Блог им. Investovization
Добрый день, друзья! Приветствую вас на канале, посвященном инвестициям. X5 Retail Group (FIVE) — один из лидеров Российского продуктового ретейла 25.10.22 отчитался за 3 квартал 2022 года. Этот обзор посвящён разбору компании и этого отчёта.
Для данной статьи доступна видео версия на Youtube
Еще больше разборов в телеграм: https://t.me/Investovization_official
X5 Retail Group — ведущая российская продуктовая розничная компания, которая управляет магазинами нескольких торговых сетей: магазинами «у дома» под брендом «Пятёрочка», супермаркетами под брендом «Перекрёсток» и «жёсткими» дискаунтерами под брендом «Чижик». Компания занимает лидирующие позиции в сегменте электронной коммерции, развивая цифровые бизнесы Vprok.ru, 5Post, экспресс-доставку и «Много Лосося».
Кроме сетевых магазинов, под управлением Компании также находится 52 распределительных центра и более 4200 собственных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.
Под управлением Компании суммарно находится 20 227 магазинов с лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России. Количество уникальных покупателей превышает 15,5 миллионов человек ежедневно. Активно развивается онлайн доставка, за 2021 год было доставлено почти 24 миллиона заказов. X5 является одним из крупнейших российских работодателей. На сегодняшний день в компании работает 325 тысяч сотрудников.
Несмотря на то, что весь бизнес сосредоточен в России, формально, X5 – это иностранная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Поэтому на Московской бирже торгуются не акции компании, а глобальные депозитарные расписки. Если упростить, то Депозитарная расписка — это вторичная ценная бумага, в основе которой лежат акции иностранного эмитента. Она позволяет владеть этими иностранными бумагами в своей стране без необходимости их приобретения на международном рынке.
С начала года расписки на акции X5 Group упали примерно на 18%. Но с локальных минимумов начала июня, менее чем за 5 месяцев, они уже отрасли более, чем в два раза.
Давайте посмотрим отчётность компании, чтобы понять, почему так происходит. И стоит ли покупать акции этой компании.
Прежде чем перейти к финансовому отчёту компании, напомню, что на YouTube канале, в плей-листе «обучение»есть соответствующие видео, где рассказывается, как можно легко разбираться в финансовой отчётности.
Компания продолжила демонстрировать позитивные результаты в 3 квартале:
Ещё лучше результаты за прошедшие 9 месяцев:
Пятерочка остаётся основным источником выручки. На продажи этой сети, включая экспресс доставку, приходится 83% от всей выручки. По всей стране открыто уже 18865 магазинов.
Следующий по значимости сегмент выручки – это Перекрёсток. На эту сеть приходится 13% всех продаж, в том числе Vprok.ru и экспресс доставка. В сети 972 магазина.
И последнее время компания активно развивает бренд Чижик. Эта сеть позиционируется как «жёсткий» дискаунтер. На Чижик приходится 1,5% продаж. На данный момент открыто 316 магазинов.
Ещё в X5 есть сеть гипермаркетов Карусель. Но компания приняла решение прекратить её развитие. Сейчас часть магазинов закрывают, часть переводят в Перекресток, часть продают. На данный момент эта сеть приносит менее одного процента выручки.
Несмотря на кризис и СВО, компания продолжает экспансию. На 7% прибавилось магазинов под брендом «Пятерочка» и в 11 раз до 316 штук выросло число магазинов «Чижик». При этом количество магазинов Перекрёстка снизилось менее, чем на 1%. И как видим, продолжается активное сокращение сети Карусель.
Общее количество магазинов 20 227 шт (+5,8% г/г). Общая торговая площадь 8,75 млн кв. м. (+4% г/г).
Вместе с открытием магазинов, соответственно выросло и число покупателей. Общее число превышает 15,5 млн чел ежедневно.
Также вырос и средний чек. Средний чек в «Пятерочке» составил 422 ₽ (+9% г/г). В Перекрёстке 615 рублей. В Чижике 600.
Кроме открытия магазинов, еще одним значимым фактором роста выручки стало увеличение сопоставимых продаж на фоне растущей инфляции.
Сопоставимые продажи — это значит показатель продаж или трафика без учета открытия новых магазинов.
В третьем квартале сопоставимые продажи ускорили рост до 12,4% г/г. А средний чек вырос на 8%. Рост среднего чека стал основным драйвером роста сопоставимых продаж. При этом рост трафика по всей группе составил почти 4%.
Активно растут показатели цифровых бизнесов. Здесь наибольшая часть выручки приходится на Экспресс доставку. Стоимость доставленных товаров за 9 месяцев превысила 32 млрд. Это рост на 64% по сравнению с прошлым годом. На 30% выросли сервисы VPROK.RU и 5POST.
Вообще в третьем квартале MAU (количество уникальных пользователей за месяц) цифровых сервисов составило 18,3 млн, показав рост на 6% год к году. Совокупная валовая стоимость продаж выросла на 36% до почти 16 млрд.
Кроме увеличения числа магазинов на 6%, к основным факторам роста следует отнести высокую инфляцию.
Продовольственная инфляция в 3 квартале 2022 года составила 15,6% г/г, в отличии от 19,5% г/г во 2 квартале 2022 года. Замедление темпов роста цен на продовольствие было обусловлено хорошим урожаем плодоовощной продукции и зерновых культур, а также укреплением курса рубля на 19%.
Годовая динамика выручки демонстрирует уверенный положительный тренд. Главные его составляющие — это рост числа магазинов и инфляция. Средний годовой рост за последние 5 лет превышает 16%.
Показатель EBITDA, который очень важен при определении долговой нагрузки, расчёта дивидендов, и для сравнения с другими компаниями, показывает аналогичную динамику.
Чистая прибыль также неплохо растёт.
Общий долг за 9 месяцев снизился на 29% до 209 млрд. Причём в зависимости от стандартов МСФО, компания рассчитала разные значения:
Долговая нагрузка умеренная.
За 3 квартал и за 9 месяцев на 9% выросли денежные средства, полученные от операционной деятельности. Существенно сократились расходы на инвестиции, которые за 9 месяцев составили 50 млрд (-21,6% г/г). И на 134,8 млрд за 9 месяцев были уменьшены долгосрочные кредиты и займы.
По мультипликаторам компания оценена относительно недорого:
X5 в основном всю прибыль вкладывает в развитие, в дальнейшую экспансию.. Поэтому, исторически, дивиденды были невысокими. Но при этом у компании есть дивидендная политика. Согласно ей, выплаты производятся два раза в год. Но в связи с происходящими событиями выплатить дивиденды технически невозможно. Поэтому Х5 уже отказалась от итоговых выплат за 2021 год. Как сообщают представители компании, вернуться к выплате дивидендов можно будет после снятия санкционных и регуляторных ограничений. Таким образом, рассчитывать ближайшее время на дивиденды не стоит. Как мы видели выше, вместо выплаты дивидендов, деньги компания направляет на сокращения долговой нагрузки.
Основная точка роста, которую обозначает компания — это намерение Х5 уделять приоритетное внимание расширению формата жестких дискаунтеров «Чижик», выручка которого за 9 месяцев увеличилась до 20,6 млрд, показав рост в 19 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания планирует ускорить развитие «Чижика» и открыть более 400 жестких дискаунтеров в 2022 г.
Также компания продолжит расширять сеть магазинов «Пятерочка».
А в сети «Карусель», наоборот, происходит сокращение площади в соответствии с программой трансформации формата. Чистая розничная выручка «Карусели» в 3 кв. 2022 г. снизилась на 47%.
Компания продолжает показывать позитивные результаты. Это произошло не только благодаря открытию новых магазинов и инфляции, но также отлично поработал менеджмент, компания была сосредоточена над контролем затрат и обеспечением операционной стабильности бизнеса, включая процессы адаптации логистики и ассортимента. В итоге, пока получается немного обгонять инфляцию.
В целом, это прибыльная и постепенно растущая компания. Планы по расширению в 2022 году связаны с «Пятерочкой» и «Чижиком».
Несмотря на продолжение расширения розничной сети, компании удалось сократить общий долг почти на треть в этом году. Долговая нагрузка средняя.
По мультипликаторам компания выглядит недорого.
Дивиденды приостановлены и пока не понятно, когда смогут быть возобновлены.
Расписки с начала июня 2022 года в два раза отскочили от минимумов. Но потенциал роста ещё сохраняется.
В итоге, X5 – это отличный, качественный бизнес, представляющий защитный сектор. Главные риски заключаются в том, что Х5 – это иностранная компания. И в любой момент возможны различные блокировки и ограничения. «Магнит» в данном случае выглядит безопасней и в целом показывает также хорошие операционные и финансовые результаты.
Мои расписки X5 были сначала заблокированы в ВТБ. Далее в течение месяца, в марте переносились в РСХБ. Как только я получил к ним доступ, я сразу их продал, т.к. не хотел связываться с рисками инвестиций в иностранные активы. В итоге, потери на этой сделке составили около 50%. Но я не считаю, что зафиксировал убыток, т.к. просто переложил эти деньги в другие также подешевевшие российские акции, но с меньшими рисками. В частности, в «Магнит». На данный момент инвестиции в X5 не планирую.
На этом, пожалуй, закончим сегодняшний обзор. Напомню, что всё, о чем мы говорим на этом канале, — это мнение автора, и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. А сейчас делитесь опытом в комментариях, пишите вопросы и предложения. Всегда буду рад помочь. Подписывайтесь и ставьте лайки.
-----------------------------------------------------------
Давайте инвестировать вместе! Ставьте лайки и обязательно присоединяйтесь: