Как работает новое бюджетное правило, к которому Минфин вернулся с 2023 года?
По сравнению с ранее действовавшим правилом есть кое-что новое.
Во-первых, теперь вместо долларов и евро Минфин собирается закупать юани. Как это повлияет на курс рубля к доллару и повлияет ли вообще – вопрос.
Во-вторых, теперь нет «цены отсечения», по которой раньше определялось, сколько денег будет оставлено в бюджете, а сколько отправлено на закупку валюты и пополнение ФНБ. Определен только общий объем в рублях, который необходим для федерального бюджета: это 8 трлн руб. Все, что выше, должно направляться в резервы.
Однако если Минфин собирается осуществлять пополнение резервов не по итогам года, а на ежемесячной основе, то возникает вопрос, где же будет проходить «граница» между бюджетом и ФНБ, пока суммарные нефтегазовые доходы еще не составили 8 трлн руб.? И вот тут пояснения Минфина пока довольно туманные: говорится лишь о некой «оценке месячных показателей».
Конечно, разделить 8 трлн руб. на 12 месяцев совсем не сложно, однако нужно учитывать неравномерность расходов бюджета, когда значительная часть расходов сбивается на конец года. Выходит, в начале года будет закупаться валюта, копиться профицит, а в конце года будет распродажа этой валюты для осуществления расходов?
Ну а в то, что расходы вдруг станут финансироваться равномерно, верится с трудом – уж очень привыкли в Минфине экономить средства, выдавать их в последний момент, а то и оставлять неисполненными. Так что вся эта история с новым бюджетным правилом скорее похожа на попытку Минфина возродить механизм накоплений валюты – без каких-либо принципиальных изменений в бюджетной политике.
8 трлн руб. это доходная часить бюджета. Речь о расходах не идет.
Это другая тема для разговора.
Для России строить бы супер хабы, сжижать газ, перерабатывать нефть. И создавать монополию, отпуская по трубам за реальный вассалитет, а не за фантики.