Блог им. gpbinvestments
В первые два месяца 2023 года грузооборот в морских портах России вырос на 2,6% — до 140,3 млн тонн по сравнению с прошлым годом. Перевалка угля, зерна, удобрений, руды и черных металлов выросла на 4,9% — до 65,4 млн тонн, а сырой нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и пищевых грузов — на 7%, до 74,9 млн тонн. Но все ли так хорошо?
⛽️ Азово-Черноморский бассейн
Здесь расположены два крупных порта: Новороссийск (НМТП), занимающийся перевалкой нефти и нефтепродуктов, а также Тамань, через который идет перевалка угля. Грузооборот за январь — февраль вырос на 3,5% — до 43,8 млн тонн из-за эффекта высокой базы января. На сухие грузы пришлось 20,7 млн тонн (+17,3%), а на наливные — 23,1 млн тонн (-6,3%).
⛴ Балтийский бассейн
Крупнейшие порты — Усть-Луга и Санкт-Петербург, где расположены активы Global Ports, а также Приморск — актив НМТП. До событий февраля 2022 года через балтийские морские ворота осуществлялся традиционный экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. Грузооборот составил 43,5 млн тонн (+3,8%), из которых объем сухих грузов составил 16,7 млн тонн (-4%), а наливных — 26,8 млн тонн (+9,2%). В феврале грузооборот Балтийского бассейна оказался больше Черноморского.
🛢 Дальневосточный бассейн
Тут расположен Владивостокский морской торговый порт — один из активов ДВМП, а также порт Ванино, принадлежащий Мечелу. Через Дальневосточный бассейн в основном перевозят пищевые продукты, в том числе морепродукты, автотранспорт, сельхоз и спецтехнику, лекарственные средства и медицинские препараты, а также бытовую технику и электронику. Грузооборот порта увеличился на 2,7% — до 36,2 млн тонн. Из них объем перевалки сухих грузов составил 23 млн тонн (+1,5%), наливных — 13,2 млн тонн (+4,9%).
🚢Арктический бассейн
Ключевой продукт, направляемый через арктический бассейн — это сжиженный природный газ с Ямала и нефть на европейские и азиатские рынки. Грузооборот упал на 3%, до 15,9 млн тонн, в основном из-за наливных грузов — 11,4 млн тонн (-6,5%). Объем перевалки сухих грузов вырос и оценивается в 4,5 млн тонн (+7,1%).
⚓️Каспийский бассейн
В Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефтепродукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. По сравнению с январем грузооборот ускорил свой рост, увеличившись на 3,1%. Он составил 0,9 млн тонн, из которых объем перевалки сухих грузов составил 0,5 млн тонн (+18,4%), наливных грузов — 0,4 млн тонн (-9,7%).
Кто бенефициарСнижение в Азово-Черноморском бассейне могло произойти как у НМТП на фоне ограничений по продаже нефтепродуктов, так и у Тамани на фоне землетрясения в Турции и Сирии. Согласно данным, российские компании стали поставлять наливные грузы — нефть и нефтепродукты — через Балтику и Дальний Восток, что может быть негативно для НМТП, однако открывает больше возможностей для ДВМП.
Следите за экспертизой рынка и подключайтесь к эфирам с аналитиками в нашем телеграм-канале.