Блог им. zzznth

Детский мир. Куда расти?

    • 25 января 2022, 16:45
    • |
    • zzznth
      Популярный автор
  • Еще
Классическая экономическая теория говорит о том, что ростом компании эффект масштаба из позитивного становится негативным (за исключением естественных монополий). В ритейле это выражается в следующем. Масштаб позволяет повышать маржинальность благодаря улучшению логистики, открывает такие плюшки как возможность заключать эксклюзивные контракты с поставщиками. Повышает узнаваемость бренда, а значит можно получать доп маржу продажами СТМ. В принципе всё это неоднократно обсуждалось; всегда можно посмотреть например smartlab-online с представителями компании. Однако бесконечно расти, не ухудшая маржинальность невозможно: грубо говоря после того как зашел во все интересные регионы, придется заходить в менее интересные.

К чести менеджмента Детского Мира, они вовремя поняли что горизонт максимального роста близок и решили продлить экстенсивную фазу за счет новых рынков. Как страновых (выход в Казахстан и Беларусь), так и освоение нового типа продукции — зоотовары (сеть Зоозавр). Всё это помогало ДМ стабильно расти двузначными темпами. Возникает резонный вопрос: а какая в таком случае должна быть премия за рост в оценке компании? Разумеется, это зависит от потенциала дальнейшего роста.

Посмотрим какие выводы можно сделать из операционного отчета за 4й квартал. Для начала надо отметить, что данный бизнес имеет яркую сезонность: продажи в течении года растут квартал-к-кварталу и падают в начале года (1 кв < 4кв предыдущего года). Поэтому сравнивать имеет смысл только к аналогичному периоду прошлых лет.

Группа продолжает расти. За квартал открыли 105 новых магазинов: 33 магазина сети «Детский мир» в России, 2 магазина «Детский мир» в Казахстане, 1 магазин «Детмир» в Беларуси, 27 магазинов «Детмир мини» и 42 магазина сети «Зоозавр». Общее количество магазинов Группы составило 1 119 магазинов (+28,9% год к году) в 445 городах и населенных пунктах России, Казахстана и Беларуси. Торговая площадь магазинов Группы увеличилась на 9,3% до 980 тыс. кв. м.

Уверенно растёт доля онлайн продаж. В 4м квартале она составила 37.4%, в 21-м году — 30.8%. Компания крепко держится и не дает отжать рынок маркетплейсам типа Озона и Вайлдберис. Тут следует напомнить что онлайн-продажи не только перспективны сами по себе, но в случае конкретно ДМ создают хорошую синергию с оффлайном (опять же, смотрим смартлабонлайн). Однако динамика продаж уже показывает меньший энтузиазм.
Хотя за 12 месяцев рост всё еще приличный: общий объем продаж Группы (GMV) увеличился на 16,9% до 184,3 млрд руб. (с НДС). То вот за 4й квартал рост перестал быть двузначным: GMV продажи увеличились на 8,5% до 53,3 млрд руб. Анализ сопоставимых (like-for-like) продаж, пожалуй даже более показателен чем общих. У ДМ В России lfl продажи и вовсе упали на 3% (годом ранее был рост на 5.4%). Хотя средний чек вырос на 6.8%, их количество упало на 9.2%. Впрочем, нельзя не упомянуть и ковидные ограничения.
В период 28 октября по 7 ноября около 3% магазинов были закрыты, 35% работали в ограниченном режиме (как пункты выдачи заказов или с ограниченным ассортиментом), 62% работали в нормальном режиме. Также в ноябре-декабре около 30-40% торговых центров, где оперировали наши магазины в России, требовали от посетителей верификацию прохождения вакцинации или наличия антител (в виде QR-кода подтверждения) из-за ограничений местных властей, что также негативно повлияло на общий уровень продаж.
Здесь и таится самая главная неопределенность. Если же слабые результаты 4го квартала станут новой нормальностью, то и рост компании (а значит и премия) будет крайне ограничен. Если же компания сможет и далее показывать двузначный рост без потери в маржинальности, то в оценку можно смело закладывать хорошую премию за будущий рост.

Конечно, стоит отметить, что по любым мультипликаторам компания то отнюдь не выглядит дорогой, даже без учета премии за рост. Хотя а что сейчас то дорого? Но для уточнения мультов (а 4-й квартал всегда самый сильный в году) необходимо будет дождаться финансового отчета.

P.S. Нельзя не отметить тот факт, что конкуренты ДМ начинают сдавать на таком жестком рынке. Что в обозримом будущем может повысить маржинальность, что приведет к сильному улучшению фин показателей.
10 комментариев
Кажется, что детский мир это плохая идея ) Петрович не зря вышел!
Олег Кузьмичев, я бы не сказал что плохая. Да и стоит сейчас даже дешевле той цены по которой выходили… Но есть подозрение, что осознание того, что потенциал темпов роста уже иссякает было уже тогда. А для холдинга компания с ростом всего 10% уже не очень интересная история
avatar
zzznth, затухающие ритейлы это плохо, тем более без маржи безопасности. Для меня сегмент бизнеса в детских игрушках, учитывая рост онлайна (как игр, так и доставки озоном всяких) — это огромный риск. Цена должна быть явно дешевле при текущей ситуации.
Олег Кузьмичев, спасибо, интересное мнение. С тем что онлайн — сильный риск соглашусь. Но все-таки:
— у ДМ очень большая доля онлайна, которая к тому же растет. Так что позиция уже крепка и пошатнуть её будет крайне сложно
— сектор слишком специфичен, и в нем онлайну полностью доминировать будет сложнее
— у ДМ уникальный случай синергии оффлайн и онлайн продаж
— брендам проще поддерживать статус качества чем маркетплейсам где продают всех подряд
avatar
избушки льют ДМ и Мвидео, так как надо поддерживать газик и сбер и скупать их с рынка. Ценник мега-сладкий на внутренних ретейлеров. Их бизнес ОК. Народ снова массово «спасает» рубли в товаре). Был в ДМ — полки ломятся от интернет-заказов, буквально нет свободных мест
avatar
Alfredo Baioni, не думаю что пролив ДМ И мвидео можно хоть как-то сбер и газик поддержать
avatar

Согласен с примечанием: «конкуренты ДМ начинают сдавать на таком жестком рынке».  Общий рост оффлайна в РФ окажется по факту скромнее, чем прогнозировали оптимисты, поэтому будет тесно. Подозреваю, что крупный кандидат на вылет или потерю доли это ОЗОН.
Кроме того, поддерживаю мысль о том, ковидные ограничения неизбежно ослабнут в 2022 году и такой подлянки с ограничениями, особенно новогодними,  не повторится.
avatar
Не надо сравнивать ДМ и МВидео. Хотя бы потому, что менеджмент МВидео сменили из-за неудовлетворительных результатов.

ДМ ещё имеет потенциал роста в детском сегменте за счёт выдавливания не системной розницы.
А зоо сегмент вообще только в самом начале консолидации. Ее вовремя стартанули. Затухающая консолидация в детском сегменте будет компенсирована нарастающей консолидации в зоо.

Подозреваю, мы увидим некоторое ухудшение фин показателей, но не фатальное и временное. Если из за этого прольют ещё ниже, то это будет очень хорошей возможностью купить ещё с прицелом на восстановление. Лично я планирую весенние дивы от других эмитентов реинвестировать в ДМ, если цены будут ещё «вкусными».
avatar
Undeadlymost, поддерживаю, ДМ — пушка по текущим ценам. Никто просто не копает в глубину, но делает однозначные выводы. Как минимум, никто не сказал про рост доли СТМ и маржинальность по ним, а это одна из ключевых целей стратегии
Заяц с Москухни, есть только нюанс, что маржинальность то снижается
Хотя с неплохой вероятностью это приведет к расчистке рынка и новому скачку цен и улучшениям финпоказателей
avatar

теги блога zzznth

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн