В эти дни руководство Европейского союза усердно работало, пытаясь найти прочное решение энергетического кризиса, который усугубляется с каждым днем. Однако то, как они подходят к решению, вряд ли приведет к каким-либо прочным результатам. И до сих пор его сравнивают со схемой Понци. «Одним из самых простых политических рычагов, если хотите, является то, что вы можете принять законопроект, присвоить деньги и дать деньги гражданам для оплаты их счетов за электроэнергию», — сказал на этой неделе бывший министр энергетики Дэн Бруйетт CNBC .
Он согласился, когда его спросили, можно ли сравнить этот подход со схемой Понци. Тем не менее, налог на непредвиденные расходы и энергетические субсидии — это, похоже, только начало, и конечный продукт может оказаться намного хуже, чем схема Понци.
На этой неделе газета Financial Times сообщила, что ЕС добивается широких полномочий в отношении предприятий в государствах-членах, которые фактически позволили бы Брюсселю указывать этим компаниям, что производить, в каком количестве и кому продавать во время кризиса. Определение кризиса было бы прерогативой того же ЕС.
«Мы были бы очень обеспокоены, если бы это предложение было принято в такой интервенционистской форме», — сказал Мартинас Борисас, исполнительный директор BusinessEurope, ассоциации работодателей.
«Это может обязывать государства-члены отменять договорное право, заставлять компании раскрывать конфиденциальную коммерческую информацию и делиться своими запасами продукции или диктовать свое производство в условиях любого типа кризиса, по которому примет решение комиссия», — пояснил он.В другом отчете Bloomberg основное внимание уделялось мерам прямого вмешательства на рынке энергоносителей, которые обдумывает Брюссель. В отчете упоминается несколько мер финансовой помощи, к которым правительства Германии, Швеции и Финляндии были вынуждены прибегнуть, чтобы избежать банкротства коммунальных предприятий из-за кризиса цен, как событий, которые побудили блок к действиям.Само действие, которое будет обсуждаться на встрече министров энергетики в пятницу, состоит в ограничении импорта российского газа, временном ограничении цены на газ, используемый для производства электроэнергии, и приостановке торговли производными энергетическими инструментами в попытке повысить ликвидность на проблемном рынке электроэнергии.
Цены на природный газ в Европе выросли примерно на 400% за последний год. Кризис фактически начался в это время в прошлом году, и события этого года в Украине только серьезно усугубили и без того плохую ситуацию.
Решения сложны.
Однако для Дэна Бруйетта, президента компании Sempra Infrastructure, активно работающей в сфере СПГ, решение простое: Европе просто нужно инвестировать в усиление нефтегазовой зависимости от США. Для самой Европы замена одной зависимости на другую вряд ли будет лучшим выходом. действий, даже если политические отношения с США сильно отличаются от отношений с Россией.
Однако «доморощенная» чистая энергия, как назвала ее президент ЕС Урсула фон дер Ляйен на прошлой неделе, также не является решением по чисто физическим причинам. В мире недостаточно сырья, чтобы сделать Европу на 100% зависимой от ветра и солнца. И это без упоминания о глобальной зависимости от китайских мощностей по переработке редкоземельных элементов и лития.
Европе предстоит пережить трудную зиму. По мере того, как попытки справиться с ситуацией становятся все более отчаянными до того, как начнут поступать счета за первый отопительный сезон, это отчаяние ведет во все более интервенционистское направление. Это уже побудило некоторых обвинить ЕС в авторитарности, а в социальных сетях появились сравнения с Советским Союзом.
Люди уже протестуют против энергетической политики европейских стран, и по мере приближения осени к зиме протестов будет больше. К сожалению, помимо прямого вмешательства в энергетические рынки и «схемы Понци» для домохозяйств, у европейских правительств не так уж много карт для разыгрывания.