Блог им. Replikant_mih
Кликбейтное название? – Нихрена!
Щас играли с дочкой (9 лет) в стихийно возникшую игру. Она написала 3 подписи и спросила меня, какую из них она написала последней. Я предположил какую, оказался, прав, этим её заинтересовал, повторили эксперимент, я снова верно угадал. В итоге игра заключалась в том, что она в строку рисовала объекты (10-15) – сердечки или смайлики или что-то ещё и я должен был глядя на эти объекты определить, какой из них был нарисован последним. И знаете в чем шок контент? – во всех 20 итерациях я верно угадывал этот объект. Оба в шоке) – дочь от меня как от гения/экстрасенса, а я от ситуации в целом, даже несколько раз переспрашивал, а не дурит ли она меня, говоря, что я угадал, хотя по факту не угадал, но по невербалике видно, что не дурит).
Естественно, я не от балды тыкал, а каждый раз у меня была какая-то логика выбора, щас дальше опишу примеры. После каждого раза слегка шокированной дочери рассказывал, почему выбрал именно этот объект, чем руководствовался, на что смотрел, она в ответ рассказывала как мыслила она, как выглядел процесс рисования. И так итеративно действовали дальше.
Итак какой логикой я руководствовался и почему такой суровый вин-рейт получился.
Самая первая итерация с 3-мя подписями – там они были все рядом, каждая последующая меньше предыдущей. Моя логика: посмотрел на подписи, которые она до этого рисовала, на их размер, подумал, что вряд ли она с первого раза будет меня запутывать, поэтому размер первой будет совпадать с размеров до этого нарисованной, а дальше последовательно расти или уменьшаться, 1 была размера с предыдущие, а остальные 2 меньше – значит самая маленькая нарисована последней. Эта и все дальнейшие логики были вероятностными, индуктивными, тем сильнее меня шокировало, что в 20 из 20 я угадал, при том что в основных итерациях было по 10-15.
Дальше были сердечки. Уже 8. В этот раз я подумал, что если рисовать сердечко последним, то надо не забыть под него место оставить… а если опыта в игре нет, то вряд ли это будет сделано как надо, бинго, центральное из 3-х самых кучно нарисованных сердечек. Озвучил свою логику.
Как думаете что сделала дочь на следующей итерации? – Правильно, постаралась выдержать равномерные размеры. Как действовал я: хм, у этого сердечка плохо прорисованный край, вероятно ручка перестала под конец писать – бинго, сработало. Логику свою тоже озвучил.
Дальше было 20 галочек — ± равномерные расстояния, а если и нет – то таких тоже много. Хмм, как на детекторе лжи, когда человек пытается что-то скрыть, бессознательно он должен себя выдать, у этой галочки чуть сильнее закорючка. Бинго – она. Логику озвучил.
Что сделала дочь на следующей итерации? – Правильно, все смайлики были максимально кривыми, кроме одного))). Бинго – он и есть. Логику дочери озвучил.
Дальше было дохрена шестерок в один ряд – вроде ничем не примечательные, у одной вроде плохо прорисована одна из сторон – опять паттерн с заканчивающейся ручкой? – Ок, попробуем. Бинго. Запомним, работающая тема.
На следующей итерации нет серьезных зацепок, но вроде между этими парами соседей аномальные расстояния – опять сыграла сложность рассчитать расстояния перед втыканием последнего рисунка – опять угадал.
Дальше дочь опять пыталась схитрить и закрашивала плохо прорисованный объект, что проявилось в лохматости линий – подловил, бинго.
На следующей итерации лохматые линии были уже ловушкой для меня, но я та на 2 шага вперед думаю). Снова угадал.
Потом была итерация с горизонтальными линиями – идеально выверенные расстояния между полосками, но… за счет этого длина втыкаемой последней полоски пострадала, а меня зацепило, что она отличается от остальных размером (маленькая), не грандиозная разница, но когда нет более весомых зацепок, цепляешься за мелочи.
Дальше было сложнее. На первых итерациях я эксплуатировал объективные закономерности (как то сложность просчитать расстояние чтоб когда втыкаешь объект он не теснился или наоборот) и т.д., дальше эксплуатировал попытку дочери меня обхитрить. А дальше стало сложнее. В какой-то момент она поняла, что хорошей стратегией будет делать либо максимально зашумленные рисунки – все разные кривые косые и каждый по-своему или наоборот нарочито ровные одинаковые. Мне становилось всё сложнее, в основном стал опираться на аномалии – вижу (предполагаю) я логику или нет, но если один объектов по какому-то признаку отличается от остальных – возможно это нужный и есть и это дальше срабатывало, где-то это подсознание выдавало человека (как на детекторе лжи), где-то ещё какие-то объективные причины, дочь каждый раз рассказывало, что было в этот раз – тут она старалась максимально ровно, но рука дрогнула, а у меня потом за это глаз и зацепился, тут цифра ниже всех вылезла и т.д.
Очень забавно, короч, и, реально, немного шокирующе. При чем здесь алготрейдеры и алготрейдинг? – Алготрейдер по сути действует в похожей среде и наработанные там навыки, вот и в такой игре дают о себе знать.
люди чувствуют когда на них смотрят
человеческий интеллект часто выдумывает обоснование своего выбора
если человеку задать вопрос, зная ответ, вероятность верного ответа близка к 90%
...
и ещё тысячи подобных исследований
люди телепаты. смирись с этим.
И про подгонку сознательного обоснования про бессознательный выбор — тоже верно. Мощные механизмы, определяющие наши действия во многом.
Но в то же время не думаю, что в этой игре это как-то или сильно влияло. Одно дело из 2-х выбирать, другое из 20. Часто дочь отходила когда я точку ставил возле моего выбора, а когда она рисовала — тоже выходила в другую комнату. На научный эксперимент не тянет, конечно, но я сам для интереса всякие такие факторы старался исключать потому что самому стало очень все это любопытно.
какой IQ?