Блог им. Koleso
Европейская комиссия, исполнительный орган ЕC, назвала уровень потолка цен на газ для Европы. Он оказался более чем вдвое выше текущих цен.
Сможет ли предложенный механизм защитить потребителей от скачков цен?
Европейская комиссия (ЕК) предложила ограничить цену на газ для ЕС уровнем €275 за МВт·ч, или примерно $3000 за 1000 кубометров, установив этот потолок для фьючерсов с исполнением в следующем месяце.
Ограничение будет действовать в течение года с 1 января 2023 года.
Цены на газ в ЕС упали с августа благодаря сокращению спроса, обязательному заполнению хранилищ, диверсификации поставок и другим мерам, предложенным комиссией в последние месяцы.
Но сегодня отсутствует способ предотвращения и устранения всплесков цен.
Согласно предложению комиссии, механизм коррекции рынка должен запускаться автоматически при двух условиях:
если цена газа превышает €275 в течение двух недель и если спред между ценой TTF и мировой ценой СПГ больше €58 в течение 10 торговых дней.
Потолок цен ограничен только одним фьючерсным продуктом, чтобы газ, необходимый для обеспечения безопасности поставок, мог закупаться также на спотовом и внебиржевом рынках.
Действие этого механизма может быть приостановлено немедленно, если окажется, что установленный разрыв между ценами TTF и СПГ в течение 10 торговых дней не сохраняется или возникают угрозы безопасности газоснабжения ЕС.
В августе цены фьючерсов на TTF подскочили почти до €350 за МВт·ч и держались на уровне выше €225 до 6 сентября.
Нынешнее предложение завершает целый ряд мер, которые ЕК выработала для решения проблемы высоких цен на энергоносители.
Среди уже принятых государствами — членами ЕС мер — обязательства по созданию запасов газа и сокращению спроса на него.
В сентябре ЕК предложила также дополнительные экстренные меры по снижению спроса на электроэнергию и перераспределению сверхприбылей энергетического сектора в пользу граждан и бизнеса.
В октябре были предложены новые меры по совместным закупкам газа странами ЕС, безусловным солидарным действиям европейских государств в чрезвычайных ситуациях, а также правовая основа для механизма корректировки рынка для решения проблемы высоких цен на газ в краткосрочной перспективе.
Предлагаемый ЕК механизм установления потолка цен далек от совершенства и его использование мало реалистично.
Формула, приведенная ЕК, свидетельствует о том, что план не будет полноценно реализован, кроме TTF, существуют другие биржи, внебиржевой рынок и спотовый рынок СПГ.
Если СПГ на споте стоит дороже, чем фьючерсы, то потолок цен применяться не будет. В таком случае никто не будет продавать через TTF, все побегут продавать либо через другие механизмы, либо СПГ просто пойдет не в Европу, а в Азию.
Чтобы СПГ не шел в Азию, Европе нужно постоянно выигрывать ценовой арбитраж, то есть цены должны быть довольно высокими, а ценовой потолок их ограничит.
Некоторые поставщики вообще могут отказаться от поставок в Европу.
В частности, Катар предупредил, что в случае введения Европой потолка цен на газ он может перенаправить свои поставки в другие регионы.
ЕК с самого начала скептически относилась к идее вмешательства в рыночное ценообразование на газ, но долгое время вынужденно лавировала между странами ЕС, выступавшими за и против этой меры.
Итоговое предложение означает фактически переход в стан противников «потолка цен».
Иначе сложно интерпретировать как саму «красную черту» в €275 за МВт·ч для деривативов TTF на месяц вперед, так и условия, при которых эта черта будет считаться пересеченной.
Ключевое из них — удержание цены на таком заоблачном уровне в течение двух недель подряд. Переводя с бюрократического языка на экономический это означает «никогда».
То же самое, относится и ко второму условию — превышению на €58 цены TTF «справочной» цены СПГ в течение также двух недель.
Причем эти два условия не из разряда «или/или», а должны быть выполнены оба, что дополнительно снижает реалистичность запуска этого механизма.
Не говоря уже о том, что они делают сам механизм весьма неповоротливым».
С учетом условий активизации потолка цен (длительный период высоких цен и существенное превышение над ценами СПГ) он будет введен только в исключительных случаях.
Установленный потолок в €275 за МВт·ч на две недели — способ сохранить идею ценового потолка, почти лишив ее экономического содержания.
Сейчас европейские хранилища заполнены на 95%, осень выдалась необычно теплой, спрос на СПГ в Китае сильно просел, что увеличивает шансы пройти зиму без потрясений, особенно если не будет внезапных резких похолоданий в феврале-марте, сюрпризов с падением выработки гидро- и ветряных станций, с техногенными авариями у СПГ-экспортеров.
Ограничение в €275 за мегаватт-час может сыграть роль для заполнения хранилищ на следующую зиму 2023–2024 годов, но даже и тогда наличие политических и коммерческих долгосрочных договоренностей с поставщиками свободного СПГ будет гораздо важнее формального потолка.
Кроме того, предложенный механизм не запрещает внебиржевые сделки, где покупатели и продавцы могут использовать любые цены, а не только «подрегулированный» TTF.
С другой стороны, €275 не слишком защищает европейских покупателей от роста цен на энергию, а европейские компании — от убытков и кризисов ликвидности, ради чего весь разговор о ценовом потолке и затевался.
Это значит, что ближайшей зимой каждая европейская страна будет заниматься спасением своих потребителей и энергокомпаний самостоятельно, как это уже делают Германия, Финляндия и некоторые другие.
Что же касается России, то на ее долю сейчас приходится только 9% потребляемого Европой газа, и на эти поставки гораздо сильнее влияют политические факторы, санкции и физическая сохранность украинской газотранспортной системы, чем довольно теоретический ценовой потолок.
P.S. Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.
Индусы рады