН мы бы получили прирост в 6,7 раз.
На длинной дистанции ОФЗ-ИН является неплохой альтернативой безналичному доллару для сбережения средств без валютных рисков.
Дополнение от 10 апреля в ответ на комментарий.
По Росстату за 24 года (с марта 1999 по март 2023) цены выросли на 919.87 % (в 10,1 раз).
ОФЗ-ИН дали бы прирост в 14,4 раз.
Если бы продали доллар в марте 1999 по 25 руб и купили условный ОФЗ-ИН, то сейчас это было бы 360 руб. Отличное подтверждение, что можно после взрывного роста и коррекции валюты перекладываться в рублевый инструмент.
И удачи вам в дальнейшем! Впрочем, нынче всем удача нужна…
LSV, судя по графику ниже (со Смартлаба), за последние 10 лет ставка по долларовым вкладам давала где-то 3% в год, что близко к 2,5% ОФЗ-ИН:
smart-lab.ru/uploads/2023/images/05/36/87/2023/01/21/e0a3a6.jpg
Сейчас интересной альтернативой являются замещающие облигации в долларах с 6-8% доходностью в год.
Я лично держу и ОФЗ-ИН и замещающие облигации.
А то я тут в соседнем топике
smart-lab.ru/blog/893352.php
засомневался, нужны ли акции вообще в портфеле или нет.
Ayrisu, сейчас у меня нет акций в портфеле.
Согласен с Вами, что в долларах российские акции находятся в боковике 15 лет. Осознав этот печальный факт, я решил покупать акции (голубые фишки) только на больших падениях, чтобы иметь запас «прочности» по цене. Поскольку часть портфеля у меня валютная (плюс экспортный доход), то жду двойной момент — и рост курса валюты к рублю и одновременное падение акций. И даже с учетом этого не буду брать акции больше чем на 50% от портфеля.
Но на мой взгляд, сейчас по акциям риски запредельные из-за СВО. НДПИ, добровольные взносы, санкции на товары экспортеров, риск национализации и т.д.
Есть мнение, что инфляция официальная у нас нарисованная, а ставку ruonia вроде как особо не нарисуешь, она относительно честная.
Учитывали ли вы этот момент при выборе какие облигации брать, инфляционные или привязанные к ставке ruonia?
Помните, в Турции официальная инфляция недавно была под 80%, а ставка ЦБ смехотворная 8.5%, депозиты в банках на пике были 17%, сейчас 7%. Сколько будет RUONIA в таком случае?
А по ОФЗ-ИН будут обязаны индексировать на 80% — пока такая инфляция зафиксирована.
Как практик подтвержу.
Главное приучить себя отчеты читать.
Анастасия___, у меня немного замещающих облигаций и я планирую держать их долго. Либо продать на очень резком росте курса (выше 120).
Половину портфеля держу в ОФЗ-ИН, пока нет идей по покупке акций (жду либо сильного падения либо завершения СВО).
Тем более когда наши бумаги при этом ещё и бьют рекорды по отчетной прибыли, наглядно показывая насколько неправы вечно тормозящие ждуны радуги.
astray, много думал об этом. Но вижу большие проинфляционные риски, из-за расходов на спецоперацию, поэтому не готов покупать длинные ОФЗ-ПД по текущей доходности.
Короткие ОФЗ (и банковские депозиты) я держу, но по ним любой доход будет облагаться налогом.
Думаю, что обычные облигации дадут похожий результат как ОФЗ-ИН, только будет больше возни с портфелем. Конечно, если ставка ЦБ резко поднимется, а затем начнет снижаться, то я тоже возьму часть ОФЗ-ПД.
и пришел к аналогичном выводам
да много возни, но и выхлоп больше. а если на ИИС, то нет и налогов
брать лесенку выплат купонов и вперед
у меня на дистанции в 22 года такая комбинация дает ~x12 против ваших ~x7
так то понятно что по сути в ИНе они делают все эту рутину ЗА тебя, забирая свой процентик за сервис
Если бы не СВО, я бы тоже держал длинные ОФЗ-ПД.
Alexide, хороший аргумент +1
а я длинные и не держу… у меня все выпуски 1-1,5 года до погашения
это позволяет не проседать на шухере
так вот ответ на ваш вопрос:
-что если инфляция уйдет выше чем сейчас?
я думаю что все выпуски сместятся по доходности аналогично инфляции, иначе если они это не сделают, то из них просто убегут на все четыре стороны (недвижка, золото, бензин, сахар)
и поэтому если деражать выпуски лесенкой, у меня два выпуска погашение в этом году и два в следующем, я смогу погасив ближние перекладываться в упавшие более дальние согласно изменившейся инфляции
разве нет?
astray, если ОФЗ-ПД до полутора лет и держать до погашения, то ОК. Нормальная стратегия. Только без ИИС-Б налоги съели бы хорошую часть прибыли.
Я часть ОФЗ-ИН закидываю на ИИС-А и получаю вычет по вложениям. Т.к. вычет типа Б не имеет смысла для ОФЗ-ИН.
Мне лично комфортнее с ОФЗ-ИН, т.к. там меньше переживаний из-за скачков инфляции, не надо что-то перекладывать. Плюс деньги в ОФЗ-ИН всегда наготове, если будут выгодные цены на акции. Или если нужно будет вывести деньги с биржи, без потерь.
Причем даже если инфляция будет очень низкой, допустим 4%, то купон у ОФЗ-ИН остается прежним 2,5% и суммарная доходность будет привлекательной.
John Wayne,
Соглашусь. Это очень важный момент с ЛДВ, как применяется.
Посмотрите скриншот из брокерского отчета UnembossedName при продаже ОФЗ-ИН:
smart-lab.ru/vopros/891199.php
По моим примерным подсчетам на длинной дистанции ОФЗ-ИН дает сравнимую доходность как портфель из 30% акций и 70% ОФЗ-ПД.
Я смотрел по таблице ниже (к инфляции приплюсовал 2,5% и глянул значение по таблице для портфеля 30/70. Ребалансировку не учитывал.
Еще кроме 2,5% купонов есть рыночная премия около 3% скидка от номинала для длинных ОФЗ-ИН. Когда я покупал в ноябре премия была 5%. Что еще немного увеличивает итоговую прибыль.
Но нужно самому перепроверить эти выкладки.
почему не акции крепких эмитентов с дивами?
Валерий Иванович, хороший вопрос у вас
как то боюсь акций психологически
ну купил я допустим сбера по 300 на 3 млн… а он хлоп 100 р я лезу в ЛК а там толко 1 млн
или другой пример
купил я сбера 15 лет назад по 100
жду когда омулионерюсь… захожу в ЛК а сбер опять по 100
а ОФЗ всяк капейку под рекапу дают
Да, 2 черных лебедя я уже поймал.
Надо разобраться с этими ОФЗ -ИН.
Для меня, облигации — это постоянный доход, не растущий.
Оказывается, есть нюансы.
я — слабак
у меня все настроение нарушится в повседневной жизни, так как постоянно буду думать как же знатно побрили меня в акциях на лебеде
в итоге хмурый я буду ходить большую часть времени ударжания акций. которые щас могут и дивы то перестать платить и болтацо годами как гумно в проруби
по облигам там три типа их
в идеале наверно собирать все три типа в портфельчик )) равными долями и строить пирамиду сложного процента обязательно
Я пока в процессе условного накопления капитала.
Как только цели будут достигнуты, тогда и облигации станут актуальны.
По крайней мере, план такой.
В сфере информационной безопасности принято считать риски по наличию. То есть если риск есть, он должен быть закрыт. Вот по вашим расчётам, сделка в марте 2013 года ведёт к убытку примерно 10% за 10 лет. То есть, инструмент, он несёт риск убытка, и его надо диверсифицировать другими классами. Я не понимаю, для чего вкладывать в облигации в валюте с такой дикой инфляцией, и вы лишний раз подтвердили мой скепсис.
К тому же, у вас 2003 и 2008 — это относительно успешные годы в экономике РФ, а вот вопрос в том, что было бы при сделках в 2014, 2017, 2020 и 2022?
Какую-то картину дал бы расчёт за каждый март с 2003 по 2023.
Сейчас при сильном росте доллара я буду постепенно продавать валюту и перекладываться в ОФЗ-ИН на проинфляционных ожиданиях. При сильном падении валюты, наоборот накапливать ее. Но для неопытного инвестора это несколько рискованная стратегия.
Что именно не понятно?
Инструмент не шибко популярный, поэтому инфы мало.
Люди осознали, что «доллар» не защитит от инфляции (см. цены на авто, например, при курсе летом ниже 60), следовательно, пошли искать инструменты, где можно защититься.
Люди осознали, что бывает и турецкий гамбит вариант, где «руония» в разы отличается от инфляции, вместо флоутеров стали обращать внимание на линкеры.
Горизонт планирования сильно сократился, к акциям долгосрочный интерес уменьшился (много напокупали в янв-фев 2022, см., например, последний обзор фин. рисков от цб, там дали такую диаграмму), следовательно, не рассматривают акции как долгосрочная защита от инфляции. Следовательно, ищут другой инструмент.
И еще добавлю, инструмент действительно относительно новый, так как ряд прошлых кризисов и всплесков не застал (только с 2015 года), поэтому осознание медленно приходит.
И кстати, ликвидность-то невелика, так что вряд ли уж «все стали обращать внимание».
Не сказал бы, что эта бумага подходит для короткого горизонта планирования, летом короткая бумага погасится, ближайшая будет до 2028го года тянуться. Не стоит покупать 52002, если не готов сидеть в ней до погашения, потому что покупающий эти бумаги коммитится на то, что он ок с формулой ИПЦ +2-3%, а в процессе обращения бумаги этот результат может быть не достигнут.
В том то и дело, на смартлабе не первая тема, еще в других местах новых интересантов видел, боюсь это не те люди, которые создают ликвидность)
Nordstream,
По Росстату за 24 года (с марта 1999 по март 2023) цены выросли на 919.87 % (в 10,1 раз).
ОФЗ-ИН дали бы прирост в 14,4 раз. Вполне похоже на реальность?
Рост цен на ряд товаров и услуг растянулся на несколько лет после взрывной девальвации в 1998 году.
Доширак по Вашим данным вырос в 12,5 раз. Похоже ведь на доход от ОФЗ-ИН за тот же период?
По проезду надо посмотреть сколько он стоил накануне девальвации 1998 года, т.к. подорожание многих социально значимых услуг растянулось на несколько лет.
Alexide, шикарный ответ
жаль у нас реальная история ИН-ов только с 2015 го
остальное я так понял вы переносите со статы инфляции на истории
как вы тут считали?
\\Цены увеличились в 1,97 раз
ОФЗ-ИН дала бы прирост в 2,39 раз
Обмануть нас могут двумя способами — дефолт государства (или вообще тотальная смена власти, например на коммунистов) либо неадекватный расчет ИПЦ Росстатом.
да. вот это я и хотел уточнить
а то вдруг начну считать и не выйду на ваши цифры
А доширак… не помню сколько стоил, наверное не могли себе позволить.
непонятно как считали ,
вот ВАМ ОФЗ 52001
bonds.finam.ru/issue/details01CC100002/default.asp
она показала рост цены ( тела ) ОФЗ с 1000 до 1552.6
+ купоны 2 за год около 250 р за 8 лет
итого 800% , учитывая перекладку под 2.5% еще около 22%
120 р = это я сильно увеличил перекладку ,
по факту получим около 65 р
итого 92% = завышенная оценка ,
87% = оптимальная оценка
з.ы. считайте с примерами реальных ОФЗ
не знаю как за еще 2 года
" ОФЗ-ИН дала бы прирост в 2,39 раз "
т.е. еще + 150%
возможно я не прав , поправьте
Конечно я указывал теоретический расчет, поскольку ОФЗ до 2015 не существовало, но это вполне реальный доход, потому что облигация дает четкую формулу дохода — индексация номинала ежедневно на ИПЦ (инфляцию) с лагом в 3 месяца + 2,5% купона в год, и обычно несколько процентов рыночной премии.
повод задуматься об ОФЗ-ИН
ИН индексируется с лагом в 3 месяца. Т.е. если в январе инфляция была 1%. То в апреле офз вырастит на 1%
Рост происходит каждый день. например :
1 января инфляция была 0.01% — то 1 апреля офз вырастет на 0.01%
Но смотреть назад смысла не много.
В марте была инфляция за 1 месяц 10%
но тело прибавит эти 10% в июне.
но инвесторы не дураки. они закладывают эти 10% в будущее. и ЦЕНА растет на 10% в марте.
Когда приходит июнь. Начинает рости Номинал. а цена падает.
А насчет прогноза… только если вы можете предсказать будующую инфляцию, а потом просто прибавить 2,5% + дисконт цены
Январь 0.84%
февраль 0.46%
март 0.37%
Итого за 1 квартал чуть больше 1,67%
/это означает что НОМИНАЛ облигации за весь 2 квартал железно вырастет на 1,66%
А уже инфляция апреля, мая, июня. будет закладыватся в ЦЕНУ облигации.
Вы наверное считали инфляцию г/г 11%, на неё вообще не смотрите.
Вам интересна только инфляция за КОНКРЕТНЫЙ месяц.
первые 4 месяца 2023 года инфляция низкая.
Только если делать ставку на высокую инфляцию в мае.
НО это платные данные. их нет в открытом доступе
Таблица не полная. Но, думаю можно ориентироваться.