Блог им. Koleso

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.

Подумайте еще раз. Сила знания о незнании. Адам Грант.

 

расскажу о Переосмыслении в отношениях.

Как выигрывать в дебатах и влиять на людей.

Как избавиться от предрассудков, пошатнув стереотипы.

Как умение слушать мотивирует меняться.

Как научить студентов сомневаться в догмах.

Пересмотрим профессиональных и жизненных планов.

И в заключении, я дам Тридцать лучших практических рекомендаций для тех, кто хочет развивать в себе навыки переосмысления.

 

ЧАСТЬ IIПереосмысление в отношенияхРасширение чужих горизонтовГЛАВА 5Танцы с врагамиКак выигрывать в дебатах и влиять на людей

 

Эта глава посвящена тому, как склонить окружающих к переоценке их мнения. Стараясь кого-то убедить, мы чаще всего начинаем противостояние и вместо того, чтобы расширить чужие горизонты, закрываем к ним подступы.

 

Многие века дебаты считаются искусством, а сейчас разработаны и научные способы их вести. В официальных дебатах цель участников — изменить мнение зрителей. В неформальной обстановке наша задача — заставить собеседника передумать. 

 

Хороший спор не вой­на. Это скорее парный танец без помощи хореографа — с партнером, которого учили другим па4. Если давить, собеседник заупрямится. Но если вы подстроитесь под него, а он — под вас, может получится восхитительный вальс.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 23-24 ЧТО УМЕЛЫЕ ПЕРЕГОВОРЩИКИ ДЕЛАЮТ НЕ ТАК, КАК ОСТАЛЬНЫЕ)
Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
Здравомыслие буквально означает, что мы здраво мыслим и открыты новой информации, логичной и подкрепленной фактами. 

Согласно исследованиям, эффективность доводов зависит от трех ключевых факторов: насколько остальных волнует обсуждаемый вопрос, насколько они открыты именно нашим доводам и насколько сильная у них воля. 

 

Когда аудитория настроена скептически, заинтересована в вопросе и упрямо держится за свое, нагромождение аргументов может ухудшить положение. Если оппонент сопротивляется переосмыслению, он найдет, что возразить на каждый довод.

 

Психологи уже давно знают, что никто не убедит человека эффективнее его самого16. Он выберет самые веские доводы и останется полностью удовлетворен принятым решением.

 

Указывая на вопросы, в которых вы согласны, и признавая в чем-то правоту оппонента, вы демонстрируете уверенную скромность и предлагаете последовать вашему примеру. Немного веских, убедительных аргументов могут заставить собеседника усомниться в своем мнении. Искренне задавая вопросы, вы побуждаете его открыться новому. Необязательно доказывать свою правоту — пусть он хотя бы предположит, что может ошибаться. Остальное довершит природная любознательность.

 

Но, некоторые так привязаны к своим убеждениям, что малейший намек на то, что может быть иначе, воспринимают как угрозу.

В иерархии спора компьютерного ученого Пола Грэма наверху пирамиды находится опровержение главной идеи, а в самом низу — оскорбления.

(рис. 25)

Когда кто-то проявляет враждебность, вы отступаете или атакуете, если считаете спор вой­ной. Если для вас это танец, есть другой вариант — сделать шаг в сторону. «Разговор о разговоре» переключает внимание с сути разногласий на процесс диалога. Чем яростнее и непримиримее оппонент, тем больше заинтересованности показываете вы. Когда собеседник теряет самообладание, вы демонстрируете силу спокойствием и тем самым заставляете его сбавить напор. 

 

Излагая свое мнение с некоторой неопределенностью, вы демонстрируете уверенную скромность, поощряете любознательность и закладываете основу для более подробного обсуждения.

 

Так, многие работодатели больше заинтересованы в кандидатах, которые с готовностью признаются в том, чего не умеют, а не хвастаются, пусть даже прикрываясь скромностью.

Задавая вопросы, а не додумывая за аудиторию, мы приглашаем ее играть на равных и решать за себя.

 

Из спора, подобного вой­не, выходят победители и проигравшие. А в споре, похожем на танец, мы скоординированно движемся вперед. Рассматривая сильнейший аргумент оппонента и ограничивая число своих доводов до нескольких лучших, мы получаем больше возможностей поймать ритм.

 ГЛАВА 6. Неспортивное поведение.Как избавиться от предрассудков, пошатнув стереотипы.

убеждения сравнимы с очками: они нужны нам, чтобы видеть происходящее и ориентироваться в пространстве. Угроза мнению разбивает очки, без них мы плохо видим и, естественно, настораживаемся. 

Прилипчивость стереотипов можно объяснить и социальными причинами. Мы склонны общаться с теми, кто их разделяет, и после этого особенно яростно цепляемся за свои представления. Это явление называется социальной поляризацией.

Поляризация усугубляется конформностью: новые члены группы вписываются в нее и приобретают статус, подражая носителям радикальных взглядов.

 

Встречая членов группы, не вписывающихся в шаблон, мы не переосмысливаем стереотип, потому что воспринимаем их как исключение, а не как типичных представителей.

 

В психологии контрафактное мышление подразумевает рассуждение, как сложилась бы жизнь в других обстоятельствах. Понимая, как легко мы могли бы обрести разные стереотипы, проще идти к переосмыслению нынешних. Контрафактное мышление настраивается, например, такими вопросами. Какие у вас были бы стерео­типы, будь у вас африканское, латиноамериканское, азиатское или индейское происхождение? Каких мнений вы придерживались бы, проживая на ферме, а не в городе или в стране с другой культурой? Что вы думали бы, живя в XVIII веке?

 

Контрафактные вопросы отличаются от обычных тем, что вынуждают людей проверить, откуда проистекают их убеждения, и пересмотреть отношение к другим группам.

Осознав случайность стереотипов, люди с большей готовностью пересматривали свои взгляды.

Психологи обнаружили, что многие наши убеждения являются культурными клише: их все знают, но никто не подвергает сомнению. Если рассмотреть их поближе, часто оказывается, что они возведены на шатком фундаменте.

 

ГЛАВА 7. Заклинатели вакцин и обходительные переговорщики.Как умение слушать мотивирует меняться

Аргументы, которые нас не убеждают, только укрепляют наше мнение. Вакцина усиливает иммунный ответ вирусу, а сопротивление доводам укрепляет психологический «иммунитет». При неудачных попытках изменить наши взгляды у нас формируются антитела на случай будущих посягательств. Мы становимся увереннее и меньше интересуемся альтернативными точками зрения. Нас не удивить и не обескуражить встречным аргументом, у нас всегда наготове опровержения.

 

«Алкоголики обычно сами все про себя понимают. Если талдычить им, что они много пьют, и убеждать бросить, они начинают сопротивляться».

Вместо того чтобы давить на пациентов и унижать их, психолог Миллер начал задавать им вопросы и слушать, что они отвечают.

разработали ключевые принципы мотивационного интервьюирования. Основной посыл заключается в том, что трудно убедить человека измениться, проще дать ему мотивацию для этого.

 

Предположим, вы учитесь в Хогвартсе и вам не нравится, что ваш дядя служит Волдеморту. Вот пример мотивационного интервью.

Вы: Мне интересно, чем тебе нравится Тот, Кого Нельзя Называть.

Дядя: Ну он самый могущественный из ныне живущих волшебников. И к тому же обещал мне престижное звание.

Вы: Интересно. А хоть что-нибудь тебе в нем не нравится?

Дядя: Хм… Ну вообще-то я не очень одобряю убийства.

Вы: Что ж, никто не совершенен.

Дядя: Да, но убивать — это уже перебор.

Вы: Похоже, ты сомневаешься в Волдеморте. Почему тогда не хочешь от него уйти?

Дядя: Боюсь, что тогда он убьет меня.

Вы: Обоснованный страх. Я бы тоже боялся. Скажи, а есть что-нибудь, ради чего ты рискнул бы?

 

Мотивационное интервью начинается со скромности и заинтересованности. Мы не знаем, что заставит человека измениться, но искренне хотим это выяснить. Цель не в том, чтобы указать, что делать, а в том, чтобы помочь человеку выйти из цикла самонадеянности и увидеть новые возможности. 

 

Эффект мотивационного интервьюирования изучали в более чем тысяче контролируемых исследований.

В целом явный статистический и клинический эффекты мотивационного интервьюирования демонстрируют каждые три из четырех исследований, а психологи и терапевты успешно применяют его в четырех из пяти случаев. В сфере поведенческих наук мало какая практическая теория получает такое количество подтверждений.

 

Если человек не послушал совета, это не значит, что он с ним не согласен. Иногда это естественное сопротивление давлению и желание никому не позволить управлять своей жизнью. Чтобы не ущемлять свободу других, не давайте ни распоряжений, ни рекомендаций, а между делом скажите: «Мне помогло вот это, может быть, и тебе стоит так поступить?»


Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис НЕПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ)

можно убедить и самого себя, отвечая на вопросы. Мотивационное интервью идет еще дальше и подталкивает к самопознанию.

 

Желая подтолкнуть собеседников к переосмыслению своей позиции, мы обычно начинаем говорить, но на деле гораздо эффективнее слушать.

 

В мотивационном интервьюировании различают разговор о настоящем и о переменах29. В словах о настоящем присутствует нежелание что-либо менять, а говоря о переменах, люди упоминают желания, способности, потребности или обязательства улучшить существующее положение. Размышляя о переменах, многие оказываются на перепутье: у них есть причины как придерживаться нынешнего курса, так и искать новый.

 

«Разговор о переменах как путеводная нить — Надо только поднять ее и потянуть».

 

метод мотивационного интервью, рекомендуемый для завершения беседы и переходных моментов, — подведение итогов. Он заключается в том, что вы своими словами излагаете причины для перемен, уточняете, не упустили ли чего-нибудь и все ли правильно поняли, и спрашиваете, какой у человека план и каков его следующий шаг.

 

Можно сравнить эту роль с гидом в чужой стране: он не должен ни командовать, ни следовать по пятам за туристами.

 

Преимущества мотивационного интервьюирования в том, что обе стороны раскрываются навстречу друг другу. Слушая, можно не только изменить чужое мнение о себе, но и получить достаточно информации, чтобы пересмотреть свое. Если серьезно отнестись к методам мотивационного интервьюирования, есть шанс обрести способности к переосмыслению.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.


(рис. 28 ПОМОЖЕТЕ МНЕ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ МНЕНИЕ?)

Хорошо слушать — значит не просто меньше говорить. Надо еще задавать вопросы и отвечать. Для начала стоит проявить заинтересованность делами другого человека, а не пытаться судить его или самоутверждаться. Каждый может научиться задавать «действительно искренние вопросы, без завуалированного желания исправить, спасти, навязать свое мнение или переубедить, и помочь человеку выразить свои мысли.

 

В сериях экспериментов установлено, что при общении с сочувствующим, не осуждающим и внимательным слушателем снижаются тревожность и потребность обороняться. Человек не боится высказывать противоречивые мысли, поэтому глубже задумывается над своим мнением, находит интересные тонкости и более открыто высказывается.

 

Психологи рекомендуют учиться слушать в общении с теми, кого нам сложнее всего понять. Скажите таким людям, что стремитесь слушать, хотите узнать их точку зрения и ответите только после того, как они выскажутся.

Многие хотят выглядеть умнее, поэтому много говорят. Хороший слушатель хочет, чтобы умнее выглядел собеседник, а потому подталкивает окружающих пересмотреть свое мнение, демонстрируя скромность, сомнения и любознательность. Когда есть возможность высказаться, часто появляются новые мысли.

 

«Откуда я узнаю, что думаю, пока не произнесу это вслух?»

 

Ощущение, что ты интересный собеседник. Удачный оборот, чтобы охарактеризовать притягательность хорошего слушателя. Вдумайтесь, какая это редкость. Из менеджеров, которых подчиненные описали как не умеющих слушать, 94% сами себя назвали хорошими или очень хорошими слушателями. 

:--) Даннинг и Крюгер нашли бы что сказать по этому поводу

 

В одном опросе треть женщин сообщили, что домашние животные выслушивают их с большим удовольствием, чем мужья.

 

Когда антипрививочница объясняла, что боится аутизма и побочных эффектов от одновременного введения нескольких вакцин, врач не стал забрасывать ее научными фактами.

Он спросил, откуда у нее такие сведения. Как и многие родители, она ответила, что прочитала об этом в интернете, но не помнит где. Он согласился, что в море противоречивых утверждений трудно понять, насколько прививки безопасны.

Врач предложил антипрививочнице рассказать о том, что он знает о вакцинах.

Изложив научные данные, врач посоветовал ей все обдумать, еще раз подтвердив, что решение остается за ней.

Слушать — не значит молчать, пока другие говорят. Это еще уважительное и заботливое отношение.

Слушая, вы преподносите другим редкий и драгоценный дар — свое внимание. Уверившись, что вы неравнодушны к ним и их целям, собеседники охотнее поддержат диалог.

 

Радуясь, что заставили кого-то пересмотреть точку зрения, хорошо бы гордиться не только тем, чего мы достигли, но и тем, как мы это сделали.

ЧАСТЬ IIIКоллективное переосмысление

 

Культ приобретения знанийГЛАВА 8Эмоциональное общениеДеполяризация сторон

 

Лаборатория трудных разговоров. Если наберетесь смелости, вам подыщут собеседника с противоположной точкой зрения по волнующей вас теме. На обсуждение дается двадцать минут, а потом вы решаете, достаточно ли у вас общих взглядов, чтобы написать совместный аргумент по закону об абортах. Если справитесь с этой непростой задачей, заявление опубликуют на открытом форуме.

 

 в сложных вопросах недостаточно просто ознакомиться с мнением других сторон. Мы постоянно видим иные суждения в соцсетях, но позиций не сдаем. Знать, что кто-то где-то думает иначе, недостаточно, чтобы проповедники усомнились в своей морали, прокуроры — в своих обвинениях и политики — в своей деятельности. Выслушав противоположную точку зрения, не все захотят пересматривать собственную — держаться за свое всегда проще. Наличие двух крайностей — не решение, а признак поляризации.

 

В психологии есть термин «бинарное пристрастие» — это склонность разбираться в вопросах, сводя сложный континуум к двум категориям.

 

но на самом деле люди чаще пересматривают свое мнение, если могут рассмотреть проблему сквозь разные грани призмы.

 

нужно множество мнений, чтобы люди поняли, что в каждом человеке свое множество

 

Доза сложности может разорвать цикл самонадеянности и запустить цикл переосмысления. Она заставит скромнее оценивать свои знания и чаще сомневаться в своем мнении и даст достаточно любознательности, чтобы найти недостающую информацию. 

 

Сопротивление желанию упрощать — первый шаг к интеллектуальному спору. Он полностью меняет подход к обмену полярными мнениями. 

 

Поговорим о применению переосмысления в разных сферах жизни, чтобы регулярно пополнять багаж знаний.

Преодоление бинарного пристрастия начинается со знакомства с точками зрения, лежащими между крайностей.

 

Важно разделять скептиков и тех, кто отказывается признавать проблему. У скептиков — здравая научная позиция, они не склонны верить без разбора всему, что увидели, услышали или прочитали. Они задают вопросы и обновляют точку зрения по мере приобретения новой информации. Отрицатели же застряли в режиме проповедника, прокурора и политика: не верят ничему, что исходит от другой стороны18. Они игнорируют или перевирают факты, расходящиеся с их мнением.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис 29 )
Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 30
РАЗГОВОР НА ЗЛОБОДНЕВНУЮ ТЕМУ)

Читая упрощенные заголовки, следует задаваться вопросом, какие могут быть мнения между упомянутыми крайностями.

во многих экспериментах подтвердилось, что сомневающиеся эксперты выглядят убедительнее21. Когда специалист признает неоднозначность вопроса, публика от удивления проявляет повышенное внимание к сути проблемы.

 

Психологи обнаружили, что люди склонны игнорировать или отрицать проблему, не найдя решение.

 

Оттенки серого в обсуждении решений переводят внимание с того, почему климатические изменения являются проблемой, на то, что делать29, 30. Вы уже знаете про иллюзию глубины объяснения, и что вопрос «как» задает почву для конструктивного обсуждения действий оппонентами с полярными мнениями. Примеры заголовков с намеком на неоднозначность ниже31.

Я занимаюсь охраной окружающей среды. Мне все равно, как вы перерабатываете свои отходы.

Остановит ли климатические изменения триллион саженцев? Ученые говорят, что все немного сложнее.

 

Если хотите понять, как демонстрировать неоднозначность, посмотрите, как общаются ученые. Включайте в речь оговорки. Редко можно сделать однозначный вывод из одного исследования или даже серии. Обычно исследователи целые абзацы посвящают ограничениям условий. Мы видим в них не прорехи, а иллюминаторы с видом на будущие открытия. Но, рассказывая об исследованиях людям несведущим, прорехи обычно маскируют.

 

В ряде экспериментов психологи продемонстрировали, что доклады о научных открытиях с оговорками привлекают больше внимания и помогают читателю воспринимать новую информацию. Возьмем для примера исследование влияния недостаточного питания на старение. О нем читали с таким же интересом, но с большей готовностью узнать что-нибудь новое, если упоминалось, что авторы затруднились сделать однозначные выводы, поскольку на старение влияет много других факторов. Достаточно было упомянуть, что, по мнению ученых, имеющихся данных недостаточно и проблему надо изучить тщательнее.

Некоторая неопределенность дает похожие преимущества

 

Признание неоднозначности не делает слова докладчиков и писателей менее убедительными, наоборот, они вызывают больше доверия и интереса, а также стимулируют любознательность зрителей и читателей.

В социальных науках учат не выбирать информацию, соответствующую мнению, а пересматривать ее с учетом новых знаний.

 

Вы можете быть удивлены преимущественно положительной реакцией на усложненный посыл.

 

Эффективнее не воображать себя на месте другого человека, а попытаться встать на его позицию: лично общаться с ним и подробнее расспросить про его точку зрения. Вот стратегия настоящих ученых: они не делают выводов из недостаточных данных, а тестируют гипотезы, заводя разговор.

 

Оказывается, зная, что оппонент искренне печется о решении проблемы, мы больше ему доверяем даже при радикальном расхождении во мнениях52. И отсутствие симпатии к нему не мешает признавать его честность и принципиальность. Мы отрицаем убеждения, но уважаем стоящую за ними личность.

 

В начале разговора нелишне выразить уважение. В одном эксперименте, когда собеседник начинал дискуссию со слов «я очень уважаю таких людей, как вы, которые отстаивают свои принципы», его не воспринимали как врага и относились к нему великодушнее.

 

у продуктивных дискуссий эмоциональный спектр гораздо шире. Они не менее эмоциональные, а более эмоционально сложные. В один момент собеседники могут злиться, а через минуту почувствовать интерес к мнению оппонента. Затем они могут разволноваться, а после — обрадоваться новым перспективам. Периодически их посещает удовольствие от осознания своей неправоты.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 31)

у продуктивных дискуссий эмоциональный спектр гораздо шире. Они не менее эмоциональные, а более эмоционально сложные. В один момент собеседники могут злиться, а через минуту почувствовать интерес к мнению оппонента. Затем они могут разволноваться, а после — обрадоваться новым перспективам. Периодически их посещает удовольствие от осознания своей неправоты.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 32 ПРОДУКТИВНЫЕ И НЕПРОДУКТИВНЫЕ ДИСКУССИИ)

 

Эмоциональные обсуждения требуют нюансов. Проповедникам, прокурорам и политикам неоднозначность действительности видится неудобной правдой. А для ученых она — глоток свежего воздуха, предвещающий новые возможности взаимопонимания и развития.

ГЛАВА 9Переписываем учебникКак научить студентов сомневаться в догмах

 

Собственно, всякий раз подталкивая окружающих к переосмыслению, мы занимаемся своего рода просвещением.

 переосмысление всегда может быть в основе всего, что и как мы доносим до людей.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 33 ПЛОСКАЯ ЗЕМЛЯ, ЦИКЛ САМОНАДЕЯННОСТИ)

 

Переосмысление надо вводить в привычку.

 

В метаанализе лекции показали особенную неэффективность в пересмотре известных заблуждений, то есть не давали студентам стимула к переосмыслению. А эксперименты продемонстрировали, что вдохновляющий посыл лектора студенты менее внимательно слушают и хуже запоминают, хотя уверены в обратном.

 

Обществоведы называют это явление эффектом благоговения, но более подходящим кажется назвать это эффект отупения.

 

Мудрецы возвещают с кафедры новаторские идеи, но не учат думать своей головой. Лекторы указывают на неточные аргументы и объясняют, чем их заменить, но тоже не показывают, как переосмысливать.

 

Я разделил студентов на группы для записи мини-подкастов или лекций TED и поставил задачу критически рассмотреть известный метод, популяризировать идею, идущую вразрез с общепринятым мнением, или опровергнуть привычные устои.

В начале работы над проектом я обнаружил удивительную закономерность. Сложнее всего было отличникам-перфекционистам.

Оказалось, что они опережают всех в учебе, но не в работе. Это согласуется с данными о том, что институтские оценки во многих сферах ничего не говорят о будущей производительности на работе. Чтобы стать отличником, надо мыслить стандартно.

 

Отличники редко становятся первооткрывателями. Обычно они прогибаются под систему, а не расшатывают ее».

 

На следующий год я пошел еще дальше и пересмотрел содержание и формат курса. Лекция на обычном трехчасовом занятии длится не более двадцати-тридцати минут. Остальное время отводится активному обучению: студенты принимают решения в симуляциях, ведут переговоры в ролевых играх, а после мы докладываем, дискутируем, спорим и решаем задачи. 

 

На пороге любых жизненных изменений, будь то первая работа, второй брак или третий ребенок, можно спросить у людей, которые уже через это прошли, что они хотели бы знать на нашем месте. А после мы сами можем поделиться тем, что следовало бы переосмыслить.

 

Не раз доказано, что лучший способ учиться — это учить других.

 

Освоение любого ремесла состоит из постоянного переосмысления. Мастерство приходит с практикой.

 

психологи считают, что человек без предрассудков относится к ощущению непонимания с интересом и любопытством.

Непонимание говорит о том, что впереди ждут неизведанные земли и нерешенные загадки

 Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 34-35.2.3)
Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
-
Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.

Хорошие учителя дают новые знания, а великие — учат мыслить по-новому. Полученная информация поможет решать повседневные задачи, а новое мышление облегчит преодоление жизненных трудностей. Вообще образование — это не просто накопление информации в голове. Это привычки, которые вырабатываются при переделке черновиков, и навыки, помогающие учиться всю жизнь.

ГЛАВА 10Раньше мы так не делалиКультура накопления знаний на работе

Переосмысление не просто индивидуальный навык. Это коллективная способность, в большой степени зависящая от культуры организации.

 

 культуре, где ценят обучение, считается нормой видеть пределы своих знаний, сомневаться в существующих методах и пробовать новые. Есть данные, что организации с такой культурой порождают больше инноваций и реже совершают ошибки. 

 

культура накопления знаний расцветает при определенном соотношении психологической безопасности и ответственности.

 
несколько вопросов, которые следует обдумывать перед запуском и ответственными операционными решениями.

  • Что привело вас к этому предположению?
  • Почему вы думаете, что оно верное?
  • Что будет, если вы ошибаетесь?
  • Какие неопределенные факторы фигурируют в ваших расчетах?
  • Я поняла преимущества вашего предложения. А какие у него недостатки?

 

Откуда вы знаете? Этот вопрос стоит почаще задавать и себе, и окружающим. Его сила в прямоте. В нем нет осуждения, это лишь выражение сомнений и интереса, и он не вызывает желания обороняться.

 

 когда люди отвечают только за степень успешности результата, они больше склонны держаться проторенных путей. Хвалить и вознаграждать только за результат опасно, поскольку это ведет к укоренению ошибочных стратегий и стимулирует людей действовать всегда одинаково. 

 

В зоне накопления знаний поощряются эксперименты и выискивание недостатков друг у друга во имя совершенства. С этого начинается общество спорщиков.

 

Наиболее эффективное движение к ответственности за процесс я наблюдал в Amazon. Ответственные решения там принимают на основе простых презентаций в PowerPoint. Туда входит описание задачи на шести страницах, испробованные ранее варианты и потенциальные улучшения для потребителя. В начале собрания каждый читает текст про себя. Это не всегда удобно, но важно, когда решение имеет необратимые последствия. 

 

Для оценки процесса и результата можно использовать специальные карточки.

КАРТОЧКА ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ

(рис. 36 КАРТОЧКА ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ)

Положительные последствия решения не всегда считаются успехом. Если процесс был поверхностный, это всего лишь везение, а если глубокий, то улучшение и говорит о том, что найден новый метод. Отрицательный результат называют неудачей, только если к нему привел поверхностный процесс. Отрицательный результат как следствие тщательно продуманного решения — это эксперимент.

 

Нельзя вернуться в прошлое и провести эксперимент, в наших силах только воображать альтернативный ход событий в настоящем.

 

ЧАСТЬ IVЗаключение

 

ГЛАВА 11Уход от тоннельного мышленияПересмотр профессиональных и жизненных планов

Наращивание обязательств происходит, потому что мы рациональные создания и всегда ищем оправдание сложившимся убеждениям, дабы потешить свое эго, защитить имидж и обосновать прошлые решения.

 

Наращивание обязательств — основной фактор неудач, которых можно было избежать. По иронии, к нему приводит хваленая движущая сила успеха — упорство, то есть сочетание увлеченности и самоотдачи.

 

Исследователи даже предполагали, что упорные альпинисты чаще гибнут, потому что идут на все, лишь бы покорить вершину. Героическую волю к победе от ослиного упрямства отделяет тонкая грань. Иногда стоит поскрипеть зубами от досады и пойти в другую сторону.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.
(рис. 37 СТОИТ ЛИ СПРАШИВАТЬ: «КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?»_

Даже дошкольники проявляли больший интерес к тому, что надо делать, а не кем надо быть.

 

Выбор профессии не должен быть похож на поиск родственной души. Возможно, идеальную для вас работу еще не придумали. Привычные сферы меняются, и новые виды деятельности появляются очень быстро. Еще совсем недавно не было Google, Uber и Instagram. И вы в будущем изменитесь, а вслед за вами и ваши интересы.

 

Преждевременная идентичность тормозит развитие. В исследовании с участием музыкантов-любителей выбравшие музыку делом своей жизни в последующие семь лет чаще игнорировали советы своих наставников. Они слушали только свое сердце. В каком-то смысле преждевременную идентичность можно назвать противоположностью кризиса идентичности: вместо того чтобы смириться с неопределенностью будущего рода занятий, мы принимаем компенсационное убеждение и полностью посвящаем себя выбранному пути. 

 

Часто, самые уверенные в своем будущем двадцатилетние студенты к тридцати годам сожалеют о большем. Они недостаточно времени уделяли переосмыслению.

 

Люди попадают в ловушку цикла самонадеянности, гордятся профессиональной идентичностью и окружают себя теми, кто поддерживает их убеждение. Осознав неправильность выбора, они считают, что уже слишком поздно что-то менять. Слишком много вложено, чтобы все бросить.

 

преждевременная идентичность, как пластырь, залепляет кризис истинной идентичности, но не исцеляет.

Подумайте еще раз. Часть 2. Сила знания о незнании. Адам Грант.


(рис. 38 ТИПИЧНАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)

Перетряхивать можно планы не только в карьере, но и в любых сферах жизни.

 

Чтобы отношения складывались гармонично, необходимо регулярное переосмысление. Иногда достаточно слегка изменить привычки, чтобы проявить заботу.

 

Готовность пересмотреть сложившиеся представления о партнере дает отношениям свободу развиваться.

 

Перебирая прошлые представления о жизни, можно обнаружить, что они уже не согласуются с будущим, и пора пересматривать планы. Это путь к счастью, только не следует на нем слишком зацикливаться.

 

Психологи утверждают, что чем важнее для человека счастье, тем меньше он доволен жизнью

Есть даже данные, что преувеличение роли счастья в жизни — прямой путь к депрессии

 

Вместо того чтобы наслаждаться моментами радости, мы вязнем в размышлениях, почему их так мало32. Еще одна причина может быть в том, что за счастье мы принимаем пиковые переживания, тогда как значение имеет не интенсивность, а частота положительных эмоций33. Третья причина — превознесение счастья над смыслом.

 

Удовольствия приходят и уходят, а смысл остается.

 

Помните, даже в отпуск вы берете с собой себя.

Если вам грустно и вы решили поехать в Италию, то, выйдя из самолета, вы продолжите грустить, просто уже в другом месте.

Погоню за счастьем мы порой начинаем со смены декораций. Кажется, что в теплой стране и в дружелюбном общежитии начнется новая жизнь, но на самом деле облегчение временное и вскоре пройдет.

 

Счастье больше зависит от деятельности, чем от местонахождения. Действия, а не окружение дарят нам смысл и чувство причастности.

 

Развитие самооценки в карьере у студентов происходит примерно одинаково.

Фаза 1: Я пустое место.

Фаза 2: Я имею значение.

Фаза 3: Я хочу заниматься чем-нибудь значимым.

 

чем быстрее наступает третья фаза, тем больше человек успевает сделать и тем счастливее себя ощущает. 

 

Только те счастливы, кого интересует что-нибудь, помимо собственного счастья: нести радость другим, улучшить жизнь людей, даже творить — но не как средство, а как цель. Счастье приходит на пути к чему-то другому.

 

Лучшее, что мы можем сделать на работе и в жизни, — на год-два вперед планировать, чему мы хотели бы научиться и какой вклад сделать, и оставаться открытыми новым возможностям.

 

планировать жизнь — «все равно что рулить ночью в тумане. Видимость — только в пределах света фар, но так можно доехать до нужного места».

 

Одна женщина в отделении долгосрочной интенсивной терапии периодически меняла местами картины на стенах в надежде, что смена обстановки стимулирует пациентов, лежащих в коме.

 

Наши идентичности — открытые системы, как и наши жизни. Мы не обязаны держаться за старые представления о том, куда идти и что делать. Простейший способ переосмыслить свою жизнь — начать задумываться о том, что мы делаем каждый день.

 

Со скромностью пересматривайте прошлые обязательства, сомневайтесь в текущих решениях и любознательно смотрите в будущее.

 

Совершенные по пути открытия освободят от оков рутины и устаревшего «я». Переосмысление помогает не только пополнять знания и обновлять мнения, но и жить более полной жизнью.

 

Эпилог

Позже я вернулся к размышлениям о том, как происходит переосмысление.

Когда информацию начали фиксировать в книгах и газетах, стало возможным отслеживать возникновение различных убеждений. Сейчас в «Википедии» видны все правки, но их авторы иногда ведут нешуточные сражения, отказываясь признавать свою неправоту. Кодирование информации помогает ее отслеживать, но никак не способствует непредвзятому мышлению.

 

Как сформулировал выдающийся физик Макс Планк3: «Новая научная истина торжествует не потому, что оппоненты прозрели и согласились с ней, а потому, что они рано или поздно умирают». Если так рассуждать, получается, что поколения сменяются быстрее, чем люди меняют свое мнение.

 

во времена не только кризиса, но и благоденствия мы нуждаемся в лидерах, приемлющих неопределенность, способных признавать свои ошибки, учиться на примере других и переоценивать планы. 

 

метод проб и ошибок Рузвельта стал настолько популярен, что американцы избирали его президентом четыре раза.

Рузвельт говорил с уверенной скромностью, свой­ственной ученым. Пока мы мало знаем о том, как произвести впечатление уверенной скромности. 

 

Смелые, упорные эксперименты, по всей видимости, наш лучший инструмент переосмысления.

 

Научиться переосмысливать может каждый. К чему бы мы ни пришли, мир станет лучше, если все почаще будут смотреть на него как ученые. Мне интересно, согласны ли вы? Если нет, какие свидетельства заставят вас изменить свое мнение?

Что делать

Тридцать лучших практических рекомендаций для тех, кто хочет развивать в себе навыки переосмысления

1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ.

A. Развивайте привычку переосмысливать

1. Думайте как ученый.

2. Идентичность должны определять ценности, а не мнения.

Формируя мнения, помните о факторах, которые заставили бы вас передумать.

3. Ищите информацию, противоречащую вашему мнению.

Можно бороться с предвзятостью подтверждения, информационным пузырем и эхо-камерами, почаще обращая внимание на идеи, идущие вразрез с вашей точкой зрения.

Б. Откалибруйте уверенность.

4. Не засиживайтесь на вершине горы Глупости. Не путайте уверенность с компетентностью. Помните об эффекте Даннинга — Крюгера: высокое мнение о себе, как правило, необоснованно и мешает саморазвитию.

5. Извлекайте пользу из сомнений. Понять, в какой области вашей компетентности не хватает, — первый шаг к профессионализму.

6. Радуйтесь своей неправоте. Поймав себя на ошибке, считайте ее новым открытием. Не бойтесь смеяться над собой. Не надо доказывать, что вы лучше всех — стремитесь быть лучше себя вчерашнего.

 

В. Сомневайтесь в себе вместе с другими.

7. У каждого нового знакомого есть чему поучиться. Все в чем-то разбираются лучше вас. Спрашивайте, что интересного люди переосмыслили в последнее время, или рассказывайте о ситуациях, в которой вы переоценили что-либо.

8. Соберите общество спорщиков. Дайте знать, по какому конкретному поводу хотите услышать мнение критиков.

9. Не избегайте конструктивного конфликта. Превратите разногласия в дебаты, чтобы стимулировать интеллектуальный подход и обойтись без перехода на личности.

 

II. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ В ОТНОШЕНИЯХ.

 

А. Лучше формулируйте вопросы.

 

10. Упражняйтесь в убедительном слушании. Расширяя чужие горизонты, можно добиться большего, слушая, а не говоря.

11. Начинайте вопрос с «как», а не с «почему».

Описывая причины, по которым приняли крайние мнения, люди, как правило, только больше укрепляются в них. А рассказывая, как убеждение сформировалось, они часто осознают пределы восприятия и начинают сомневаться.

12. Спрашивайте: «Какие свидетельства заставили бы вас изменить свое мнение?».

13. Интересуйтесь, как люди пришли к своему мнению. Чтобы помочь человеку переоценить точку зрения, предложите ему представить, какие у него были бы убеждения, родись он в другое время или в другом месте.

 

Б. Разногласие — танец, а не поединок.

14. Признайте общие взгляды. Дебаты должны быть похожи на танцы, а не военные действия.

15. Запомните: иногда чем меньше, тем лучше. Излагайте только самые убедительные доводы.

16. Подчеркните свободу выбора. Иногда люди сопротивляются не потому, что не согласны, а из протеста против давления.

17. Разговор о разговоре. Когда эмоции бьют через край, начинайте обсуждать ход беседы. Специалисты по переговорам в таких ситуациях рассказывают о своих чувствах и проверяют, правильно ли поняли чужие. Можете сказать, что разочарованы или расстроены, и осведомиться, разделяет ли собеседник ваше настроение.

 

III. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ.

 

А. Многогранное общение.

18. Вводите новые уровни в спорные темы. У любой истории больше двух сторон, смотрите на нее сквозь разные грани призмы. Умение различать оттенки серого делает нас более открытыми.

19. Не стесняйтесь оговорок и неопределенности. Это хороший способ пробудить любознательность.

20. Расширяйте свой эмоциональный диапазон.

 

Б. Учите детей переосмысливать.

21. Еженедельно развенчивайте мифы за общим столом.

22. Поощряйте детей переделывать работу и просить отзывы.

23. Не спрашивайте детей, кем они хотят быть, когда вырастут. Дети не должны идентифицировать себя с будущим занятием. Преждевременная идентичность закрывает двери к альтернативам. Старайтесь не сужать выбор ребенка, а помогайте ему видеть многие возможности. Не обязательно заниматься в жизни чем-то одним.

 

В. Создавайте культуру накопления знаний в организациях.

24. Отбросьте наработанные методы. Они предполагают, что все возможное уже сделано. Чтобы люди переосмысливали свою деятельность, используйте ответственность за процесс и всегда стремитесь к лучшему.

25. Обеспечьте психологическую безопасность. В культуре накоп­ления знаний люди могут безнаказанно задавать вопросы или возражать. Психологическая безопасность, как правило, начинается с примера скромности, поданного руководителем.

 

26. Введите в обращение карточки переосмысления. Не оценивайте решения только по результатам, а прослеживайте рассмотрение разных вариантов в процессе. Хороший результат при плохом процессе — чистое везение. А плохой результат при хорошем процессе может обернуться плодотворным экспериментом.

 

Г. Почаще переосмысливайте будущее.

27. Выбросьте план на десять лет вперед. Прошлогодние хобби могут наскучить в этом году, а непонятное вчера станет интересным завтра. Увлечения развиваются, а не появляются внезапно. Планируйте на один шаг вперед, оставляя возможность для переосмысления.

28. Переосмысливайте действия, а не только окружение. Осмысленные действия чаще всего начинаются с желания узнать что-то новое или помогать другим людям.

29. Устраивайте ревизию жизни. Оценивайте, чему успели научиться, как развиваются ваши убеждения и цели и не пора ли переосмыслить следующий шаг.

30. Выделяйте время на переосмысление. В моем календаре все плотно расписано. Один час в день я отвожу на размышления и получение новой информации, а теперь в придачу к этому раз в неделю занимаюсь переосмыслением. Общество спорщиков подсказывает мне, какие идеи и мнения пора пересмотреть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

★2

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн