Блог им. Koleso

Как разводят на деньги в крипте или в NFT? Часть 2

теперь каждый второй стартап так или иначе уже завтра будет связан с метавселенной.

Сегодня ни у кого, нет всех ответов на вопросы о том что такое метавселенная и как она изменит нашу жизнь.

В обществе сформировался негативный стереотип:#метавселенная — это такой антиутопический мир, в котором люди неподвижно проводят большую часть своего времени, сидя за компьютерами.

Заменить этот образ другим, более позитивным, будет непросто.

Метавселенные должны набрать критическую массу пользователей прежде, чем в них ринутся все остальные.

Но этому препятствует ценовой порог: хорошие VR-гарнитуры пока стоят совсем недёшево, да и их характеристики пока оставляют желать лучшего.

Тут, правда, надо оговориться, что на сегодня метавселенная — это не всегда виртуальная реальность. Есть попытки построить её и в 2D-мире.

Отсутствуют общие стандарты для метавселенных.

С похожей проблемой когда-то столкнулся интернет, который на заре своего существования представлял собой мешанину несовместимых браузеров и файловых форматов.

Точно так же метавселенным потребуются стандарты, описывающие физику виртуального мира (иначе в одном мире упавшая ваза разобьётся, а в другом — отскочит от пола).

Но игра, кажется, стоит свеч, а евангелисты метавселенных смотрят в будущее с большим оптимизмом.

Возможно, вы и не думаете, что окажетесь в метавселенной. Но оченьвероятно, что в ближайшие пять лет все мы так или иначе будем в ней».

Кто захватит Метавселенную?

Китайцы серьезно взялись за метавселенную, сразу вслед за американскими коллегами.

Китайское руководство заняло выжидательную позицию: с одной стороны, хочется зарегулировать зарождающуюся вселенную уже в точке сингулярности, с другой – нельзя допустить отставания от американцев.

Так что для развития метапространства в Китае сейчас зеленый свет.

Подготовкой технологий для метавселенной занялись важнейшие технологические гиганты Поднебесной, не забывая массово регистрировать товарные знаки.

Baidu разработали «приложение метавселенной» Xirang, похожее на попытку нащупать будущее воплощение виртуальной реальности.

На днях о своих возможностях для развития метавселенной заявила видеоплатформа Bilibili.

Подозреваю,  вскоре инвесторам будет непросто отделить зерна от «хайпа».

На данный момент самые сильные позиции по метавселенной среди китайских компаний у трех технологических гигантов: Tencent, ByteDance и NetEase.

Компания ByteDance, подарившая миру TikTok, купила разработчика VR-решений Pico, а также вкладывается в стартапы, сфокусированные на создании цифровых двойников и 3D реконструкции объектов.

NetEase инвестировали в IMVU – крупнейшую в мире соцсеть с аватарами и 3D-миром.

Самые большие возможности для развития новой концепции – у Tencent, с его опытом в соцсетях, играх, развитии искусственного интеллекта и блокчейне.

Число патентов компании, относящихся к метавселенной, перевалило за 20 тыс.

Крупнейший китайский «тех» не останавливается на собственных разработках: он агрессивно инвестирует в сторонних создателей игр, ИИ-стартапы и широкий спектр технологических компаний не только в Китае, но и за рубежом (включая Epic Games и Roblox).

После американцев с китайцами, к порогу метавселенной приближаются корейцы.

LG и Samsung входят в число мировых лидеров в области технологий виртуальной реальности.

Не случайно, недавно, «выстрелили» корейские ETF по метавселенным.

Помимо первопроходцев, непосредственно разрабатывающих технологии для метавселенной, есть и другие индустрии, выигрывающие от популярности этой концепции.

Для того, чтобы пользоваться всеми возможностями вселенных, необходимо подгружать и отправлять на расчеты крайне много данных: это явно на руку игрокам 5G, облачным сервисам и, конечно, телекоммуникационным компаниям.

Так что цепная реакция неизбежна.

вся эта история звучит крайне футуристично и захватывающе, в подобных прогрессивных историях всегда присутствует много рисков.

Мы неоднократно видели, как на слишком передовых продуктах обжигалось очень много компаний.

И не приведут ли масштабные инвестиции глобальных «техов» в метавселенную к очередной черной дыре для венчурного капитала?

Первая компания в России объявила о создании метавселенной.

Разработчик игр из Якутска MyTona создает приложение для общения в виртуальных пространствах.

Первые пользователи смогут подключиться к Mytonaverse уже в декабре, в будущем платформа получит поддержку блокчейн-технологий и NFT.

Приложение дает ощущение, наиболее приближенное к реальному общению: в нем уже можно проводить виртуальные собрания, путешествовать по разным социальным хабам (мирам), а также устраивать вечеринки с друзьями».

Пользователи также получат возможность создавать собственные виртуальные магазины для продажи товаров и услуг.

Кроме того, они смогут «устраивать свои выставки, мастер-классы, эксклюзивные презентации, концерты.

Обладать и принадлежать: как бум NFT дал новую жизнь процессу продажи искусства.

В 2021 году бум NFT-искусства изменил парадигму арт-рынка и восприятия искусства в целом.

Коллекционирование цифрового искусства стало главным трендом года, а героями года — его покупатели, обладатели NFT-аватарок.

Например, аватарки Cryptopunks созданы генератором персонажей американской студии программного обеспечения Larva Labs.

Есть сообщество BAYC (Bored Ape Yacht Club), скучающих обезьян — их около 1000 разновидностей.

Взрыв интереса к NFT-искусству хронологически совпал с введением в Европе и Америке антиотмывочного законодательства, требующего, в частности, обязательной проверки происхождения денег покупателей и продавцов искусства.

С начала 2021-го производить NFT-искусство начали ведущие современные художники и музеи, такие как Галерея Уффици и Государственный Эрмитаж.

В первую неделю сентября Эрмитаж продал на онлайн-аукционе на платформе криптобиржи Binance пять NFT по мотивам работ Леонардо да Винчи, Джорджоне, Клода Моне, Винсента Ван Гога и Василия Кандинского, всего на $444 000.

Например, за цифровую репродукцию «Куста сирени» Ван Гога заплатили  $75 000.

блокчейн-компания Injective Protocol, купила тиражную работу Бэнкси за $95 000 и токенизиров ее, сожгла оригинал.

Символично, что это был принт знаменитой работы под названием «Я не могу поверить, что вы, придурки, действительно покупаете это дерьмо» (I can’t believe you morons actually buy this shit).

Но, цифровизация в искусстве, возникновение NFT-произведений несет с собой принципиально новую оценку произведений искусства.

До начала XX века главным критерием оценки работы считалось мастерство, школа, имя художника, важно было понимать, писал работу сам Рембрандт или это школа Рембрандта и сколько процентов руки мастера на полотне.

С начала XX века главным критерием оценки стала идея произведения, концепт, такой как у «Черного квадрата» Малевича и у «Фонтана» Дюшана, где выраженная мысль важнее исполнения.

«Блокчейн, новые технологии открыли третий этап, где уже не надо ни ремесла, ни действия. Самое главное — это обладание.

В чем смысл этих неразменных токенов?

Блокчейн обеспечивает гарантию того, что владелец именно вы.

Вам совершенно неважно, что репродукции этой картины окружают вас всюду и каждый может ее посмотреть.

Но, видимо, важно само ощущение обладания, которое переходит в эстетическое качество. А за сколько это можно продать, не имеет большого значения.

феномен обладания NFT во многом укоренен в культуре геймерства:

«Предположим, вы потратили кучу времени, чтобы убить ораву монстров и заработать некий артефакт, который, по сути, является лишь набором пикселей.

Если это онлайн-игра и вы добыли этот трофей вместе с друзьями, то он ценен для вас вдвойне.

Разумеется, вы хотели бы перенести этот артефакт в реальность, чтобы похвастаться им.

Этот знак отличия доказывает, что вы чего-то стоите, что вы получили его заслуженно, а не читерством.

Этим сам принцип NFT кажется ужасно привлекательным».

По данным Reuters, в первой половине 2021-го объем продаж NFT на арт-рынке составил $1,3–2,5 млрд.

Согласно Artprice, на долю NFT уже приходится треть всех онлайн-продаж.

Парадоксально, но на рынке NFT преуспевают те же художники, что и на рынке материального искусства.

Это акулы арт-бизнеса вроде Дэмиена Херста.

Его первый дроп токенизированных работ из новой «пуантилистской» серии выпущен в июле, а уже к осени принес порядка четверти миллиона долларов.

Этот тренд соотносится и с российской практикой: наиболее заметную активность в связи с NFT демонстрируют не начинающие, а уже хорошо известные авторы, такие как Покрас Лампас, AES+F и дуэт PPSS (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски).

Первый дроп Покраса Лампаса — проекция работы Transition на стену Чиркейской ГЭС в Дагестане — ушел за $28 Первы

NFT-видео из серии Panic Attack группы Pussy Riot на площадке Foundation.app продано за 100 эфириумов.

PPSS представили на платформе Rarible свою работу «Новый мир».

Токен ушел за $15 000.

ВNFT с видео про Эмиля Галле выпустил музей «Собрание» Давида Якобашвили.

На рынке NFT случаются удивительные продажи.

Например, обычный серый пиксель криптохудожника, работающего под псевдонимом Pak, ушел на аукционе Sotheby’s за $1,36 млн.

По своей наглости жест может сравниться с бананом Маурицио Каттелана, который был куплен два года назад на Art Basel Miami Beach за $120 000, но разница в ценах обескураживает.

Если бум NFT-технологий демонстрирует тренд в сторону онлайна, то деятельность арт-ярмарок, которые только начали выходить из ковидной «спячки», напротив, свидетельствует о громком запросе на живое общение.

Об этом не устает повторять руководство Art Basel — ярмарки, которая заслуженно считается главным барометром арт-рынка.

В конце сентября она вернулась к жизни после вынужденного перерыва, который продолжался с лета позапрошлого года.

Хотя участников было немногим меньше, чем в 2019 году (272 галереи из 33 стран мира), посетителей заметно поубавилось: за все дни работы ярмарки их было лишь 60 000.

Организаторы признавали тот факт, что ярмарка стала менее светской, но находили в этом плюсы: зевак заменили настоящие покупатели, а общение коллекционеров с галеристами стало более эффективным.

По схожей схеме развивается молодая московская арт-ярмарка Da!Moscow галериста Владимира Овчаренко, владельца аукционного дома Vladey.

Заявив о себе в пространстве Гостиного Двора осенью 2019 года, весной 2021-го ярмарка, которая теперь арт-шоу, переехала в фонд культуры «Екатерина», уменьшившись в объемах, но не в качестве продаж.

на фоне всплеска интереса к современному искусству цены растут как на молодых, так и на известных авторов.

молодые коллекционеры очень быстро учатся на своих ошибках.

«Кто-то больше любит искусство, кто-то сам процесс коллекционирования, кто-то ставит на первое место инвестиционный потенциал».

В начале осени в Москве прошли еще две ярмарки современного искусства: blazar и Cosmoscow. Что касается blazar, специализирующейся на молодом искусстве, то с прошлого раза она заметно подросла: под крышей Музея Москвы собралось более 30 галерей и порядка 300 художников.

Cosmoscow за три дня посетило порядка 15 000 человек. Сменив Гостиный Двор на Манеж, ярмарка стала двухъярусной.

Зато Cosmoscow отчиталась о рекордном количестве участников (82 галереи) и их беспрецедентно широкой географии.

Самыми дорогими стали работы китайцев Мистера Дуддла и Чжан Хуаня, которые ушли со стенда Pearl Lam Galleries по $250 000 каждая.

Самой дорогой работой российского автора — «Похищение» Ольги Тобрелутс, ее продала Pogodina Gallery за €45 000.

пока на российский арт-рынок NFT-искусство не оказывает серьезного влияния, но «в симбиозе художников из галерей, музеев и новых технологий может родиться что-то по-настоящему интересное и революционное».

Несмотря на разнонаправленность векторов NFT-волны и ярмарочного сезона, они во многом демонстрируют схожие тренды: и там и там делаются ставки на известные имена и самые громкие успехи фиксируются в верхнем ценовом сегменте.

Многие участники Art Basel в этом году предлагали клиентам беспроигрышные имена, «голубые фишки» арт-рынка от Дэвида Хокни и Урса Фишера до Элис Нил, чья ретроспектива незадолго до этого прошла в Метрополитен-музее.

В последнем исследовании арт-рынка, которое Art Basel традиционно проводит совместно с UBS, говорится о том, что по итогам первой половины 2021 года продажи больше всего выросли в ценовом сегменте от $1 млн, а выручка тех дилеров, которые торгуют искусством от $10 млн, увеличилась на 21%.

И, наоборот, в сегменте, где сделки заключаются на суммы от $250 000 до $1 млн, наблюдается рост от 3%.

«Зачем работать, если можно играть»: почему люди бросают карьеру и учёбу ради NFT-игр.

Бывшие банкиры, недоучившиеся медики и фитнес-тренеры пробуют заработать на блокчейн-игре Axie Infinity — продавая персонажей и побеждая в сражениях.

Как устроена её экономика и почему она стала популярной?

27-летний Сэм из США в разгар пандемии оставил работу в банке Goldman Sachs, чтобы попытать удачу в блокчейн-игре Axie Infinity, где игроки сражаются друг с другом при помощи фантастических NFT-существ.

Так поступил и 24-летний мексиканец Карлос  — ради неё он бросил учёбу в медицинском колледже.

Особая ситуация сложилась на Филиппинах — на фоне безработицы Axie Infinity снискала там большую популярность.

Так, в неё стал играть 34-летний фитнес-тренер Ред, потерявший работу.

Затем к нему присоединилась и супруга — она сама решила уволиться с больницы.

Паре повезло: небольшое вложение в игру обернулось прибылью — цена игрового токена AXS выросла с $3,2 до примерно $136 в период с июня по октябрь 2021 года.

История этих игроков позволяет заглянуть в будущее и понять, почему Марк Цукерберг считает метавселенную новым рубежом в развитии человечества.

Криптовалюта и NFT-токены в Axie Infinity.

Axie Infinity от вьетнамской студии Sky Mavis — одна из самых популярных блокчейн-игр.

В cентябре 2021 года объём торговых операций в ней превысил $2 млрд.

В игре округлые существа, похожие на покемонов, выполняют задания, сражаются друг с другом, строят королевства и размножаются.

Каждое из них обладает набором уникальных качеств, сильными и слабыми сторонами.

В качестве награды за достижения игроки получают криптовалюту:

внутриигровой токен Small Love Potion (SLP), который используется для создания новых персонажей, или Axie Infinity Shards (AXS) — токен управления игровой вселенной.

AXS можно продавать, использовать для участия в голосовании по вопросам управления игрой или пассивного заработка с помощью стейкинга — за то, что владелец хранит токены в криптокошельке и тем самым поддерживает работу блокчейна, он получает вознаграждение.

При этом в основе Axie Infinity находятся коллекционные NFT-токены.

Для начала игры нужно приобрести минимум три NFT-персонажа — каждый стоит примерно по $300.

При затратах практически в тысячу долларов успех не гарантируется.

NFT-токены в подобных играх — не просто цифровые файлы.

Они могут взаимодействовать с другими токенами, их стоимость меняется.

На примере гонки Mario Kart  объясню, как работает экономика блокчейн-игр.

Марио — NFT-токен, уникальный персонаж.

Его нельзя скопировать и он может принадлежать только одному человеку.

Марио быстрее всех в Грибном королевстве и за победы в гонках его владелец получает игровую валюту — например, мариокоины.

NFT-Марио можно продать — помимо того, что из-за своей скорости это самый дорогой персонаж, цена на него может увеличиться, к примеру, из-за возросшей популярности Mario Cart в соцсетях.

Организация команд и распределение заработка.

Долгие годы игроки платили гигантам игровой индустрии — Sony, Nintendo, Tencent, Microsoft — за их продукцию.

Но когда очередная игра подходила к концу, все их достижения становились ничем. Поэтому им захотелось большего.

Игроки создали гильдию — форма самоорганизации игроков в Axie Infinity.

чденыгильдии похожи на банкиров — поскольку NFT-токены в игре стоят дорого, они дают их новым участникам, оставаясь при этом владельцами.

С их помощью члены гильдии зарабатывают криптовалюту, которая делится затем между всеми игроками команды.

Команду не беспокоит замеченная кем-то cхожесть Axie Infinity с пирамидой — деньги, которые они зарабатывают сейчас, для них важнее.

На стримах члены гильдии обсуждают бессмысленность работ в духе «зачем работать в McDonald's, если можно играть» и банальность реальной жизни.

Возможно, это не только симптом времени, но и воплощение надежд целого поколения.

Перспективы блокчейн-игр.

за трендом наблюдают крупные студии.

Переход их к формату Play-To-Earn представляется  медленным, трудным и, скорее всего, неизбежным.

Через пару десятков лет все активы будут токенизированы.

Все акции и ценные бумаги переведут на цифровую платформу, которая создаётся в рамках экспериментов с криптовалютой.

чем больше людей играет в блокчейн-игры, тем выше угроза обрушения их экономик.

Это может привести к тому, что будущей метавселенной придется управлять так же, как и реальной экономикой.

 
★1
1 комментарий

«В первую неделю сентября Эрмитаж продал на онлайн-аукционе на платформе криптобиржи Binance пять NFT по мотивам работ Леонардо да Винчи, Джорджоне, Клода Моне, Винсента Ван Гога и Василия Кандинского, всего на $444 000.»

Либо это новый способ отмывать деньги «для бедных».

Либо расчет на то, что вскоре правообладатель цифровой копии может попросить удалить её отовсюду или заплатить ему. — либо иди смотреть оригинал в музей, либо плати.

avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн