Блог им. warguswar

Угроза санкций не так страшна как инфляция. Статистика по продовольственной инфляции в России и странах ЕС

Эксперты объяснили феноменальный рост цен на продукты в России

Еда подорожала в 7 раз сильнее, чем в ЕС

Рост цен на продукты питания в России за 2020 год в семь с лишним раз обогнал темпы подорожания еды на прилавках стран Евросоюза. Соответствующие данные обнародовал Росстат, согласно подсчетам которого продовольственная инфляция в нашей стране составила за прошедший год 7,9%, тогда как в ЕС – лишь 1,1%. 

Статистика по продовольственной инфляции за прошлый год В России выглядит удручающе. Особенно, в сравнении с соответствующими данными ЕС, где продовольственная инфляция оказалась едва заметной, а у нас – в 7 раз выше. Например, в декабре цены на продукты питания в РФ подскочили на 1,9%, а в Евросоюзе они, наоборот, снизились на 0,4%.

Особенно контрастно ситуация за весь 2020 год выглядит с овощами (у нас они подорожали на 20%, в ЕС подешевели на 1,2%), с маслом и жирами ( в РФ – рост на 11%, в ЕС- снижение на 1,1%). Да и по другим продовольственным группам картина не лучше. Так, цены на «сладкое» (сахар, джем, мед, шоколад и конфеты) в России увеличились на 13,6%, а в ЕС — на 1%; на фрукты – соответственно, на 12,9% и на 4,5%; на хлебобулочные изделия и крупы — на 8,6% и на 1,1%.

Рыба и морепродукты в России за 2020 год подорожали на 5,6% (в странах Евросоюза — в среднем на 1,4%); молочные изделия, сыры и яйца — на 5,1% (в ЕС — на 0,7%); мясо и мясопродукты — на 3,3% (в ЕС — на 1,5%).

Чем же вызван столь бурный Рост цен на еду в России? На коронавирус и пандемию это явно не спишешь, ведь в этом отношении все страны в одинаковом положении. Главный виновник случившегося взлета цен на еду – слабый рубль, в один голос утверждают эксперты.


«В нашей стране в отличие от Европы гораздо более высока доля импортных, завозных продовольственных товаров, а также сырья и оборудования для их производства. Евро же подорожал к рублю за прошлый год почти на 30%, доллар — на 20%. Это не могло не отразиться на стоимости продуктов. Поэтому в этой ценовой гонке мы и оказались «впереди Европы всей»», — пояснил главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман.


С ним полностью согласен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «В результате существенного падения рубля к доллару и евро, затраты компаний-изготовителей еды автоматически выросли, поскольку в производстве практически всех продуктов питания в России есть импортная составляющая», — утверждает эксперт.

К этому фактору он добавляет еще один: увеличение мировых цен на продовольствие в прошлом году. «На фоне пандемии во многих регионах планеты возникли проблемы с проведением весенних полевых работ и сбором урожая. О том, что это обернется дефицитом продовольствия в глобальном масштабе, ООН и ВТО предупреждали еще весной. Именно это мы сейчас и наблюдаем», — поясняет Деев. По его словам, в России такая ситуация сказалась, в первую очередь, на пшенице, которая внутри страны подорожала на 30%. Это привело к росту отпускных цен на хлеб, муку, мясо, яйца, молоко.


Велика вероятность того, что тренд на ослабление рубля получит продолжение в наступившем 2021 году, что будет и дальше разгонять продовольственную инфляцию. С января выросли акцизы на алкоголь, усилилась налоговая нагрузка на бизнес, продолжается кампания по маркировке различной продукции, включая, к примеру, питьевую воду и молоко. Следовательно, производителям придется закладывать в цены продовольствия все эти дополнительные издержки.

Правительство  в ручном режиме пытается регулировать цены на социально значимые продукты, дабы не допустить их взлета. Но это временное решение.


+ рост цен на бензин добавит свой вклад в инфляцию в России

В России с конца 2020 года наблюдается резкий рост оптовых цен на автомобильное топливо. С начала декабря Аи-92 и Аи-95 подорожали на сырьевой бирже на 8% — до 48 тысяч и 49 тысяч рублей за тонну

Средние розничные цены на бензин марки Аи-92 в России с 28 по 31 декабря 2020 года выросли на 4 коп. по сравнению с предыдущей неделей, до 43,66 рубля за литр. Цены на бензин Аи-95 увеличились также на 4 коп. и составили 47,16 рубля за литр. Дизельное топливо подорожало на 8 коп., до 48,92 рубля за литр, свидетельствуют данные Thomson Reuters Kortes.

 


Данная публикация является личным мнением автора. Мнение владельца сайта может не совпадать с мнением автора.

4.3К | ★3
64 комментария
Бизне$$ Ангел, я в 90-е когда в школе учился помню утром перед каждым походом в школу мельком ТВ смотрел, там каждый день объявляли на сколько рубль к доллару обесценился, а когда ходили в магазин было интереснее: каждый день цена на хлеб менялась, все росла и тд. Надеюсь все же не будет так грустно как тогда
avatar
Avalanche, y.e. прямо в ценниках и писали, чтобы не переписывать кучу ценников каждый день. 
avatar
Сергей Андреев, да раз в месяц будут поднимать на 20% и все…
Avalanche, не будет сейчас сразу с запасом цены поднимают. чтобы каждый день не переписывать… хлеб из говна уже по 36р буханка в Пятерочке… а нормальный если этого же веса то 80-100р выйдет.
В отличии от Евросоюза в РФ слишком низкое кредитное давление на средний класс, поэтому потребление идет в ногу с печатным станком.
avatar
навальный:                                                                                       я очень надеюсь, что люди будут все больше и больше осознавать это. И, когда они осознают — а такой момент придет — все это рассыплется. Потому что вы не посадите всю страну. Потому что всех таких людей, которых лишили перспектив, лишили будущего, которые живут в богатейшей стране и получают ноль от национальных богатств, НОЛЬ получают все остальные! Мы только по количеству миллиардеров в мире растем. Все остальное падает. Понимаете?! Я сижу в своей камере и слышу: подорожало масло, подорожали макароны, подорожали яйца.

2021 год. Страна — экспортер нефти и газа. У нас вся страна говорит о том, что макароны подорожали и жить больше не можем. Вы этих людей лишили перспектив. И вы этих людей пытаетесь запугать. И я призываю всех не бояться.
Вся эта власть основана ровно на этом…

avatar
Добрый человек, так нефть же всё, газ всё, о каком богатстве идет речь то? О ресурсном? :)
avatar
drow, нефть то в долларах — а зарплата у всех в рублях.., да и в рублях падает еще…
Добрый человек, слишком много тех кто ничего не делает, а только дубинкой машет. А если дубинкой махать, то масло, макароны и яйца на прилавках не появятся. Их бы в поле и плуг в руки.
avatar
IliaM, а ещё есть и другие, которые вместо работы идут к тем первым с дубинкой. Получают сначала по голове, а потом выпадают из производственного процесса.
avatar
IliaM, до 33-35лет с дубиной походят, а потом уже и пенсия, и дальше тоже не работают- хрен их заставишь, сдают домики в Краснодарском крае потом…
Ну, Навальный обычный  болтун и продажная сучка. Своими действиями приводит к санкциям и инфляции и сам же ратует за её отсутствие. 
Владимир Никитин, да ладно… И взятки откаты обвал рубля. Отсутствие заводов. Стабильное повышение цен на бензин. И вы считаете это все Навальный
avatar
дадашов фархад, мы так не считаем, но что навальный гадит в моменте  рынку это вполне очевидно, и популизм его не вызывает симпатий. А все остальное не зависит от Навального или Путина.
avatar
дадашов фархад, 

Я думаю против России идёт война и не только информационно-санкционная. В США, на западе, взяток во много раз больше, но Навальный об этом не делает фильмы, не нанимает голливудскую компанию снимать фильмы. То есть он работает на западные спецслужбы – за что заплатили о том и треплется. А то что этим вредит россиянцам это очевидно.

Владимир Никитин, гляди ка очередную консерву достали из резерва, сидела сидела год в запасе и решила отметить юбилей..))
avatar

Ожидается, что сокращение российской экономики в 2020 году будет вдвое меньше, чем в еврозоне, где падение может составить 7,3%. По итогам текущего года ВВП России может вырасти на 3%.

Прямо не знаешь кому верить, рейтинговому блогеру Avalanche из Екатеринбурга или некоему заграничному  сайту bloomberg.com

Russia Suffers Smaller Economic Slump Than Peers in 2020 By Anna Andrianova

avatar
MPlus, блохер — это почти всегда мерзко. Блумберг — со второго раза на третий. А верить никому нельзя.

avatar
SergeyJu, В рейтинге Bloomberg по экономической и финансовой стабильности стран Россия заняла второе место из 17-ти. Учитывались такие факторы, как прогноз по ВВП и внешнему долгу, валютные резервы, реальная процентная ставка.

Ну мы то с вами знаем :-)
avatar
MPlus, у блумберга случайная оговорка вышла. Им исправят. 
avatar
SergeyJu, … извините… мне можно -))))
avatar
Кто выдал такие цифры ?!!! Рост масла на 11 % ?! А на 70 % не хотите! НА сахар на 13 %? Это где такие ценники? В Думской лавке? Читаешь и диву даешься, в разных странах как будто живем 
avatar
Валера, ожирение одно из самых страшных заболеваний. Повышая цены на еду правительство заботится о народном здоровье, защищает россиян от болезней сердца, сосудов, поощряет вести активный образ жизни
avatar
Harry_Potter, надо вообще все убрать с прилавков. Побегал по магазинам и ничего не купил и  жирок сбросил.
avatar
Валера, интересно, почему вот такие как вы не помнят падение цены на сахар с 50 до 20 ре… Зато обратный рост помните замечательно… А помидоры, которые в 10-м году стоили 300 ре тоже не помните?
Я это не к тому, что нет роста продовольственной инфляции (как, впрочем, и во всем мире). Я к тому, что надо строже следить за цифрами.
avatar
КРЫС, помидоры это не из того ряда это исключение, умышленно созданный дефицит. 
avatar
Валера, не на сахар, а на сладкое, включая шоколад и конфеты.
avatar
Валера, Согласен, 50-60% повышение год к году. На овощи до 100%, кое-где картоха и на 150% уже дороже прошлого года. Просто всем не так заметно. Ну было 10р, через полгода 15р, через 3 месяца стало 30р. Так бы на брокерском счёте менялось быстро.))
avatar
Валера, это по офиц. данным, там на данные Росстата ссылаются. И даже по офиц. данным все дорого, тут уж нет возможности циферки снижать.
avatar
Валера, я в 2015 покупал сахар по 50. Вчера купил по 46. Нет никаких ужасающих процентов, не надо истерик.
avatar
avatar
Так вроде ничего нового. Инфляция в России всегда сильна, это просто основной механизм того, чтобы «отнасничегонезависит», «вмиренасуважают», а также все остальные не приближенные к властной тусовке получали бы минимум от природной ренты. 





avatar
anatolyutkin, по сахару смешная табличка… Собственноручно по 20-25 ре за кг несколько последних лет покупал
avatar
КРЫС, Да ухохочешься просто, ага. Особенно бенз, я сам его вчера по 10 рэ за литр полный бак заправил, машинка у меня супер, на год точно хватит. 

Чего не так то? Бенз чтоль меньше сорока сейчас? Или может доллар по 30? Или буханка хлеба не тридцатку стоит? Да и сахар то чето как-то сомневаюсь что можно в розницу по 25 купить, хотя вам виднее канеш. 
avatar
anatolyutkin, мутный поток сознания увидел на простую фразу, что в табличке ерунда по сахару написана.
Ну а если сомневаетесь в цене сахара — видно, что по магазинам не ходите. Так откуда столько мути?
avatar
anatolyutkin, розничные цены на бензин удвоились за 11 лет. (январь 10-январь 21). Это соответствует среднегодовой инфляции 6,5% в год. 
Среднегодовая инфляция за этот период по Росстату 6,57%. 
Вот не понимаю, чего так переживать, когда цифры более-менее бьются.
avatar
SergeyJu, Дык данные то росстатовские по сути, поэтому и цифры бьются. Я не переживаю. 

А так, инфляция в 6.5% в год (и это 2010--н/вр, а ведь для периода 1998--2010 бензин удесятерился, что соответствует инфляции 26% в год)--вы считаете, что это прям немного чтоль? Я вот считаю, что такого уровня инфляция в стране с половиной доходов в виде ресурсной ренты это просто регулятор доли, получаемой основной частью граждан от ренты. 

Кстати, поскольку природные ресурсы продаются за доллары, то и цены интересно посмотреть в долларах:



На мой взгляд, это такая весьма интересная и информативная картинка. Как часть до 2012 года, так и часть после. 

avatar
anatolyutkin, а смысл в долларах считать?
avatar
asfa, Прежде всего, доллар--это условно адекватная единица измерения ценности, поскольку ценность самого доллара меняется не быстро. Ну как пример, индекс ММВБ и индекс РТС разительно отличаются на периоде лет десять, это просто потому, что рубль не является адекватной единицей измерения ценности. Поэтому, имхо, любые цены в России адекватно измерять в долларах а не в рублях, поскольку рубль--это какбэ не совсем деньги, ибо рубль абсолютно не выполняет функцию сбережения. 

Далее. Конкретно эта картинка выше иллюстрирует следующее. Что когда цена на нефть растет, то цены в долларах растут. Когда цена на нефть падает--цены в долларах падают. Фактически, это означает, что если измерить цены на жизнь в единицах нефти, то получится условно постоянная, не зависящая от времени величина. То есть прожиточный минимум--это всегда условные парочка баррелей нефти. 

Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что:
А) В России все завязано на продажу ресурсов, особой Add Value здесь не делается. То есть экономика России--это дележка природных ресурсов.
Б) Граждане России от дележки ресурсов в среднем всегда получают условные пять-десять баррелей нефти в месяц. Которые и проедают/проживают.
В) И вряд ли эти условные пять-десять баррелей нефти являются большой величиной. То есть граждане России в среднем--бедные, были бедными, являются ими и, вероятно, в обозримом будущем, будут (поскольку все действия нынешней власти на протяжении 20 лет нацелены исключительно на сохранение этой ситуации). 
avatar
anatolyutkin, спасибо!

Просьба ответить ещё на вопрос в Вашем в старом посте.
avatar
asfa, Ответил.
avatar
Все верно, несколько последних лет он и дешевел. А в 2014 и 2015 стоил под 50 р.
avatar
КРЫС, чеки за несколько лет в студию
avatar
Да я вам сейчас чек с автозаправки бы показал, если б умел сканировать -) 10 ре за полный бак 2.01.2021... 
За «спасибо» некоторые заправки наливают -)

avatar
КРЫС, так за 10 ре или за «спасибо»? 
И вопрос был не про бензин, а про сахар, который вы в течение нескольких последних лет покупали за 20-25
avatar
Ян Карлович, ну, если вы серьезно не ходили в магазин и не знаете цен на сахар последние годы, рекомендую вам пообщаться со своей домоработницей (женой). Думаю, она цены прекрасно помнит.
А за бензин… 10 ре +«спасибо»
avatar
пост плохой для СЛ. Нет выхода на инвестиционную или торговую идею, хотя эти идеи лежат на поверхности.
avatar
Григорий, инвестиционная идея — покупка производителей продовольствия и подобного. Гляньте, например, на график Фосагро, русская Тесла))
avatar
Alex666, давным давно напечатана книжка Джимми Роджерса, в которой он написал, что купил фосагро. Держит по сию пору.
avatar
При введении контрсанкций, которые запретили огромное количество иностранных продуктов в россии было сразу очевидно — рост цен на продукты будет адский. Не бывает по другому без конкуренции.
В итоге выиграли: ткачев (бывший министр сельского хозяйства) — сельхозка, скупил по сути весь краснодарский край, тимченко (друг путина) — владеет почти всей дальневосточной рыбой и т.д.
Все импортозамещение было только в угоду «своим», на народ власти давно плевать.
Граждане судя по аморфности очень скучают по инфляции в сотни процентов в год.
avatar
Ставка рефинансирования сейчас выглядит несуразно, отстала раза в два от реальной инфляции.
avatar
Маркиз Лафайет, гиперинфляция строго только в продовольственном сегменте. А в сфере услуг так вообще дефляция вон.) Так что ставка рефинансирования вполне актуальная и ее рост не окажет никакого особого значения на снижение продовольственной инфляции. Как любит говорить Набиуллина, мы имеем там немонетарную природу инфляции.)
avatar
Alex666, нет никакой гиперинфляции. И не надейтесь.
avatar
Alex666, откуда дорожать услугам, если рынок труда провалился. 
avatar
Маркиз Лафайет, реальная инфляция в годовом исчислении 5,3. Против ключевой ставки в 4,25. Но ЦБ надеется, что после 1 квартала инфляция начнет падать. Потому будет держать ставку на этом уровне
avatar
Добрый человек, землю крестьянам, фабрики рабочим…
Альфа,  мне один азербайджанец на волоколамке втюхивал тогда помидоры по 500 ре… И на мой аргумент, что это дороже в 2 раза мяса говорил — ты только понюхай эти помидоры… Ни грамма «гавна»....
Помидоры на рынке тогда я брал по 300. И это июль-август!!!
Сейчас, когда летом захожу на рынок и беру великолепные помидоры по 150 — все время вспоминаю того азербайджанца…
А что за магазины мы потеряли?
avatar
К этому фактору он добавляет еще один: увеличение мировых цен на продовольствие в прошлом году.
Ну так-то это главный фактор. 
Да, Россия начала активно выходить на мировые рынки продовольствия.
Да, есть масса госпрограмм поддержки сельхоз (и не только сельхоз) экспорта.
Да, цена на говядину выросла с 10 бразильских реалов в 2019 году (140 рублей за килограмм) до 19 бразильских реалов в 2021 году (265 рублей за килограмм).
Да, цена пшеницы выросла с 420 центов за бушель до 650+ центов за бушель с 2019 по 2021 годы (грубо говоря, с 10600 рублей за тонну до 19500). 
Просто надо привыкать, что уже совсем скоро фермеру из алтайской Зажопинки будет в равной степени просто продать 10 камазов зерна на экспорт в Египет или на местный элеватор. И если раньше зернотрейдеры на элеваторе могли закладывать себе «прокладочку» между элеватором и Египтом в размере 3х, то теперь места для этой прокладочки не остается, и либо элеватор предлагает «египетскую» цену, либо перепрофилируется, например, в барбер-шоп или кальянную.
А следовательно и заканчивается халява, когда у нас цены на отечественное продовольствие в разы отличались от цен в странах с открытыми рынками. Да, цены на мираторговскую говядину и на новозеландскую будут потихоньку выравниваться, и совсем не по причине удешевления новозеландской.
avatar
Рост потребительских цен в России в период с 26 января по 1 февраля был почти нулевым —0,03%, следует из новых материалов Росстата

Продолжили дешеветь подсолнечное масло, яйца и хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки, снижение составило 0,5, 0,2 и 0,1% соответствено

Расходимся, пацаны!
avatar
MPlus, не-не..) рано расходиться… Пусть в годовом выражении для начала инфляцию ниже 5 занесут..)
avatar

Читайте на SMART-LAB:
💰 СД Займера рекомендовал направить на дивиденды 100% чистой прибыли IV квартала 2025
Совет директоров Займера на заседании 12 мая рекомендовал направить на выплату дивидендов за IV квартал 2025 года 1,11 млрд рублей. Это...
Рефинансирование как главный риск 2026 года для держателей облигаций
Если в 2024–2025 годах ключевой темой для российского долгового рынка была сама стоимость денег, то в 2026 году фокус смещается. Теперь для...
Как инвестиционный консультант помогает инвестору сохранять хладнокровие
В последние годы ситуация на фондовом рынке остается напряженной – высокая волатильность стала частью ежедневной реальности инвесторов. По...
Фото
Исповедь по Магниту: пришло время каяться за свои грехи. Самый подробный разбор отчета за 2025 год 
Магнит — это как сыр с плесенью. Удовольствие для гурманов 😁 Примитивная оценка акций Магнита делается через мультипликатор EV/EBITDA...

теги блога Avalanche

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн